Предлагаем статью из американской газеты "Чикаго трибюн" (с сокращениями).
В АМЕРИКАНСКИХ городах пускает корни новый класс - потерянные люди, сосредоточенные в анклавах отчаяния и хаоса, заражающие страну и угрожающие городам.
К этой группе неприменимо большинство удобных ярлыков и определений, но она имеет параллели в других обществах (буржуазных. - Прим. ред.) и в другие времена. В США ее чаще квалифицируют как черную, но аналогичные группы есть и в других странах, где нет сколько-нибудь значительного черного населения, а это свидетельствует о том, что в основе проблемы лежат экономические факторы.
У членов этой группы нет традиционно принятых взглядов на труд, деньги, образование, семью и, может быть, даже на жизнь. Это класс неудачников.
Само его существование в США - явление не новое. Нечто подобное наблюдалось в стране и в прежние десятилетия и в прошлые века. Для нынешнего времени характерно, что все большее число американцев, особенно черного городского населения, вовлекается в некий отдельный мир на дне общества, из которого нет выхода.
По мере того как исследователи и социологи пытаются выявить и документировать эту тенденцию, становится все более очевидным, что этот мир неразрывно связан со множеством социальных болезней, которые существующая политическая система до сих пор считала неизлечимыми.
Анализ сообщений сотрудников отделений нашей газеты в Чикаго и по всей стране по вопросам преступности, уличных банд, тюрем, голода, жилищных условий, социального обеспечения, школ и т. д. позволяет сделать следующие выводы.
- Насилие, как нецеленаправленное, так и с целью грабежа, исходящее от этого низшего класса, большей частью направлено против членов той же группы или других бедных людей, которые в силу обстоятельств оказались легко досягаемыми. Но целые города напуганы бессмысленностью и аморальностью изнасилований, избиений и убийств.
- Государственные школы обычно бывают в числе первых жертв. Когда подкрадывается насилие, образование пасует перед страхом. При возможности лучшие или трезвомыслящие ученики уходят в более безопасные школы. Другие вообще перестают посещать школу или смиряются, испытывая постоянный страх перед мучителями.
- Государственные жилые дома для бедных часто превращаются в островки террора, населенные в значительной степени наглыми членами местных банд, матерями-одиночками, сутенерами, проститутками, торговцами наркотиками и детьми, у которых нет шансов выбраться из городских джунглей.
- Незаконный характер многих занятий, считающихся приемлемыми в этих анклавах низшего класса, приводит к тому, что непропорционально большое число его представителей в конечном итоге попадает в тюрьму. Там они часто процветают в среде, довольно похожей на ту, которую им пришлось покинуть, и возвращаются они в свой круг порой как герои, свободные от того клейма, которое легло бы на них в другой среде.
Чтобы оценить далеко идущее значение всех этих проблем или сформулировать какие-то меры для их решения, общество должно понять, как возник этот новый класс и как родились его наиболее опасные отпрыски.
Вне всякого сомнения, расовая принадлежность и бедность были повивальными бабками.
Сыграло свою роль и правительство Рейгана с его свертыванием социальных программ.
Аналогичные проблемы возникают в Англии, Ирландии и других странах Европы.