Узнал, что в США сейчас развернута кампания по запрету известных произведений мировой литературы. Какие же произведения попали под "горячую руку" реакционных организаций?
С. Гужук, Черновцы
Недавно в Москве состоялась пресс-конференция для советских и иностранных журналистов, посвященная, скажем прямо, необычному событию - открытию в американском городе Джерико (штат Нью-Йорк) выставки, где посетителей встречал плакат "Запрещенные книги".
В выступлениях, прозвучавших на пресс-конференции, отмечалось, что хотя президент Р. Рейган и считает просвещение американцев "одним из своих приоритетов", но именно при попустительстве его администрации в стране постоянно растет число самозваных цензоров и масштаб их деятельности приобретает угрожающий характер. В 1984/85 учебном году "ревнители культуры" не менее чем в 46 из 50 штатов изъяли из школьной программы материалы, которые они считают вредными, а также убрали из школьных библиотек книги, являющиеся, по их мнению, опасными.
Ниже публикуются высказывания по этому поводу видных деятелей культуры нашей страны.
Академик И. В. ПЕТРЯНОВ-СОКОЛОВ, председатель Центрального правления Всесоюзного общества любителей книги:
- Здравомыслящим людям трудно поверить, что среди запрещенных - книги Марка Твена, Эрнеста Хемингуэя, Дж. Стейнбека и даже Уильяма Шекспира. Однако подобная воинственная кампания за запрещение книг широко развернута мракобесами в США, которые стремятся не допустить, чтобы американцы читали произведения, в которых разоблачаются пороки капитализма, подвергаются резкой критике нравы американского общества. Запрещены, конечно, не все вышедшие из-под пера писателей творения. У Шекспира, например, "отдает крамолой" лишь "Венецианский купец", у Твена - "Приключения Гекльберри Финна", у Стейнбека - "Гроздья гнева", у Хемингуэя - "Прощай, оружие!". В списки запрещенных внесены такие широко известные произведения, как "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу, "Над пропастью во ржи" Дж. Салинджера, "Убить пересмешника" Х. Ли, "Бойня номер пять" К. Воннегута и так далее, - по причине их "инакомыслия". Под аналогичным предлогом преданы анафеме "Баллады о Робин Гуде" и другие произведения, якобы проповедующие "беззаконие, насилие и коммунизм". Советские читатели, глубоко знающие и любящие американскую литературу, узнав из советской печати о фактах надругательства над книгами, выступили в их защиту. Более 600 писем прислали они в Центральное и республиканские правления Всесоюзного общества книголюбов.
В нашей стране названные авторы и их произведения пользуются большой популярностью. Я лишь назову несколько цифр: по данным ЮНЕСКО, в СССР книг переводится в 4 раза больше, чем в США. Только с 1946 по 1980 т. в СССР вышли 8484 книги и брошюры авторов США тиражом 284 млн. 340 тыс. экземпляров.
С. Г. ШУВАЛОВ, первый заместитель председателя Центрального правления Всесоюзного общества любителей книги:
- Действительно, нам, людям, живущим в конце XX века, трудно себе представить, что перечисленные произведения, ставшие всемирным достоянием культуры, подвергаются гонениям. Однако, чтобы не быть голословным, приведу несколько конкретных фактов, переданных корреспондентами ТАСС. В городе Аннистон (штат Алабама) создан "специальный религиозный комитет", призванный пересмотреть и "немедленно убрать" из библиотек произведения Дж. Стейнбека; в штате Висконсин из магазинов и библиотек изъяты 33 названия книг, в том числе Дж. Сэлинджера, Ф. С. Фицджеральда, которые названы "антиамериканскими"; в городе Фервакс (штат Вирджиния) исключены из списка "пригодных" книг "Приключения Гекльберри Финна". Журнал "Культурная жизнь за рубежом" рассказывает, что в Нью-Йорке по указанию городского управления по делам школ "Приключения Гекльберри Финна" М. Твена были изъяты из публичных библиотек. Книга находится под запретом и в ряде южных штатов. По данным американской печати, за период с 1981 г. ультраправые организации США сумели добиться внесения в списки "запрещенных книг" в общей сложности около 600 произведений.
Я. Н. ЗАСУРСКИЙ, доктор филологических наук:
- Это неудивительно. Ведь эти книги не только изымают из библиотек, но и почти не издают. Известный американский писатель К. Воннегут выразил сожаление по поводу того, что его книги запрещают лишь потому, что они не соответствуют личным вкусам тех официальных лиц, которые дают им оценку. По-настоящему хорошие книги серьезных американских писателей имеют малые тиражи.
К сожалению, недостаточно издаются в США и книги советских авторов. За последние несколько лет в 2,5 раза сократилась закупка прав на издание в этой стране советской литературы, да и тиражи очень невелики. Зато массовыми тиражами издаются книги А. Солженицына, занимающегося антисоветской пропагандой. И продаются они всего по доллару при общей дороговизне книг.
В. И. КОТИКОВ, заместитель директора Всесоюзной книжной палаты:
- По данным, которыми располагает Всесоюзная книжная палата, книги американских авторов издавались в СССР многократно и огромными тиражами.
Например, роман Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" с 1970 г. на русском языке издавался 12 раз, тиражом 2 млн. 654 тыс. экземпляров, на других языках народов СССР (грузинский, латышский, литовский, молдавский, украинский, эстонский) - 6 раз, тиражом 400 тыс. экземпляров.
В. И. АРДАМАТСКИЙ, писатель:
- Не хочется проводить аналогию, но человеческая память хранит страшные воспоминания о кострах, в которых фашисты сжигали книги Гейне и Шиллера. Безусловно, американские реакционеры еще не дошли до подобного варварства. Однако запрещение преподавания в школе и распространения в библиотеках произведений писателей, известных во всем мире, - опасный симптом.
Записала И. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ.
ОТ РЕДАКЦИИ
Уже после того, как наш материал был подготовлен к печати, в продажу поступил очередной номер журнала "Америка", в котором сразу несколько публикаций посвящено жизненному пути Марка Твена, дан обстоятельный рассказ о героях его произведений.
Видимо, редакция "Америки" учла нарастающий протест международной общественности против гонений, которым подвергаются писатели-классики в США. И решила навести глянец на проблему. Но информация о творчестве Марка Твена в СССР доступна каждому. А вот смогут ли все американцы без запретов и ограничений читать его произведения? Вот в чем вопрос.