С каждым годом развиваются торговые связи Советского Союза с зарубежными странами. Подавляющую часть внешнеторговых грузов перевозят суда Министерства морского флота СССР. Ежегодно они посещают около 1100 портов более 120 стран. Каждый день в портах различных государств находится более 800 советских судов.
О моряках, побывавших в зарубежных плаваниях, их впечатлениях рассказывает заместитель главного редактора журнала "Вымпел" Министерства морского флота СССР А. САВИЦКИЙ.
ГОСТИ МОРЯКОВ
В период стоянки на борт советских судов, помимо тех, кому это необходимо но долгу службы, приходит много иностранных граждан - до 2 млн. человек в год. Что их привлекает на советских судах? В первую очередь они интересуются тем как мы живем, что нас заботит, о чем мы думаем. Но порой задаваемые вопросы настолько наивны или так нелепы, что диву даешься.
Вот некоторые из них:
- Могут ли учиться в Советском Союзе все или только дети коммунистов?
- Правда ли, что поменять свою профессию в СССР нельзя, какие бы веские причины на то ни были?
- Почему СССР не соглашается с предложениями Рейгана о сокращении ракетного оружия?
Конечно же, такое восприятие нашей жизни не случайно. Безусловно, в немалой степени сказывается влияние целенаправленной антикоммунистической пропаганды, ведущейся на Западе.
Здесь уместно, пожалуй, привести слова американского философа Ч. Сили: "Для эффективного распространения дискредитированных и устаревших идей, на которые опирается капитализм... необходима исключительно искусная техника пропаганды, рассчитанная на возбуждение сильных эмоций, чтобы таким путем ввести в заблуждение и запугать невежественных людей. Без этой техники капитализм скоро был бы побежден".
Что ж, добавить к этим словам что-либо трудно.
ОБЫЧНЫЙ РЕЙС
У причала африканского порта Конакри рядом с американским пассажирским лайнером стоял теплоход "Капитан Георгий Баглай". Туристы с американского судна ежедневно приходили в гости на советское. Осматривали его, восхищались просторными салонами, удобными каютами. Интересовались условиями труда моряков, размером их заработной платы, рассматривали семейные фотографии и с благодарностью принимали наши сувениры. Нравились гостям советские фильмы, особенно "Оптимистическая трагедия", его приходилось показывать по нескольку раз в день.
Это был обычный рейс обычного советского теплохода. И в помине не было того, о чем так любят говорить наши недруги на Западе: дескать, советских моряков специально готовят к таким встречам, инструктируют, выдают им гражданскую одежду, образцово-показательно оформляют каюты и т. п.
Экипажам советских пассажирских судов в силу специфики работы часто приходится встречаться с иностранными туристами. Кстати говоря, услугами нашего пассажирского флота пользуются сотни тысяч иностранных граждан, десятки зарубежных фирм.
Одно время лайнер "Тарас Шевченко" работал с английской фирмой "ЧТК", совершая линейные и круизные рейсы в порты Европы и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Многие туристы высоко отзывались о нашем судне.
Например, одна из записей в судовом журнале, под которой подписались 160 иностранных гостей: "Тарас Шевченко" - замечательное судно, которым вы вправе гордиться. Экипаж - прекрасный представитель Советского Союза и многое делает для цементирования дружественных связей между народами".
К нашим морякам в зарубежных портах в большинстве случаев относятся доброжелательно.
В ПОИСКАХ НОВЫХ ПРИЕМОВ
Однако не все на Западе настроены дружелюбно по отношению к нашей стране.
По признанию одного из руководителей ЦРУ, "моряки, когда они появляются на американской земле, становятся легко доступной средой. И затраты на эти "встречи" с ними невелики. А главное - где еще можно так вольно общаться с представителями России". И спецслужбы "общаются", пытаясь устраивать провокации, в их арсенале - шантаж, ложь, обман, подкуп.
Знакомый почерк различных антисоветских и националистических эмигрантских организаций, таких, как НТС, организация украинских националистов, и им подобных, находящихся на содержании спецслужб США и их союзников по НАТО.
Империалистические круги не жалеют средств на фабрикацию провокационной литературы. Например, только США разместили свыше 200 своих пропагандистских отделений в более чем 100 странах мира Они издают 140 журналов и газет на 29 языках общим тиражом 30 млн. экземпляров.
В стремлении преуспеть в своей неблаговидной деятельности, выслужиться перед теми, кто им платит, они стремятся найти новые приемы.
Так, шведские антисоветские организации "Националистическая прибалтийская иммиграция" и "Балтийский комитет" на причалах, где швартуются советские суда, открыли свои киоски, торгующие антисоветской литературой.
Издательство "Посев" стало выпускать адресованную советским морякам и рыбакам газету "Вахта", заполненную злобной клеветой против СССР.
Широко используются и магазины, "специализирующиеся" на продаже товаров нашим морякам. Продавцы таких магазинов пытаются втянуть членов экипажей советских судов в различные сделки, распространять среди них бульварные, антисоветские издания.
С КРЕСТОМ И ЛОЖЬЮ
Против советских моряков направлена и деятельность таких религиозных морских клубов, как "Международный дом моряка", "Международный центр моряков дальнего плавания" ("Де Беер"), "Морской религиозный клуб христианской реформистской церкви" и т. п. Некоторые из них имеют широкую сеть филиалов. Например, "Летающий ангел" имеет 300 отделений в портах мира.
Названия клубов разные, однако цели одинаковые: всячески порочить Советский Союз и страны социализма, при этом превознося капиталистический "рай".
Отдельные моряки попадают на эту удочку. Однако вместо "рая" они оказываются в обществе, где никто никому не нужен. Их судьба глубоко безразлична даже западным спецслужбам, кому они пытались угодить, поливая грязью страну, где они родились, выросли, получили образование.
Незавидная участь постигла бывшего радиста советского судна С. Коурдакова, сбежавшего во время стоянки в Канаде. Оказавшись на чужом берегу, он пытался всячески очернить нашу страну. Однако в конце концов, когда он надоел и к нему пропал интерес, его попросту вышвырнули на улицу. Закономерен финал этой истории. Потерпев крах, С. Коурдаков покончил жизнь самоубийством.
На судах советского торгового флота сложились сплоченные коллективы, способные распознать всю фальшь этой клеветнической пропаганды, в ясной, конкретной и убедительной форме разоблачать ее коварные методы, нести людям правду о первой в мире стране победившего социализма. Этому способствует немалый опыт политико- воспитательной работы в экипажах.