Рак, наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, считается "недугом века". Смертность от него во всем мире еще очень высока... Ученые бьются над разгадкой тайн возникновения этого заболевания. И тайны постепенно приоткрываются. Уже накоплен и практический опыт в борьбе со злокачественными опухолями.
А как ведется борьба с этим "заболеванием века" в нашей стране? Как используются достижения советского здравоохранения в этой области? Об этом наш корреспондент Г. Валюженич беседует с начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР А. МОСКВИЧЕВЫМ.
КОРР. Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой онкологическая служба в нашей стране в настоящее время?
МОСКВИЧЕВ. Прежде всего хочу сказать, что прошли те времена, когда заключение онколога звучало для человека как приговор. Сейчас многие формы злокачественных опухолей, обнаруженные на ранней стадии развития, полностью излечиваются. И это стало возможным благодаря достижениям современной науки, и в частности молекулярной биологии и биохимии, раскрывающим причины образования раковых клеток, практическим успехам медиков в лечении этих заболеваний. К тому же в нашем распоряжении разветвленная сеть онкологических учреждений.
Сейчас у нас насчитывается 250 специализированных диспансеров и 22 онкологических и рентгенологических НИИ. Все они оснащены современной диагностической и терапевтической аппаратурой. Широко внедрены в практику новые радиологические, радиоизотопные, иммунологические, эндоскопические методы исследований заболеваний. Больших успехов мы добились в разработке и использовании новых отечественных лучевых терапевтических установок. Замечу, кстати, что сейчас они полностью заменили устаревшие лучевые приборы и ими обеспечены все онкологические учреждения. Широкое применение в практике находит лазерная и криогенная хирургия. Разработаны и утверждены к применению новые противоопухолевые лекарственные препараты.
КОРР. Поскольку в настоящее время ученые ужо располагают некоторыми данными о том, под воздействием чего нормальная клетка превращается в раковую, то, очевидно, можно уже говорить не только о ранней диагностике заболевания, но и о его профилактике?
МОСКВИЧЕВ. Безусловно. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% злокачественных образований обусловлено неблагоприятными факторами окружающей среды, то есть наличием в ней различного рода канцерогенов. В этой связи в нашей стране уделяется большое внимание так называемой первичной профилактике онкологических заболеваний, цель которой - выявление и устранение канцерогенных веществ в окружающей среде. Хотелось бы особо подчеркнуть, что у нас допустимый уровень токсических веществ в окружающей среде и на производство ниже, чем в других странах. Специалистами санитарно-эпидемиологической службы постоянно осуществляется строгий контроль за состоянием воздуха, воды, за технологией производства пищевых продуктов и других веществ, с которыми человек имеет дело.
Вполне понятно, что успех первичной профилактики во многом зависит и от социально- бытовых преобразований, осуществляемых в нашей стране, от совершенствования промышленной технологии, улучшения условий труда и т. д.
Приведу один пример. Профессиональной болезнью работников предприятий, выпускающих некоторые химикаты, был рак мочевого пузыря. В результате проведенных исследований удалось выявить канцерогены, способствующие развитию злокачественных опухолей. В связи с этим была перестроена технология производства этой продукции, что позволило резко снизить заболеваемость, а в ряде случаев и полностью ее ликвидировать.
Хотелось бы сказать и о таком новом методе профилактики, как иммунная защита организма. Известно, что если у человека снижен иммунитет (восприимчивость к заболеванию), то вероятность возникновения злокачественной опухоли у него резко возрастает. В связи с этим в настоящее время уделяется большое внимание развитию иммунопрофилактики.
Чрезвычайно важным направлением в борьбе со злокачественными опухолями является вторичная профилактика - раннее выявление и своевременное лечение предраковых заболеваний.
КОРР. Алексей Михайлович, а есть ли у нас в этой области преимущества перед странами Запада?
МОСКВИЧЕВ. Конечно. Главное, как я уже сказал, - это обнаружить заболевание в начальной стадии. Дело в том, что первоначально злокачественная опухоль имеет строгую локализацию. Удаление этого очага при современных методах лечения позволяет спасти жизнь человека. На более поздних этапах начинается бурный рост опухолевых клеток по всему организму, и тогда бороться с ними гораздо сложнее, хотя в ряде случаев удается помочь больным и на этих стадиях.
Так как многие формы злокачественных опухолей в начальный период протекают незаметно для человека, то обнаружить их помогают массовые профилактические осмотры населения. Клинико-диагностические и флюорографические обследования позволяют также выявить больных с хроническими заболеваниями внутренних органов, которые подчас служат причиной возникновения раковых заболеваний. Эти больные проходят специальное дообследование в онкологических учреждениях, их относят к группам "повышенного риска" и устанавливают за ними диспансерное наблюдение. На сегодняшний день и на ближайшую перспективу диспансерный метод выявления онкологических заболеваний является ведущим.
Поскольку профилактические осмотры, как и вся наша медицинская помощь, бесплатны, то ни у кого не возникает препятствий, чтобы лишний раз обратиться к врачу. Когда же приходится платить за каждый визит к врачу, да плюс к этому за различные обследования и анализы, как это происходит на Западе, то вряд ли кто-то без особой нужды будет обращаться к медикам. Это могут себе позволить в мире капитала лишь хорошо обеспеченные люди.
Судите сами: рентген, например, в больнице США стоит 720 долл., лабораторные обследования - 1410 долл. Ну а если придется делать операцию, то надолго сядешь в "долговую яму". Так, один день пребывания в больнице пациенту обходится в 190 долл., плата хирургу за операцию - 3500 долл., анестезия - 600 долл., 0,5 л донорской крови стоит 85 долл., один день лечения с применением высокоэффективных средств - 490 долл., оплата операционной - 2790 долл., медикаменты - 1190 долл., плата за специальное оборудование-2760 долл. Эти данные взяты из американского журнала "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт".
КОРР. Алексей Михайлович, недавно в американском журнале "Ньюсуик" появилась статья "Советское здравоохранение: критическое состояние", в которой, в частности, всеобщая диспансеризация населения в нашей стране преподносится как "типично бюрократический метод", который не может дать каких-либо существенных результатов. Что вы можете сказать по этому поводу?
МОСКВИЧЕВ. Все это не что иное, как бездоказательное злопыхательство. Судите сами: хотя ежегодная диспансеризация в нашей стране охватывает еще не все население, однако уже сейчас можно говорить об эффективности профилактических осмотров. Так, снижается число людей, выходящих на инвалидность из-за раковых заболеваний. За последнее время сократилась заболеваемость раком желудка. А в результате раннего выявления и лечения хронических женских заболеваний стало возможным в 2 - 2,5 раза снизить смертность и заболеваемость по отдельным формам злокачественных опухолей.
Замечу, что в США общая смертность от рака выше, чем в СССР, хотя уровень медицинской науки там достаточно высок. Вполне очевидно, что эти успехи - во многом результат профилактических осмотров, а значит, раннего выявления злокачественных опухолей. Так что подобные выпады наших недругов не имеют под собой реальной почвы.
КОРР. И все же, Алексей Михайлович смертность от рака у нас еще высока...
МОСКВИЧЕВ. С этим, к сожалению, нельзя не согласиться. И именно поэтому борьба с раком сейчас является одной из главных задач советского здравоохранения. Отмечу, что за последние 15 лет смертность от рака в СССР не растет. Система комплексных мер первичной и вторичной профилактики, новые методы диагностики и лечения злокачественных опухолей позволяют неуклонно увеличивать число излеченных онкологических больных. Так, в 1984 г. на диспансерном учете состояло 2,5 млн. человек, из них 1,3 млн. прожили после установления диагноза 5 и более лет. А осуществление в стране ежегодной диспансеризации населения позволяет делать на будущее оптимистичные прогнозы - рак должен отступить!