"НАМ СЛЕДУЕТ ОПАСАТЬСЯ "ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН"- заявляет президент американского институт по изучению проблем космоса и безопасности Роберт Боумэн, статью которого опубликовала газета "Крисчен сайенс монитор".
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ в печати так много пишут об отрицательном отношении Советского Союза к концепции "звездных войн", что люди начинают говорить: "Если они так боятся этих "войн", то это, должно быть, хорошо для Соединенных Штатов".
Истина заключается в том, что если уменьшающаяся возможность ядерной войны укрепляет безопасность Соединенных Штатов и Советского Союза, то все, что усиливает риск войны, подвергает угрозе безопасность обеих стран. Вот почему контроль над вооружениями так важен.
Страшная разрушительная сила ядерного оружия сделала интересы США и СССР в области безопасности почти идентичными. И мы и они заинтересованы в том, чтобы выжить. А это может быть достигнуто только в случае, если нам удастся предотвратить войну. Такого понятия, как национальная безопасность, больше не существует, существует только общая безопасность.
Может быть, стоит подумать о том, что если русские так опасаются "звездных войн", то нам тоже следует их опасаться. Имея это в виду, давайте попытаемся определить, почему Советский Союз так опасается "звездных войн", и попытаемся взглянуть на них "с колокольни русских".
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, русские относятся с уважением к нашей технологической мощи. Но мы должны помнить, что США открывали гонку в области развертывания все новых вооружений, начиная с ядерных бомб до ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (МИРВ), но в конце концов это вело к ослаблению нашей безопасности, когда русские догоняли нас. В результате возникал еще более опасный тупик в деле контроля над вооружениями.
Во-вторых, русские знают, что системы в духе "звездных войн" не являются чисто оборонительными. Они даже не являются в первую очередь оборонительными. Ведь оборонительные системы - это, например, батарея береговой артиллерии. Другой пример: зенитная батарея. Такое оружие характеризуется тем, что находится на вашей территории и не может угрожать никому, кто не вторгается на эту территорию.
Оружие же, известное как оружие "звездных войн", не относится к такой категории. Предполагается, что оно будет обращаться вокруг Земли в космосе, пролетая как раз над воздушным пространством потенциальных противников. Таким образом, оно может, поражать не только космические объекты "противника", но и то, что находится на территории других суверенных государств.
Оно очень похоже на линкор "Нью-Джерси", курсирующий в Средиземном море, с которого можно обстрелять любое судно в международных водах и даже портовые города на территории какой-нибудь другой страны (как это было в Ливане). Стали бы русские называть корабль "Нью-Джерси" оборонительным оружием?
Так и с оружием "звездных войн".
Пролетая по орбите на высоте 300 миль над территорией Советского Союза, оно было бы весьма эффективным в отношении любых спутников. А некоторые системы из программы "звездных войн" можно рассматривать только как наступательные по отношению к объектам на Земле. Они способны поражать и население.
И ЕЩЕ ОДИН ФАКТ. Даже сомнительный "оборонительный" потенциал представлял бы угрозу для русских, если бы мы не отказались вначале от своих наступательных вооружений (сам президент Рейган сказал об этом в своем выступлении 23 марта 1983 г.). Подобно тому, как жители Нью-Йорка, которым запрещено носить пуленепробиваемые жилеты, боятся полицейских, которым это разрешено, так и СССР и США опасаются ядерной сверхдержавы, обладающей ядерным щитом на случай ответного удара.
И наконец, взгляните на наши предложения в области контроля над вооружениями с точки зрения русских. В настоящий момент между СССР и США существует ядерный паритет. В этих условиях мы, разумеется, не можем угрожать СССР и диктовать ему свою волю. И вот теперь Соединенные Штаты, в сущности, говорят русским: "Нам надоело жить в условиях равенства, поскольку мы не можем контролировать ваше поведение. Что хорошего в ядерном оружии, если им уже нельзя никому угрожать? Так что единственная для нас возможность вновь получить рычаг политического воздействия на вас - это приобрести абсолютное военное превосходство. Для этого мы и разрабатываем "космическое оружие". Но у вас слишком много ракет. И мы в любом случае не сможем успешно обороняться от них. Но если бы вы согласились отказаться, ну, скажем, от 80% их, тогда остальными вы наверняка не смогли бы нанести ответного удара".
Нетрудно представить себе нашу реакцию, если бы русские говорили с нами в таком же духе.