Примерное время чтения: 4 минуты
300

Разбомбит ли нас Америка?

В США считают, что Америка вернула себе ядерную монополию. Теперь, если Вашингтон нанесёт ядерный удар первым, у России не будет шансов на ответ.

ЭТУ точку зрения, опубликованную в журнале "Foreign Affairs", прокомментировал главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН профессор Владимир ДВОРКИН, начальник (в 1993-2001 гг.) 4-го НИИ Минобороны, занимающегося проблемами стратегических ядерных сил, противоракетной обороны и военного космоса.

Подлодка против "Тополя"

В КОНЦЕ 2001 г., после выполнения условий Договора СНВ-1, в стратегических ядерных силах России и США было примерно по 6 тысяч ядерных зарядов. По результатам обмена данными, в соответствии с этим договором в начале 2006 г. в российской ядерной триаде (в наземных, воздушных, морских ядерных силах) - 812 носителей с 3451 ядерным боезарядом. В американской, с учётом фактически выведенных из боевого состава средств, на 1079 носителях около 4600 боезарядов.

Казалось бы, преимущество США нарастает. Но к 2012 году, после выполнения условий Договора о СНП (Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. - Ред.), в каждой из двух стран должно остаться не более 2200 боезарядов.

Здесь главное то, что потенциал ядерного сдерживания определяется не общим числом носителей и боезарядов, а количеством пусковых установок противника, сохранившихся после первого, так называемого разоружающего ядерного удара, и устойчивостью системы боевого управления. Другими словами, количеством и мощностью ядерных зарядов, поднятых и доставленных к целям в ответном ударе. А это, в свою очередь, зависит от структуры ядерной триады (ВМФ, ВВС, РВСН), в которой должны быть ракеты с высокой степенью скрытности и живучести.

Традиционно в США основой таких сил были и остаются ракеты на атомных подлодках, несущих более половины всех ядерных зарядов. При этом не менее 60% этих подлодок постоянно находятся на маршрутах боевого патрулирования. В СССР и теперь в России прежде всего упор делался и делается на наземные мобильные ракетные комплексы и только потом на атомные подлодки с ракетами, поскольку даже в лучшие для нашего ВМФ советские времена в море находилось не более 20% от всего боевого состава таких кораблей. А базы атомных субмарин представляют собой идеальную мишень не только для ядерных ракет, но и для высокоточных крылатых ракет с обычным боевым оснащением.

Сейчас в нашей наземной группировке 291 мобильная пусковая установка "Тополь" с мощными боезарядами и, насколько известно, одна или две подлодки с баллистическими ракетами, которые в любой момент могут находиться в море. К 2015 г. можно ожидать медленного наращивания группировки мобильных ракет "Тополь-М" с несколькими боезарядами на каждой ракете и ввода в боевой состав, по крайней мере, двух подводных ракетоносцев проекта "955" с новым ракетным комплексом "Булава".

Ошибки Дяди Сэма

ОТМЕЧЕННЫЕ в американской статье ограничения функций российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) действительно имеют место. Особенно в части космического эшелона (спутников с датчиками. - Ред.). Но основной эшелон СПРН для принятия решений - как раз наземные радары. И если и существует узкий, не наблюдаемый этими радарами сектор в северных районах Тихого океана, откуда американские подлодки смогут нанести удар, то их ракеты просто не долетят до большинства наших пусковых установок.

Поэтому гарантированное ядерное сдерживание обеспечивается эффективным ответным ударом выживших ракет после ядерного обстрела противника. (Военные учёные полагают, что ракеты, выпущенные американцами, долетят до России, потому что поразить их в полёте невозможно. - Ред.) Поэтому надёжная работа российской СПРН нужна сегодня не только России, но и США для совместного контроля за распространением ракет в опасных регионах. В этом случае есть возможность отследить испытательные пуски ракет стран Юго-Восточной Азии.

В целом же способность российских ядерных сил выполнять свои функции теперь и в обозримой перспективе сильно преуменьшена. Тем не менее такое мнение заслуживает внимания, поскольку некоторые тенденции деградации ядерных сил России, особенно с учётом состояния оборонно-промышленного комплекса, не лишены оснований.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно