Примерное время чтения: 6 минут
139

СОПОСТАВИМ. Юность, обдумывающая житье

Что показали опросы советских и английских школьников

В начале нынешнего года Гостелерадио СССР и Британская вещательная корпорация организовали телеперекличку на тему "Отношения между Востоком и Западом", в которой участвовали ученики старших классов некоторых школ Москвы и Лондона. Специально для этой передачи опрос советских и английских школьников провели Институт социологических исследований АН СССР и Центр по изучению общественного мнения Гэллапа. Результаты этого опроса наш корреспондент А. Шишкин попросил прокомментировать директора Института социологических исследований АН СССР доктора философских наук, профессора В. Н. ИВАНОВА.

ОПРОС советских и английских школьников был организован для того, чтобы можно было сравнить общественную активность тех и других.

В качестве одного из главных ее критериев мы взяли интересы, идеалы, жизненные ценности учащихся, то есть их социальную ориентацию.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ?

Прежде всего школьникам было предложено назвать условия, которые, с их точки зрения, необходимы для счастливого будущего.

Выяснилось, что 71% наших молодых людей первейшим условием счастья и благополучия считают интересную, любимую работу; 64% из них придерживаются мнения, что другим важным уело пием является счастливая семейная жизнь.

Что касается английских старшеклассников, то 56% из них в качестве главного условия, необходимого для счастья, назвали трудовую деятельность. Однако советские и английские школьники имели в виду не одно и то же. Одни говори ли о самовыражении в любимой и интересной работе, другие - о работе как таковой, работе как источнике средств к существованию (недаром 54% юных англичан считают безработицу главной проблемой сегодняшнего дня).

Интересно, что мнения английских старшеклассников отражают тенденции, характерные для буржуазного общества в целом. К примеру, по данным буржуазных социологов, сегодня на шкале ценностей западного общества нередко на первое место выходит удачный брак, тогда как раньше предпочтение отдавалось главным образом, высоким доходам. Об этом же говорят ответы английских старшеклассников: 36% из них придерживаются мнения, что главное условие счастливого будущего - это удачный брак.

5% опрошенных англичан условия счастливого будущего назвать вообще не смогли.

ШКОЛЬНИКИ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Школьникам также было предложено ответить, каким образом они проводят свободное время.

Данные опроса говорят о том, что наши старшеклассники много читают. 72% из них чтение книг, журналов предпочитают другим занятиям. Среди английских ребят книголюбов оказалось куда меньше - только 9%.

В большинстве своем советские старшеклассники заявили, что посещают театры, кинотеатры, концерты, музеи и выставки.

Судя по ответам английских ребят, такие формы проведения досуга для них вообще не типичны. Во всяком случае, они не были ими отмечены.

В этой связи представляется логичным, что наши подростки, отвечая на вопросы о подарках, которые каждый из них хотел бы получить ко длю рождения, на первое место поставили одежду (50%,) и книги (48%). Юные англичане отдали предпочтение предметам гардероба (58%.), далее по степени значимости следуют: деньги (53%), пластинки, кассеты (35%), украшения, драгоценности (20%).

НА ЧТО ИСТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

Интересные данные социологи получили и о том, как школьники расходуют деньги. Опрос выявил, что старшеклассники тратят свои "карманные" или заработанные деньги либо на покупку сладостей, мороженого (51% в нашей стране и 20% - в Англии), либо на удовлетворение потребностей, связанных с любимой формой проведения досуга. Так, на покупку книг, журналов, газет свои деньги тратят 38% советских школьников и 15% - английских, на любимые занятия (хобби) - 29% и 11% соответственно. 47% англичан тратят свои "карманные" деньги на одежду.

Попробуем прокомментировать этот, казалось бы, не столь существенный факт.

Во-первых, надо сказать, что и советским школьникам не чужд интерес к предметам потребления (на одежду тратят деньги 13% опрошенных). Однако они отдают предпочтение удовлетворению своих духовных потребностей; на посещение театров, концертов тратят деньги 24% опрошенных, на музеи, выставки - 14%, на кино - 65%.

Во-вторых, надо учитывать различия в структурах цен в нашей стране и в Великобритании. Так, "карманных" денег у английского школьника может быть достаточно для покупки какого-то предмета личного гардероба, но их не хватит на билет в театр или на концерт, музей или выставку.

В-третьих, английский школьник может располагать несколько большей суммой денег, поскольку в капиталистических странах широко распространен детский труд в школьные каникулы или в свободное от учебы время.

Интересно также, как ответили советские и английские школьники, когда им было предложено указать, на что бы они потратили 100 руб. (для англичан - 100 фунтов), если бы эта сумма была им предоставлена. Английские школьники опять- таки решили истратить деньги на покупку одежды (67%). Только 11% наших старшеклассников ответили так же.

28% советских учащихся заявили, что они отдали бы деньги родителям. С нашей точки зрения, это означает, если так можно выразиться, большую включенность наших подростков в семью, больший интерес к ее быту и проблемам, чем у их сверстников на Западе.

Часть советских школьников ответила, что деньги они бы перечислили в Фонд мира, в фонд Всемирного фестиваля молодежи и студентов, передали бы их в детские дома. Безусловно, такие ответы становятся показателем социальной зрелости наших подростков.

КАК СОХРАНИТЬ МИР

Наиболее концентрированным выражением социальной активности школьника, его общественной позиции является его отношение к острейшему вопросу современности - проблеме сохранения мира. Надо сказать, что интерес к этой теме проявили все опрошенные подростки.

На наш взгляд, советские школьники более реалистично оценили расстановку сил на международной арене: с одной стороны, они понимают опасность гонки вооружений, с другой - они отдают должное огромным усилиям мировой общественности по предотвращению угрозы ядерной войны. Английские старшеклассники с большим пессимизмом оценивают сложившуюся ситуацию: 48% из них считают, что мир неотвратимо движется к ядерной войне (такого мнения придерживается 31% наших подростков).

И английские, и советские старшеклассники считают, что не имеет никакого смысла говорить об "ограниченной ядерной войне": ядерная война неизбежно перерастет в мировую, причем шансов выжить у человечества практически не будет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно