Примерное время чтения: 7 минут
122

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Частное предпринимательство в Китае

ПЕРЕУЛОК Мэнькуан за воротами Цянь-мэнь в Пекине сегодня хорошо знаком не только жителям столицы КНР, но и приезжим. До поздней ночи не затихает бурная жизнь в его узком жерле. Чинно шествует с коромыслом на плечах продавец соевого сыра, лоточник в белой куртке режет тонкими ломтиками замороженную баранину со льдинками и, посыпав солью, подает покупателю на листе бумаги.

Такие торговые ряды, превращенные в конце 60-х годов в жилые кварталы, ныне переживают второе рождение. Бум частного предпринимательства распространяется по всей стране - от Пекина до Куньмина. Бойкая торговля идет не только продуктами питания, но и всевозможными промтоварами, начиная от шанхайских термосов и наручных часов и кончая американскими джинсами.

ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ КУРС

Развитие частного предпринимательства - так называемого "индивидуального и коллективного хозяйства" - ныне официальный и долговременный курс во внутри- экономической политике Китая. Этот активно возрождаемый уклад в народном хозяйстве КНР, как указывается в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, является "необходимым и полезным дополнением социалистическом экономики". Государство при этом обязуется "устранить преграды на пути его развития", создать соответствующие условия и обеспечить "юридическую защиту".

В одной трети городов и уездов Китая созданы ассоциации честных предпринимателей. Специальным решением Госсовета часть мелких предприятий розничной торговли, общественного питания и сферы обслуживания передается "под управление" коллективам или в аренду частным лицам.

Сегодня, как сообщила "Жэньминь жибао", частным лицам или коллективам сдано в аренду на срок от 1 до 5 лет свыше 11 тыс. мелких государственных предприятий сферы торговли и обслуживания. В опытном порядке начата передача частникам некоторых небольших промышленных госпредприятий. "Экономическая выгода этих мер, - считает орган ЦК КПК, - очевидна".

Если в первой половине прошлого года "индивидуальным хозяйством" в торговле, сфере обслуживания и промышленности, по данным газеты "Гуанмин жибао", занималось около 8 млн. человек, то ныне - 13 млн. Много это или мало? По числу занятых это примерно около 10% всех рабочих и служащих страны. По свидетельству журнала "Хунци", частники "дают" около 2% стоимости валовой продукции промышленности и почти 12% розничного товарооборота КНР.

ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНИКОВ

Расширился и диапазон деятельности частников - от кустарного производства и торговли до выпуска некоторых бытовых товаров. Одни открывают собственные магазины или ресторанчики с рекламными плакатами на входе: "Мы торгуем по твердым ценам и не обсчитываем стариков и детей" Другие - мастерские по ремонту электроприборов, велосипедов или сельскохозяйственной техники. Третьи "активно развивают единоличный транспорт", обеспечивая до 50% грузоперевозок в ряде сельских районов страны.

Фабрикант Шао, которого приводит в пример центральная печать, начал с изготовления всей семьей картонных коробок для фармацевтических фабрик. Ныне он на полученную прибыль основал с компаньоном автобусную компанию и "успешно конкурирует" с государством в пригородах Пекина. Его реклама гласит: "Во время поездки мы подаем пассажирам горячую воду и оказываем медицинскую помощь".

В Пекине, по данным газеты "Бэйцзин ревью", действуют уже более 50 частных школ, в которых обучают иностранным языкам, музыке, фотографии, машинописи, шитью одежды и т. д. Только в школе "Чан-чжэн" овладевают профессией бухгалтера свыше 1200 человек. Плата за обучение составляет в полугодие 20 юаней, или около трети средней зарплаты рабочего в месяц. В Фучжоу, сообщила недавно газета "Чжунго фунюй бао", открылся и первый в КНР частный вуз.

В соответствии с новыми установками Пекина, занимающимся частной практикой врачам разрешается открывать свои клиники и аптеки. По мнению министра здравоохранения КНР Цуй Юели, расширение этого бизнеса - "главный метод улучшения медицинского обслуживания населения".

Согласно решению Госсовета и ЦК КПК, наемный труд на частных предприятиях ограничен двумя "помощниками" и пятью "учениками". Но в это число не входят родственники. Поэтому 300 "родственников", например, работают на владельца фабрики в провинции Фуцэянь. Немало таких "заботливых глав рода", судя по сообщениям, и в других районах страны.

Такова витрина частного предпринимательства в Китае. Ее охотно демонстрируют западным визитерам, о ней много и с нескрываемым одобрением пишет буржуазная пресса. Выступая недавно в сенатской комиссии по иностранным делам, госсекретарь США Дж. Шульц сказал, что сегодня в КНР происходит, по его мнению, "поистине историческое событие: в стране проводят в жизнь смелую программу реформ", главными чертами которой являются "великий поход на рынок" и "отбрасывание устаревших экономических доктрин".

Однако возрождение "того уклада в китайской экономике проходит, судя по признаниям печати КНР, далеко не гладко встречает сопротивление на своем пути, порождает идеологические, моральные и экономические проблемы. В одной из передовых статей газеты "Жэньминь жибао" в этой связи указывалось на "опасность мирного перерождения партии" в результате распространения среди партийных и административных работников коррупции и разного рода махинаций. По мнению органа ЦК КПК, ныне таких преступлений совершается "гораздо больше", чем сразу после образования КНР. Моральные устои общества, пишет газета, подвергаются "серьезному разлагающему влиянию" буржуазной идеологии и духа чистогана.

Несмотря на строгий запрет партийным и государственным работникам со стороны ЦК КПК и Госсовета заниматься частнопредпринимательской деятельностью, это постановление нарушается сплошь и рядом. В провинции Ляонин, сообщила недавно "Жэньминь жибао", ответственные работники парткомов, комитетов комсомола и местных народных правительств приняли участие в создании более 900 частных торговых компаний, магазинов и предприятий. Используя свое служебное положение, они незаконно получали для своего бизнеса дефицитные материалы и сырье, занимались спекуляцией. Многие из них, отмечает газета, "упорствуют в своем заблуждении" даже после соответствующего указания центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.

Выступая на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва, премьер Госсовета Чжао Цзыян в этой связи обратил особое внимание на злоупотребления, проявившиеся в ходе реформы. Он призвал нанести "беспощадный удар невзирая на лица" по тем, кто использует реформу в преступных целях.

НЕЗАКОННЫЕ МАХИНАЦИИ

Об ощутимом материальном ущербе в результате махинаций бизнесменов все чаще сообщает китайская печать. Так, группа ответственных работников провинции Гуандун, писала "Жэньминь жибао", в прошлом году через частную гонконгскую компанию незаконно сбыла за рубеж 5300 тонн табачного листа, обокрав государство на 5,5 млн. долл. Хорошо "погрел руки" на частном предпринимательстве и некий Цянь Хунчэн из Гуйяна. Открыв фиктивную заочную школу эсперанто, он собрал с 60 тыс. доверчивых студентов по всей стране более 650 тыс. юаней, из которых 300 тыс. вложил в 23 подпольных предприятия.

Хотя и в выступлениях китайских лидеров, и в пространных статьях центральной печати выражается полное одобрение и поддержка возрождению частнопредпринимательской деятельности, тем не менее этот курс, судя по сообщениям из КНР, наталкивается на довольно серьезное противодействие. На периферии, невзирая на строгие указания из Пекина, продолжают вставлять палки в колеса развитию частной инициативы. Местные руководители, которых "Жэньминь жибао" называет "сторонниками закостенелого стереотипа и защитниками старой модели", "давят" частников налогами, тянут с выдачей им разрешений на занятие бизнесом, "мучают" проверками и "всеми силами пытаются заставить их свернуть свое дело".

В сложной и противоречивой борьбе мнений утверждается в КНР частное предпринимательство, объявленное одной из основополагающих черт "социализма с китайской спецификой".

Б. ФИЛИППИН, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно