НАШИ ГАЗЕТЫ, телевидение, радио писали и говорили о фестивале так много, что думается, даже те, кто в нем не смогли лично принять участие, не могут пожаловаться на недостаток информации из фестивальной Москвы.
В совершенно другом положении оказались читатели западных газет и журналов - информацией о том, как проходил XII Всемирный, их, прямо скажем, не баловали. Впрочем, не надо думать, что буржуазные средства массовой информации и пропаганды по поводу фестиваля не издали ни звука.
Немало "интересного" узнали читатели.
Например, что в дни фестиваля Москва "напоминала пустыню", ибо советских молодых людей "вывезли в принудительном порядке", чтобы помешать их общению с иностранными делегатами.
Западным корреспондентам, безусловно, нельзя отказать в воображении: вряд ли кому-нибудь придет в голову сравнить с пустыней фестивальную Москву, в которую в эти дни съехалось более 10 тыс. иностранных и 12 тыс. советских туристов. Я встретилась с одним из тех, кому на фестивале, судя по высказываниям западных радиостанций, должны были "затыкать рот" - молодым французом Филиппом Мартелли.
- Филипп, - поинтересовалась я, - наверное, тебе и твоим друзьям на Московском фестивале пришлось нелегко - ведь вам не давали высказывать вслух собственное мнение, держали под надзором и, конечно, на пушечный выстрел не подпускали к нашим, советским молодым людям...
Филипп Мартелли этим был страшно удивлен. Как оказалось, обо всех этих вещах он слышал впервые.
Сам он не знает случая, чтобы кому-либо из его товарищей отказали в праве выступить где бы то ни было - во время заседаний Международного подготовительного комитета или на митинге, на Свободной трибуне или во время дискуссий, которые проходили в тематических центрах фестиваля.
Так же, как и все остальные иностранные участники фестиваля, он запросто общался с советскими юношами и девушками и был просто поражен их искренностью и дружелюбием, интересом к тому, что происходит в мире, и в частности в его родной Франции.
Филипп Мартелли (по профессии металлург, живет в Ницце) сказал мне и о том, что в Москве он не чувствовал над собой никакого "политического контроля". Больше всего на него произвела впечатление сама атмосфера фестивальной Москвы - по его словам, она заставляет поверить молодых людей в свои силы, в то, что они сообща многого могут добиться.
- В общем, -сказал Филипп Мартелли, - никто из моих друзей не жалеет, что приехал в вашу страну, хотя у нас были немалые трудности, в том числе финансовые - ведь у молодых рабочих, у студентов собственных средств никогда бы не хватило на то, чтобы приехать на фестиваль. Именно поэтому многим из нас пришлось лично встречаться с теми, кто сочувствует прогрессивной молодежи, чтобы набрать денег на поездку. Могу сказать, что мне деньги на поездку в Москву собирали 200 человек. Теперь, когда я вернусь к себе на родину, я всем расскажу о том, как наше радио, телевидение, печать искажают информацию о Советском Союзе. Я расскажу правду о вашей стране.