Примерное время чтения: 7 минут
313

Чем помочь талантливым ?..

В стране отсутствует система поддержки одаренных детей

Интервью президента Образовательного холдинга "Наследник", члена Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Любови Николаевны ДУХАНИНОЙ

- Любовь Николаевна, недавно Вы инициировали обсуждение темы, которая "лежит на поверхности" и, тем не менее, системно в обществе пока не рассматривается. Вы начали разговор об одаренных детях, их поддержке со стороны государства. Но разве истинный талант не пробьет себе дорогу сам?

- Одаренность хрупка. Не надо уповать на то, что гениям на роду написано выживать в самых немыслимых условиях и быть готовыми к бесконечному "бегу с препятствиями". Всевозможных трудностей на их пути и так хватает. Если не думать на эту тему и дарование не растить, прекрасно понимая при этом, как легко его может надломить элементарное равнодушие, то мы потеряем большое число ярких людей. Собственно, мы постоянно теряем целые одаренные поколения. Поэтому в рамках комиссии Общественной палаты РФ мы приступили к разработке проекта на эту тему. Вот парадокс: в бизнесе и политике, науке и спорте, да практически во всех сферах жизни таких людей остро не хватает. Как говорится, истинных звезд много не бывает. Но никто и не думает о создании модели выявления и поддержки талантов. Кто-то скажет, что так можно дойти до селекции общества, деления граждан на принцев и нищих. Однако часто выходит, что по таланту, по уровню одаренности человек - принц, а вот по уровню жизни и востребованности своего дара - нищий. Можно привести бесконечное множество примеров, когда талант чахнет в безвестности.

- А как же федеральная целевая программа "Дети России" или система дополнительного образования?

- Там накоплен последовательный опыт - но только в работе с одаренными детьми в возрасте до 18 лет. Кроме того, сейчас существует явная увлеченность выявлением исключительно политических лидеров. Что касается одаренных людей из представителей зрелого поколения, жителей сельской местности и отдаленных регионов, военнослужащих и членов их семей, инвалидов и детей-сирот, то условия для них сейчас примерно те же, что у Ломоносова, попросившегося в рыбный обоз.

- То есть Вы готовы опекать любой талант, внезависимости от возраста и социальных условий?

- Надо рассматривать эту проблему в целом, бессмысленно ставить какие-то рамки. Если подходить системно, то следует говорить об отборе (но только не селекции!) детей с самого раннего возраста до профессионального самоопределения.

- Так ведь при советском строе похожее уже было. Были потешные телевизионные конкурсы, но была и крепкая внешкольная работа, кружки, клубы, олимпиады...

- Совершенно верно, однако эта модель была жестко встроена в государственный каркас, в патерналистскую модель государственного устройства, от которой мы уходим все дальше. Она была не совсем такой, какая нужна современному обществу, нашему времени. От прежнего осталась лишь такая ее широко распространенная сегодня форма, как олимпиада школьников. Серьезные, престижные вузы охотно берут в первую очередь тех, кто победил на всероссийских олимпиадах, а также "золотых" медалистов. Это хороший принцип. Но одного этого недостаточно. Получается некий обрывок творческой среды, единственный узаконенный шанс для одаренного ребенка, а как жить до олимпиады или без нее, как талантливому человеку сесть в пресловутый "социальный лифт"? Это пока задачка со множеством неизвестных...

- Любовь Николаевна, скажите коротко, что в прежней системе умерло, а что еще живо и следует развить? И с чего же начинать?

- Не вижу ничего зазорного в воссоздании аналогов дворцов пионеров и школьников в крупных городах. Можно включить в сетевые ресурсы виртуальные клубы по интересам. Важно, чтобы формировалась определенная творческая среда для одаренных ребят, чтобы такие дети могли постоянно впитывать все новое и интересное, общаться с такими же "знайками". Необходимо срочно возрождать городские, региональные и федеральные конкурсы, где талантливые дети могут соревноваться с равными. Мы постараемся внедрять эти идеи, привлекая к их реализации и государство, и самых известных ученых, деятелей культуры и искусства, ведущих педагогов и психологов.

Одна из самых болезненных особенностей нашего времени - несправедливые условия для старта. Теперь часто говорят, что конкурс талантов уступил место конкурсу денег. Это правда. Даже если оставить за скобками взятки и поборы, ребенок из малообеспеченной семьи попросту не доедет до столицы и не проживет там и суток. Поэтому нужны гранты на подготовку в элитные вузы, расширение прав на внеконкурсное зачисление на основе побед в серьезных испытаниях (не только олимпиад).

Организовать систему отсева могут тестирование, мониторинг, различные контрольные испытания. Наверное, потребуется и электронное портфолио одаренного ребенка, которое будет постоянно пополняться, как кредитная история. Это портфолио потом пригодится на всех этапах карьеры.

- Вы затронули тему грантов - а значит, потребуется предусмотреть преференции для тех, кто эти гранты предоставляет?

- Возрождающиеся в России благотворительность и меценатство напрямую связаны с широкой государственной поддержкой талантов. В своих документах рабочая группа "Одаренное поколение" при Комиссии Общественной палаты РФ заявила, что образование и творчество являются одними из главных ресурсов нации. Поэтому преподаватели - от детского сада до вуза - должны чувствовать финансовый эффект от успешной работы, а те, кто дарит свое творческое время или отдает свою прибыль на работу с юным поколением, должны быть включены в систему поощрений.

Материалы недавнего заседания рабочей группы Комиссии положили начало разработке проекта "Система выявления, отбора и поддержки одаренных людей из различных возрастных и социальных групп".

Во время обсуждения проблемы мы пришли к ожидаемому выводу, что врагом номер один для любого таланта по-прежнему остается бюрократ. При осуществлении наших проектов мы ожидаем непонимания чиновников. Скажем, законопроекты по олимпиадам уже несколько лет "блуждают" по коридорам власти - и не один из них не дошел даже до первого чтения в Госдуме.

- Все время произносится слово "талант" - но кто и как определит, что это значит, и чем отличается человек талантливый от одаренного или способного?..

- А есть еще и такие понятия, как "явная", "скрытая", "актуальная" и "потенциальная" одаренность. Наверное, не всякий специалист сможет объяснить, что такое "любитель", "профессионал", "специалист", и в чем их различия. Вопросов множество! Без социологических исследований и научного анализа проблемы мы не сможем разработать целостную систему, с которой можно выходить на законодательный уровень. Наш проект долговременный и трудоемкий. Мы попробуем обобщить весь опыт, проанализировать статистику, создать научно-практическую основу работы, продумать программу конкретных действий. Все это можно назвать частью общегосударственной пропаганды таланта, культа одаренности, даже поддержки духовной и интеллектуальной безопасности России. Звучит громко, но мы хотим и готовы опекать наиболее ярких наших детей, невзирая на место их проживания и толщину кошелька родителей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно