Примерное время чтения: 5 минут
81

НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА. Медицинская помощь: Пути улучшения качества

В течение последних десятилетий главной заботой организаторов советского здравоохранения было ускорить подготовку кадров и строительство лечебно- профилактических учреждений. Иными словами, создать такую базу службы здоровья, которая могла бы обеспечить доступность медицинской помощи жителям всех регионов нашей огромной страны. Сейчас эта непростая задача в основном решена. В СССР около 60 тыс. медицинских центров, где работает свыше миллиона врачей и почти 3 млн. специалистов со средним медицинским образованием. На каждые 10 тыс. человек приходится 127 мест в стационарах. Это одни из самых высоких показателей в мире.

Об изменениях, происшедших в советском здравоохранении за последние годы, рассказал в беседе с корреспондентом АПН заместитель министра здравоохранения СССР А. САФОНОВ.

ПО РОДУ СЛУЖБЫ мне приходится постоянно посещать разные лечебные учреждения, в том числе сельские. Какими они были, скажем, в 50-х годах? В небольших амбулаториях, стационарах, имевших подчас всего 20 - 30 мест, помощь больным оказывали только терапевты, педиатры, хирурги, акушеры. Чтобы получить консультацию, например, кардиолога, приходилось преодолевать десятки километров; большинство специалистов (их не хватало) работало в городских медицинских центрах.

Сейчас, по данным статистики, 90 проц. сельских жителей, не выезжая за пределы своего района, проходят обследование и лечение в том объеме, который необходим для восстановления их здоровья. Только в сложных случаях, когда требуется помощь узких специалистов, сельские медики направляют пациентов в специально созданные для этих целей консультативные поликлиники ближайших областных больниц или в республиканские и всесоюзные специализированные центры. Если больной нуждается в стационарной помощи, его направляют в то лечебное учреждение, где ему может быть оказана максимально возможная помощь. Областные больницы, например (они имеют, как правило, не менее тысячи мест), располагают штатом врачей примерно 50 специальностей, владеющих всеми современными методами диагностики и лечения (см. "АиФ", 1983, N 52).

Разумеется, качественное изменение уровня оказания медицинской помощи произошло не только в сельской местности. Принципиально иными стали все наши медицинские учреждения. Вот, к примеру, поликлиники. Сегодня уже большинство из них - это крупные лечебно- диагностические центры с многопрофильными лабораториями для биохимических, эндоскопических, цитологических исследований, отделениями рентгенологии, функциональной диагностики. В условиях поликлиники можно осуществить полный комплекс обследований и одновременно обеспечить лечение. В настоящее время широкое развитие получила физиотерапевтическая служба, где проводится электро- и светолечение, есть залы лечебной физкультуры, кабинеты массажа, иглотерапии, в некоторых поликлиниках, где для этого есть возможности, проводится водо- и грязелечение. Не случайно 80 проц. больных сегодня начинают и завершают лечение в амбулаторных условиях.

ЗОНА ПЕРВОГО КОНТАКТА

Амбулаторно-поликлиническая служба - это так называемая зона первого контакта пациента с медициной (сюда прежде всего обращается население), и в ее укреплении мы видим один из главных путей дальнейшего повышения качества медицинской помощи. Какие задачи стоят сейчас перед нами? Прежде всего обеспечить такую работу поликлиник и амбулаторий, чтобы пациенты тратили минимум времени на ожидание приема у врачей и, с другой стороны, чтобы врач имел возможность уделить каждому максимум внимания. Это, понятно, требует дополнительных кадров, но мы надеемся, что вскоре проблему удастся решить: уже несколько лет более 60 проц. выпускников медицинских вузов направляется именно в эту службу. Одновременно мы вносим коррективы в организацию оказания амбулаторной помощи. В частности, поликлиники перешли на новый, более удобный для пациентов режим работы - с 8 часов утра до 9 вечера, с одним выходным днем. В некоторых из них появились новые отделения - профилактические. Они возьмут на себя обстоятельный доврачебный осмотр всех обратившихся за помощью, проведение предварительных исследований, с тем чтобы врач, к которому пациент пришел на прием, мог быстро получить объективные данные о его состоянии. Пока таких отделений около 400, но созданы они будут во всех поликлиниках.

НОВАЯ ПРОГРАММА

Работникам медицинских учреждений предстоит в ближайшее время приступить к осуществлению новой программы, разработку которой сейчас завершает Министерство здравоохранения СССР. Я имею в виду всеобщую диспансеризацию населения. Программа предусматривает, что каждый житель страны не реже одного раза в год будет проходить комплексные осмотры, выявляющие факторы риска, которые угрожают появлением тех или иных недугов, а также ранние, подчас незаметные для самого человека стадии их развития. Тех, у кого обнаружится заболевание или предрасположенность к нему, врачи возьмут на специальный диспансерный учет, проведут курсы специального и оздоровительного лечения.

У нас есть опыт организации и массовых медицинских осмотров (их ежегодно проходит свыше 110 млн. жителей), и наблюдения за больными в течение длительного времени (на диспансерном учете сейчас состоят 53 млн. человек). Тем не менее для реализации программы всеобщей диспансеризации предстоит преодолеть большие трудности - от чисто психологических (согласитесь, непрост убедить людей, не жалующихся на здоровье, вовремя и в пол" ном объеме пройти необходимые исследования) до организационных и материально-технических. Подчеркну - программа предусматривает осуществление целенаправленных оздоровительных мероприятий, охватывающих все 270- миллионное население страны. Столь сложной задачи никогда не ставила ни одна из служб здравоохранения в мире.

* * *

ЧИСЛО ВРАЧЕЙ НА 10 000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ В СССР И НЕКОТОРЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно