"НИССАН ДЗИДОСЯ" И ДРУГИЕ
В капиталистическом мире лидером роботизации промышленного производства стала Япония. По данным на начало 80-х годов, в стране насчитывалось 20 тыс. роботов и 60 тыс. роботоподобных устройств. Сейчас здесь более 2/3 всех роботов, функционирующих на Западе.
Это только начало - так считают японские специалисты. Почему именно Япония явилась инициатором интенсивной роботизации производства? В какой-то мере на этот вопрос отвечает решение о резком повышении производительности труда, принятое в начале 80-х годов руководством автомобильной фирмы "Ниссан Дзидося". У фирмы, выпускающей 2,6 млн. из 10,6 млн. автомобилей, производимых в Японии (данные 1983 г.), возникли трудности в сбыте своей продукции в США и странах Западной Европы, которые установили жесткие квоты на импорт автомобилей из Японии. И вот тогда на конвейере "Ниссан Дзидося" появились роботы. Сейчас их насчитывается более 1 тыс. штук. Таким образом фирма вышла из положения, выставив за ворота предприятий тысячи рабочих.
Примеру "Ниссан Дзидося" последовали и другие. Использование роботов фирмой "Хитачи" на линии сборки сократило время изготовления единицы продукции на 80%, производственные затраты - на 30%, а запасы сырья и полуфабрикатов - на 80%. Что и говорить, эффектные цифры. Однако за ними кроется незавидное положение армии безработных. Достаточно сказать, что один робот в Японии оставляет без работы 3 - 4 человек, а один обрабатывающий центр - 15 - 20.
Автоматизация производства приводит к стремительному росту числа безработных. До появления роботов в течение 20 лет уровень безработицы в Японии не превышал 1 - 1,5%. В 1975 г. он достиг 1,9%, в 1978 г. - 2,2%, в 1982 г. - 2,35%. В сентябре 1983 г. общее число безработных достигло 1,6 млн. человек, что на 230 тыс. больше, чем в сентябре 1982 г.
Это по официальным данным. Реальное же количество, как утверждают японские экономисты, в 2 раза больше и составляет около 6% численности трудоспособного населения страны.
"ОНИ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПРОФСОЮЗНЫХ БИЛЕТАХ"
Роботизация становится серьезной угрозой и для трудящихся Америки. Так, по мнению американских специалистов, роботы могут выполнять 7 млн. видов трудовых операций, т. е. 1/3 всех работ в промышленности США. В будущем, согласно прогнозам, автоматизация может охватить 65 - 75% всех рабочих мест в американской промышленности.
Конечно, количество роботов можно разумно регулировать. Однако в условиях капитализма это практически немыслимо. Слишком велик соблазн для предпринимателей: даже сейчас, когда роботизация лишь начинается, операции, выполняемые роботами, обходятся дешевле труда рабочих. Эти механические исполнители безропотны, не бастуют, не требуют прибавок к зарплате.
- Они не нуждаются в профсоюзных билетах, - восторженно воскликнул один из боссов автомобилестроительной компании "Дженерал моторс".
- Но они не покупают автомобилей, - отрезал профсоюзный лидер Уолтер Рейтер.
Действительно, роботизация - палка о двух концах. Но в погоне за прибылью предприниматели не думают о последствиях. Их заботит другое: как оправдать наступление роботов. В печати капиталистических стран все чаще появляются статьи, в которых откровенно, с изрядной долей цинизма, говорится о высокой стоимости рабочей силы и о том, что она, дескать, сама себя вытесняет с рынка рабочей силы. Выходит, что виноват сам рабочий, а не предприниматель.
ЗА 30 ЛЕТ - 30 МЛН. БЕЗРАБОТНЫХ
Правда, уже сейчас раздаются обеспокоенные голоса. Так, американские эксперты считают, что "роботы или компьютеры с искусственным разумом в течение ближайших 30 лет вытеснят до 30 млн. рабочих на конвейерах. Что делать с этими людьми - эта задача, как полагают, станет одной из самых острых проблем страны в предстоящие десятилетия".
В Японии широкое наступление роботов начнется раньше, чем в других капиталистических странах. По мнению сотрудников научно-исследовательского института Номура, момент экономической целесообразности массовой замены людей роботами наступит около 1990 г. Иными словами, когда будет достигнут предельно низкий, по их подсчетам, уровень расходов для замены человека роботом. На обычных работах он должен быть не более 5,8 млн. иен, на тяжелых и вредных - 7,8 млн. иен, тогда как в 1980 г. цена робота составляла 10 млн. иен, а среднегодовые расходы на одного рабочего в обрабатывающей промышленности - 3,5 млн. иен.
Проблема сложна. Противоречивы и прогнозы. Некоторые специалисты на Западе полагают, что роботы, нуждаясь в обслуживании, создадут новые рабочие места и профессии: программист, наладчик, ремонтный рабочий и т. п. Таким образом, проблема занятости, мол, будет решена. Это звучит по крайней мере наивно, ведь новых рабочих мест будет гораздо меньше, чем ликвидированных.
Рост числа безработных в странах Запада приводит к увеличению интенсивности труда занятых рабочих. Постоянно опасаясь потерять рабочее место, они трудятся на пределе человеческих возможностей. Происходит преждевременный физический и психологический износ. И в этом в немалой степени "повинны" роботы.
Роботы увеличивают безработицу и в развивающихся странах, где их появление даже в самом отдаленном будущем весьма проблематично. Объясняется это просто. Предпринимателям развитых капиталистических стран нет больше смысла размещать там предприятия, ведь робот в перспективе будет дешевле даже самой дешевой рабочей силы.
Роботы - принципиально новая техника. Широкое их внедрение в производство равносильно технической революции. Однако как быть тем, кому придется в полной мере ощутить на себе ее влияние, - нынешнему поколению молодежи? Уже сейчас она испытывает последствия роботизации: число безработных молодых людей растет с каждым годом.
Роботизация в руках крупного капитала стала мощным орудием угнетения трудящихся масс. Робот для миллионов тружеников стран Запада становится синонимом безработицы.