(Окончание. Начало в N 26)
ЖМУТ НА ТОРМОЗА, НО...
В разных странах Запада под давлением общественности против алкоголизма принимаются те или иные меры. Так, в Финляндии была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков, в Швеции и Франции периодически устанавливаются ограничения и нормирование продажи алкоголя В Ирландии в 1981 г. были повышены цены на винно-водочные изделия. В ряде стран появились запреты на распитие спиртного и появление в нетрезвом виде в общественных местах. В США, например, штраф за это колеблется от 25 до 300 (в отдельных случаях даже до 1000) долларов. Применяется возрастное ограничение на продажу алкоголя молодым людям до 18 или 21 года. Так, в 32 американских штатах запрещено продавать спиртные напитки лицам моложе 21 года. А в 37 штатах есть законы, делающие лиц, которые выставляют спиртное как угощение, ответственными за действия опьяневших гостей.
В последние годы усилилась борьба с пьянством за рулем. В 13 штатах США приняты законы, по которым нетрезвый водитель автоматически на длительный срок лишается прав на управление машиной. По требованию общественных организаций полиция занимает более жесткую позицию, создавая специальные дорожные патрули. Страховые компании отказываются рассматривать иски в связи с автокатастрофами, происшедшими по вине пьяных водителей, а также поднимают стоимость страховки для автомобилистов, уличенных в пьянстве.
Тем не менее проблема не становится менее острой. Как отмечает французская газета "Монд", хотя в Скандинавских странах были приняты "драконовские меры", потребление спиртных напитков возросло там за 27 лет (с 1953 по 1980 г.) на 176%, а их производство - на 147% (во Франции - на 180%). В целом же, несмотря на прилагаемые усилия, подчеркивает газета, мировое производство алкоголя возросло за 20 лет (с 1960 по 1980 г.) более чем на 100%.
Словом, принимаемые Западом меры не дают желаемого результата. И, основываясь в значительной степени на этом, механически соотнося буржуазный образ жизни с социалистической действительностью, западная пропаганда злорадно предрекает провал мер по искоренению пьянства и в нашей стране.
Посмотрим, что же мешает странам Запада вести бескомпромиссную борьбу с недугом и есть ли у них основания для злорадства.
ТРИ КАМНЯ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Их, наверное, гораздо больше, но остановимся хотя бы на трех препятствиях, на которые наталкиваются все усилия, предпринимаемые на Западе. На некоторые из них указывает даже буржуазная печать.
Первое - огромные коммерческие интересы транснациональных гигантов, делающих все ради расширения сбыта своей продукции.
В 20 - 30 годы США предприняли неудачную попытку введения "сухого закона". Но он затронул в первую очередь интересы производителей спиртного, получавших баснословные барыши. Тогда с помощью мафии они наладили подпольное производство и сбыт своей продукции, а органы правопорядка были подкуплены и коррумпированы.
Второе - политическое могущество компаний, производящих алкоголь.
Правительства в странах капитала скованы в своих действиях. Меры профилактики алкоголизма в национальном масштабе практически отсутствуют во всех капиталистических странах. Так, во Франции вот уже два года разрабатывается законопроект, который должен предусматривать одновременно превентивные и терапевтические меры борьбы с алкоголизмом. Однако он даже не представлен до сих пор на рассмотрение парламента и, по мнению обозревателей, вряд ли будет представлен по крайней мере до выборов.
Третье - социально-культурные взгляды и привычки, которые можно преодолеть лишь широкой и продолжительной профилактической работой.
Между тем просветительская деятельность и служба информации о вреде алкоголя осуществляется почти исключительно общественными организациями. Такими, например, как американская "Матери против нетрезвых водителей". Она была создана в 1980 г. Кенди Лайтнер, 38 лет, после того как один из ее троих детей был сбит пьяным водителем. Организация эта очень активна, но что она может?
Ей и ей подобным противостоят куда более могущественные силы, воздействующие на формирование привычек и взглядов людей. Это, в частности, неуёмная, настырная реклама, которая, воспевая многоцветье бутылок с яркими наклейками, неотвязно и повсюду следует по пятам и, мелькая неоновыми огнями, уговаривает, навязывает, манит...
"СВОБОДНЫЙ ВЫБОР" ПОД ГИПНОЗОМ
...Передо мной на столе стопка иностранных журналов - американских, английских, французских. Листаю подряд. Буквально в каждом - разнообразная, красочная, хорошо оплаченная реклама спиртных напитков - непременного атрибута "красивой жизни". Хрустальный стакан, отражающийся в полированной поверхности стола, наполнен искрящимися кубиками льда, которые вбирают в себя цвет витой золотисто-желтой струйки виски из роскошной пузатой бутылки: "Конечно, вы можете прожить и без "Чивас Ригал". Вопрос в том, хороша ли такая жизнь?" Молодая элегантная пара в дорогом ресторане, на столике ничего, кроме цветов и бутылки коньяка, расслабленные, свободные позы, влюбленные улыбающиеся глаза девушки: "Курвуазье" - французский образ жизни". Приглушенный свет, загадочно переливающийся в гранях необычного круглого сосуда: "Успех - искусство выбирать лучшее". Счастливые влюбленные бредут по аллее парка, в руках у них бокалы: "Откупорь магическую силу! Шампанское "Корбель" вдохновляет и стимулирует любовь" (на что выпивка "вдохновила" хулиганов на брюссельском стадионе, конечно же, - молчок). Холеная, но сильная рука преуспевающего джентльмена, на которой красуются наимоднейшие часы (они-то и рекламируются), держит большой стакан с коктейлем. Какой же супермен без стакана крепкого напитка! А именно образ супермена, удачливого, сильного, властителя судьбы, и создает подобная реклама. Пожалуй, нельзя сказать, что этот образ не действует на воображение и наших молодых людей...
Коммерческая реклама - казалось бы, что в ней, кроме не в меру приукрашенного зазыва? Но управляемая все теми же всесильными монополиями и преследующая цель обеспечить бесперебойное умножение их наживы, пусть даже на беде, она в течение десятков лет вбивает в сознание обывателя, что пить не только хорошо и приятно, но и престижно. Реклама алкоголя стала частью манипулирования общественным сознанием, частью образа жизни в обществе, где всем заправляет чистоган, который тем не менее все свои действия маскирует ханжеским разглагольствованием о "свободе личности". Они в общих чертах сводятся к следующему: пусть каждый делает что хочет, если это не во вред капиталу; рекламирует что угодно, раз это ему выгодно; проповедует что в голову взбредет, вплоть до пропаганды фашизма, войны и насилия; пьет любое зелье, навязанное ему "свободным выбором"...
Как, в самом деле, в этих условиях решать острейшие социальные проблемы?
Нет, мы далеки от мысли, что отсутствие у нас многих социальных факторов, препятствующих решению проблемы алкоголизма в капиталистических странах, делает эту проблему у нас совсем простой. Отнюдь. Перед нами - целый комплекс очень трудных, долгосрочных вопросов - медицинских, психологических, нравственных, административных, экономических. Но их взялись решать совместно и медики, и психологи, и деятели искусства и спорта, и массовые общественные организации, и экономисты, и государственные органы. Пьянству объявлена общегосударственная война.
Гарантирует ли это успех? Пока, очевидно, об этом говорить рано. Во всяком случае, ясно, что к этому будут приложены все усилия. Кивать на то, что на Западе проблема еще острее, мы не будем.