106

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Поликлиника и пациент

Сейчас в печати широко обсуждается проблема повышения уровня медицинского обслуживания в нашей стране. Но, к сожалению, сдвигов, на мой взгляд, мало. Вот хотя бы один пример. С трудом записался на прием к специалисту, два часа потерял в очереди, в итоге - врач уделил мне всего лишь несколько минут. О каком же качестве медицинской помощи здесь может идти речь?

В. Мальков, Харьков

БЕЗУСЛОВНО, ситуация неприятная. И, к сожалению, не единичная. Но давайте не будем торопиться и делать поспешные выводы. Попытаемся разобраться и взглянуть на проблему поглубже.

В нашей стране в настоящее время насчитывается более 38 тыс. медицинских учреждений, в которых население получает амбулаторно-поликлиническую помощь. Ее объем, как подсчитано специалистами, только за последние 4 года возрос с 2,8 млрд. врачебных посещений в год до 3,1 млрд.

Участковый врач-терапевт в среднем сейчас обслуживает 1,7 тыс. взрослых пациентов, в то время как лет 10 - 15 назад на его попечении было 4 тыс. человек. О чем говорят эти показатели?

Во-первых, о том, что в нашей стране многое делается для развития и укрепления амбулаторно- поликлинической помощи и, во-вторых, что помощь эта доступна у нас каждому. А ведь если вдуматься, это серьезнейшее наше завоевание.

Кстати заметим, что порой западные недруги даже и это очевидное преимущество нашего строя пытаются очернить, утверждая, что коль медицинская помощь бесплатна и легкодоступна, то она не может быть эффективной и качественной. На чем же основываются подобного рода заявления? Оказывается, на том, что, дескать, мы сами говорим о своих недостатках.

Да, проблем у нас еще много, и мы не закрываем на них глаза. Нас не устраивают очереди, раздражает отсутствие того или иного специалиста, обижает невнимание врача...

Но позвольте спросить: разве стремление к более высокому уровню медицинской помощи свидетельствует о ее неэффективности? Ведь совершенствование медицинского обслуживания, как, впрочем, и других сфер нашей жизни, - это естественный процесс. Развиваются наука и техника, появляются новые методы диагностики и лечения, новое оборудование, приборы, лекарства...

И задача, стоящая перед советским здравоохранением, - повысить качество медицинской помощи - это подтверждение того, какое значение в нашей стране придается охране здоровья советских людей.

КОНСУЛЬТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Мы порой сетуем, что трудно получить талон, скажем, к ревматологу или невропатологу, но забываем, что еще совсем недавно могли обратиться в поликлинику лишь к терапевту или хирургу, реже - к окулисту, отоларингологу... Теперь же мы можем попасть на прием к кардиологу, ревматологу, эндокринологу, урологу, онкологу... Конечно, далеко не во всех поликлиниках страны столь разнообразен перечень так называемых "узких" специалистов, к появлению которых привело развитие медицины. Не везде еще без сложностей и проблем можно вовремя к ним попасть. Тем не менее факт остается фактом. В крупных поликлиниках ведут прием врачи 18 - 20 специальностей, в том числе и самых новейших, таких, как, например, медицинская генетика.

Важно отметить, что, устанавливая диагноз, терапевт все чаще направляет больного к одному, двум, а порой и нескольким "узким" специалистам. С их помощью гораздо легче вовремя распознать и предупредить болезнь, эффективно с ней бороться. Все это, безусловно, способствует повышению качества медицинского обслуживания.

Для сравнения заметим, что подобные обследования у целого ряда специалистов на Западе многим просто не по карману. Ведь, например, в США только консультация у кардиолога, без проведения дополнительных обследований, обходится пациенту более чем в 100 долларов.

ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ

Вспомним, что несколько лет назад мы приходили в поликлинику зачастую лишь затем, чтобы выписать рецепт, взять направление в больницу, сделать анализ крови или другие простейшие исследования. "Серьезное" лечение полностью возлагалось на стационар. Теперь же, как подсчитано специалистами, 80% больных, обращающихся к врачу, начинают и заканчивают свое лечение именно в поликлиниках.

Это стало возможным благодаря тому, что значительно возросли их диагностическо-лечебные возможности.

Крупные поликлиники, как правило, оснащены мощной рентгеновской аппаратурой. Расширяется сеть поликлиник, в которых открыты эндоскопические кабинеты, где специальные приборы, снабженные волоконной оптикой, позволяют врачу видеть внутренние поверхности многих органов. В кабинетах функциональной диагностики имеется возможность глубоко исследовать деятельность сердца и сосудов. В некоторых поликлинических лабораториях за короткий срок проводят сложнейшие исследования крови и другие анализы. Например, в московской поликлинике N 51 применяется более 40 методик биохимических исследований крови.

Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы подобный уровень оснащенности новейшей техникой был во всех поликлиниках и амбулаториях страны. Но увы, как это часто бывает, наши желания порой опережают наши возможности. Все мы понимаем, с какими огромными государственными затратами связано "насыщение" поликлиник и амбулаторий новейшим диагностическим и лечебным оборудованием. И вполне очевидно, что решить эту проблему сразу, как говорится, в "одночасье", учитывая масштабы страны, не так-то просто. Хотя надо отдать должное тому, что все большее число крупных городских поликлиник отвечает современным требованиям.

Сейчас во многих поликлиниках начинают создаваться отделения профилактики для проведения массовых осмотров населения. Пройдя необходимые обследования, пациент попадает к врачу. Тот, основываясь на полученных данных, определяет, нужны ли ему дополнительные исследования, и при необходимости направляет к тому или иному специалисту. Функции такого "отбора" в самое ближайшее время возьмут на себя электронно-вычислительные машины.

Впрочем, в городских и сельских поликлиниках Латвии и некоторых других республик уже действуют комплексные автоматизированные системы медицинских осмотров населения - КАСМОН. Пациент за 80 минут проходит полный профилактический осмотр. Результаты вводят в микроЭВМ "Искра-226", которая через три минуты информирует: у пациента выявлены такие-то отклонения, требуется дополнительная консультация кардиолога и невропатолога.

А на автозаводе "Коммунар" в Запорожье уже несколько лет действует автоматизированный центр медицинской диагностики, заменивший традиционную поликлинику. Здесь также с помощью компьютеров производится отбор пациентов с повышенным риском заболевания для более тщательного обследования и лечения. Пропускная способность такой "поликлиники" - 80 - 100 человек за смену.

Кстати заметим, что диагностические обследования, как и вся медицинская помощь, для пациентов в нашей стране не стоят ни копейки. В то же время американцы ежегодно платят за диагностические процедуры 15 млрд. долларов.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРУДУ

Порой еще можно услышать мнение, что, дескать, в поликлинику ходят не лечиться, а лишь затем, чтобы взять "больничный". Сложившийся когда-то стереотип мышления подчас мешает увидеть те изменения, которые происходят в жизни. Оговоримся сразу, не всегда еще поликлиники используют свои возможности в лечении больных. Но сдвиги в этом направлении есть, и существенные. Взять хотя бы такой факт. В поликлиниках сейчас активно создаются специальные отделения восстановительного лечения. Их цель - повысить эффективность медицинской помощи в поликлиниках, а конкретнее - предупредить возможные последствия травм и болезней, как можно быстрее вернуть больного к полноценной жизни.

Подсчитано, что каждый седьмой из числа обращающихся в поликлинику нуждается именно в таком лечении.

Процедуры и методы лечения в этих отделениях самые разнообразные. Это различные виды физиотерапии, лечебная физкультура, массаж, иглотерапия, водо- и грязелечение, психотерапия, аутогенная тренировка, лечение в барокамере. В некоторых отделениях открыты кабинеты трудовой и бытовой реабилитации, психологической разгрузки. Подобные отделения - пока еще начало нашего пути по повышению качества медицинского обслуживания. Но справедливости ради надо отметить, что с каждым годом их становится все больше, и - что отрадно - не только в крупнейших городах. Дабы не быть голословными, назовем для примера поликлиники N 3, 4, 6, 7 г. Курска, которые располагают дорогостоящей аппаратурой, в том числе и барокамерами, имеют собственную сауну, широко используют методы водо- и грязелечения.

А к услугам пациентов поликлиники N 1 г. Орджоникидзе предоставлены бассейн, кабинет подводного массажа, лечебные ванны. Действуют 10 кабинетов физиотерапии. Их работа налажена так, что в ожидании процедур больные не теряют ни минуты.

Люди, перенесшие травмы, инфаркт миокарда, тяжелые неврологические расстройства, получают полный курс восстановительного лечения во многих поликлиниках Смоленска, Самарканда, Витебска и других городов.

ПРИЕМ ВЕДЕТ ПРОФЕССОР

Понятно, что качество медицинской помощи во многом зависит от квалификации и знаний врачей, С этой целью они периодически направляются на специальные курсы для повышения квалификации, знакомятся с новейшими достижениями советской и зарубежной медицинской науки и практики. К тому же сейчас широко используется и такой новый вид высококвалифицированной помощи населению, как консультации специалистов медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений.

Они проводятся либо непосредственно в поликлиниках и медико-санитарных частях, либо в специальных консультативно-диагностических поликлиниках, создаваемых в крупных городах. Профессорский прием стал за последние два с половиной года традиционным во многих поликлиниках Куйбышева, Ростова-на-Дону, Минска, Еревана и других городов. Специалисты вузов и институтов выезжают для проведения консультаций в близлежащие города, где нет научных учреждений, а также на село.

Конечно, западные пропагандисты предпочитают помалкивать о доступности каждому советскому человеку подобной высококвалифицированной помощи. Им гораздо выгоднее говорить о наших трудностях, трактовать их по собственному усмотрению. Но как бы они ни изощрялись в этом, уровень медицинского обслуживания, несмотря на все имеющиеся недостатки, тем не менее постоянно растет.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно