В сфере деятельности профсоюза работников культуры, объединяющего свыше 3 млн. трудящихся, находятся такие жизненно важные вопросы, как, например, охрана прав трудящихся отрасли, содействие росту профессионального? мастерства работников культуры и т. д.
Подробнее об этом наш корреспондент В. Волков попросил рассказать председателя ЦК профсоюза работников культуры М. ПАШКОВА.
КОРР. Михаил Васильевич! Чет, отличается, на ваш взгляд, труд советского актера от западного? Начнем с трудоустройства...
ПАШКОВ. Люди, окончившие учебные заведения культуры, у нас обязательно получают работу по специальности. Естественно, это не значит, что все выпускники театральных вузов сразу же находят свое "место под солнцем". Ситуация порой усложняется тем, что некоторые будущие актеры, режиссеры еще на студенческой скамье уверены, что им как минимум уготовлено место в столичном театре - МХАТе или Малом. К сожалению, самомнение порой оказывается не подкрепленным истинным талантом. Да и труппы этих прославленных коллективов, пополняясь за счет молодежи, естественно, всех принять не могут.
Многие выпускники поступают, на мой взгляд, более правильно и рационально: они едут на периферию. Напомню, что в СССР 628 театров, так что молодые, свежие силы там нужны.
Отсюда, кстати, начинали свой путь в большое искусство многие известные деятели советского театра.
Наш профсоюз, насчитывающий 168 областных, краевых, республиканских комитетов, сразу же начинает осуществлять строгий контроль за предоставлением молодым специалистам нормальных условий для труда и жизни. В театрах для них организуются занятия по повышению актёрского мастерства. За молодыми закрепляются ведущие артисты, которые оказывают им помощь и содействуют профессиональному росту. Кстати, Министерство культуры СССР совместно с ЦК профсоюза проводят Всесоюзный смотр работы театров с творческой молодежью.
Не секрет, что творческая индивидуальность - явление динамичное. С приобретением жизненного опыта, повышением профессионального мастерства талантливый человек становится разностороннее. Капиталистическое общество не принимает во внимание этого фактора, оно стремится выжать из актера все сразу, пока он молод. Это понимают и на Западе, "Надо признать, - отмечал французский критик Ж. Лоран, - что наша эпоха породила "идолов", у которых не хватает профессионального мастерства, позволяющего сохранить творческую индивидуальность после того, как молодость прошла". И это действительно так.
Мне доводилось бывать в ряде капиталистических стран, и потому скажу, что мой рассказ о плодотворном шефстве наших маститых актеров над молодыми профессиональными и самодеятельными артистами, примем бесплатно, неизменно вызывал у зарубежных коллег удивление.
КОРР. Происходит это, видимо, еще из-за того, что на Западе проблема трудоустройства стоит остро, а потому и конкуренция возрастает.
ПАШКОВ. Да, по данным федеральной профессиональной группы артистов ФРГ, в этой стране из 10 тыс. артистов 3 тыс. не имеют работы. В Англии картина примерно такая же. В Италии 60% актеров совершенно не участвуют в спектаклях, 20% работают частично, 15% более или менее нормально и только 5% занимают привилегированное положение. Аналогичное положение наблюдается и в США. Самая большая цифра незанятости на Западе - 90% - среди актеров. Для них не существует оплачиваемого отпуска, страхования на случай болезни, пенсии по старости. И западные профсоюзы не могут изменить положение.
Наши работники искусств по сравнению с западными находятся в гораздо лучшем положении.
К примеру, как известно, в СССР пенсионный возраст для мужчин - 60 лет при стаже работы 25 лет, для женщин соответственно 55 и 20 лет. Вместе с тем для некоторых категорий артистов выход на пенсию даже не связан с достижением определенного возраста. Артистам балета, травести, воздушным гимнастам, акробатам, например, для этого достаточно иметь 20-летний стаж работы на сцене. Учитывая, что выступать они начинают, как правило, рано, причем в стаж засчитывается еще и время профессионального обучения, они могут выйти на пенсию уже к 35 - 40 годам. Кстати, многие из них затем выбирают себе другие специальности, например педагогов, и продолжают работать, получая и пенсию, и зарплату.
Немало сил и средств вкладывается нашим профсоюзом в строительство жилья, домов отдыха, медицинских учреждений для работников культуры.
КОРР. А теперь, Михаил Васильевич, хотелось бы узнать о том, как ваш профсоюз заботится об охране труда актера. Сколько часов в неделю он работает, в скольких спектаклях участвует? И здесь было бы интересно сравнение с Западом.
ПАШКОВ. Еженедельная нормальная продолжительность рабочего дня актеров театра в стране единая - 7 часов.
Засчитывается и время, затрачиваемое на всю подготовительную работу к спектаклю: репетиции, практические занятия по технике речи, движений, гриму и т. д. В норму рабочего времени входят также часы, затраченные на выездные - вне пределов города - спектакли, включая время на проезд туда и обратно.
Для артистического персонала установлены, кроме того, месячные охранные нормы выступлений в спектаклях, превышение которых допускается лишь в исключительных случаях, скажем, при вынужденной замене того или иного спектакля, при выступлении вместо заболевшего актера и т. п. Но и в этих случаях администрация может превысить норму выступлений, лишь согласовав это с местным комитетом профсоюза.
Конечно, мы знаем, что в театрах, особенно столичных, остро стоит проблема полной загрузки актеров. Однако об этом отдельный разговор.
Есть и другая крайность. Приведу мнение американского актера театра "Арена стейдж" Б. Проски, побывавшего на гастролях в нашей стране. Он заметил, что советский актер - исполнитель главных ролей - "избалованный ребенок театрального мира. Профсоюз ограничивает число спектаклей, в которых он должен участвовать, семнадцатью в месяц. Американские актеры обычно заняты ежемесячно в тридцати двух".
А при такой интенсивной загрузке американских актеров почти невозможно говорить о дальнейшей учебе, о повышении творческого мастерства. Но они не ропщут - ведь им удалось избежать безработицы.
КОРР. На Западе любят рассказывать о взлете той или иной юной звезды. Советские дети тоже заняты в некоторых спектаклях, снимаются и в фильмах. Достаточно вспомнить ленты Р. Быкова. А каковы условия труда актеров-подростков в СССР и на Западе?
ПАШКОВ. У нас в стране существует специальное "Положение об условиях труда несовершеннолетних исполнителей ролей, занятых на киносъемках". На основании этого положения привлечение малолетних детей и подростков на киносъемки производится лишь с согласия родителей и школы, с которыми администрация заключает договор. Дети проходят специальный медицинский осмотр, за ними закрепляются педагоги-воспитатели. Продолжительность рабочего дня ребят до 13 лет - не более 3 часов, от 13 до 15 - не свыше 4 часов, от 16 до 18 лет - не более 6 часов. Кроме того, они обеспечиваются бесплатным питанием. Запрещается также воздействие внешних раздражителей, которые отрицательно влияли бы на здоровье и психику детей. Съемка детей до 8-летнего возраста проводится в присутствии одного из родителей или члена семьи, который вызывается на киносъемку за счет киностудии.
На Западе все по-другому. Социологи и психологи там бьют тревогу: шоу-бизнес губит малолетних "звезд" - растлевает их морально, делает предметом купли-продажи, использует в неблаговидных целях, лишает детства. Трагична судьба шотландской певицы-подростка Лены Заварони. Победа в местном конкурсе послужила тому, что фирма грамзаписи заключила с ней контракт "как со взрослой". В 15 лет Лена выступала на британском телевидении с собственной программой. А свое 19-летие она встретила в одной из лондонских клиник: невроз, галлюцинации, глубокая депрессия. Диагноз врачей - крайнее нервное истощение организма из-за частых выступлений.
И этот пример далеко не единичен. Социальное положение творческого работника в капиталистическом обществе, молодого или старого, не может не породить тревогу за завтрашний день, духовное подавление, а порой и унижение личности. Совершенно иное положение занимает человек творческой профессии в нашем обществе. Его труд высоко ценится народом.
***
КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, на общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости, ремесленничества.
Из проекта новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза