Примерное время чтения: 6 минут
1455

Афганский пленник

Советский солдат-срочник Алексей Оленин попал в Афган в 1981 г. "Срочная служба" закончилась... через 25 лет.

ОТСЛУЖИВ в Афгане полтора года водителем бензовоза, парень готовился к долгожданному дембелю. Зимой 1981-го он выехал в свой последний рейс в составе колонны, идущей из Кабула в Пули-Хумри. За руль машины, последней в колонне, Алексей в тот день садился с лёгким сердцем, зная наверняка, что совсем скоро он будет вспоминать о службе в армии как о дурном сне, затянувшемся на долгие 18 месяцев.

Проехав половину пути, Оленин остановил автомобиль, отправился по малой нужде и нарвался в кустах на засаду моджахедов. Их было восемь, он один, схватка длилась полтора часа. На исходе боя Оленин потерял сознание. Отбив солдату камнями ноги, афганцы оттащили обездвиженную жертву в горы.

Очнувшись, Алексей долго не мог понять, где находится. Пленника - голодного, грязного, с кровоточащими ранами, которые от сырости начали гнить, вытащили из ямы только спустя несколько дней. Моджахеды поставили Оленина перед выбором: ислам или смерть.

У моджахедов нашёлся "толмач", который по-русски объяснил Оленину, чего хотят от него его теперешние хозяева. Люди по-разному приходят к Богу, но для неверующего парня, рождённого в атеистическом СССР, религия, пусть чужая, стала спасительной соломинкой, за которую Алексей и уцепился. Больше надеяться было не на что, а Бога, которого требовалось предать, у Алексея и так не было.

Чтобы принять ислам, Алексей целый месяц учил Коран, сутками напролёт зубря непонятные молитвы. К принявшему ислам русскому афганцы стали относиться не как к скотине, которую можно бить и морить голодом, а как к человеку. Уходя в отступление, "духи" забрали пленника с собой.

Пакистанская арифметика

В 1989 г. последний советский танк покинул Афганистан, а Алексей остался в городе Пули-Хумри. Несмотря на переговоры, которые вела наша сторона, моджахеды не согласились отпустить нашего солдата. Алексей знал, что в Афгане есть ещё много таких, как он, пленников, и знал также, что ни одному из них не удалось бежать на свободу. Все попытки заканчивались смертью, поэтому он и не пытался обмануть судьбу. Долгие 12 лет Оленин обрабатывал пшеничные поля под присмотром афганцев. Пленник питался чем придётся, жил в продуваемой всеми ветрами хижине. Почему предпочёл такую жизнь смерти, сейчас он и не объяснит. Свыкся, а может, в глубине души всё же ждал чего-то? И вдруг судьба подбросила неожиданный подарок.

В 1993 г. Оленина и ещё одного советского парня отправили в Пакистан. Эти двое стали орудием в руках премьера Пакистана Беназир Бхутто, которая с их помощью решила продемонстрировать своё лояльное отношение к России. Бывших воинов из Афганистана доставили во дворец в Исламабад, где проходили российско-пакистанские переговоры. Измученные рабской жизнью пленники были тут же освобождены и "обласканы" премьер-министром - на прощание та выдала им по толстой пачке денег. Спустя несколько часов Алексей впервые за 12 лет ступил на родную землю.

Россия 1993 г. сильно его удивила. На парня обрушился новоявленный капитализм во всех его проявлениях - коммерческие палатки на каждом углу, неоновая реклама, эротические газеты на лотках. Новая жизнь так ошеломила Оленина, что через полгода он... вернулся в Афганистан.

14-летняя невеста для солдата

АФГАНЦЫ, которые до освобождения "опекали" Алексея, поступили хитро. Зная о готовящемся отъезде русского в Пакистан, они сосватали за Оленина Наргиз - 14-летнюю девочку из многодетной бедной семьи. Глаза молоденькой девушки, в которых кротость соседствовала с надеждой и нескрываемым интересом к чужестранцу, запали в душу Алексею. С того самого дня и до его отъезда они не расставались. За ней и вернулся Алексей из родного дома, да опять надолго застрял в Афганистане.

"Без золота женщина замуж не пойдёт," - рассказывает Алексей. За свою невесту Оленин заплатил калым с пакистанских денег в 3000 долларов, купил молодой жене золотое ожерелье, кольца и браслет. Сыграв свадьбу, Алексей переехал в дом к любимой. Молодожёнам выделили комнату в одноэтажном кирпичном доме. В соседней комнатушке ютились родные Наргиз - мать, отец и ещё четверо детей. На оставшиеся после свадьбы деньги 33-летний русский открыл в Пули-Хумри лавку, в которой продавалась разная мелочовка для немногочисленных туристов. С утра до вечера он торговал, домой приходил лишь к ночи. Семья Наргиз не могла нарадоваться на нового кормильца. Так, из бесправного пленника он превратился в равноправного члена афганской семьи. Но Алексей работал в своей лавке как проклятый не ради этого: ему нужны были деньги, чтобы вернуться на родину с молодой женой.

По приезде в Россию мытарства Оленина не закончились. Сначала скитался с семьёй по углам, потом в Отрадном, откуда он родом, снял однокомнатную квартиру. По афганским законам Алексей и Наргиз были мужем и женой. По российским им пришлось доказывать это, пройдя через бюрократический ад. Теперь Оленину нужно удочерить свою же собственную дочь, потому что у четырёхлетней Джасмин нет свидетельства о рождении.

Родина требует справок!

С РАБОТОЙ у Алексея тоже проблемы. Как водитель он уже потерял квалификацию. Медкомиссию ему не пройти: в Афгане он сильно болел, тяжёлая работа ему теперь противопоказана. В частных структурах бывшему солдату говорят, что возраст уже не тот. Язык дари, которым в совершенстве владеет Алексей, тоже никому без диплома не нужен, хотя в той же Самаре нет ни одного переводчика с этого языка.

Вот и получается, что из одного плена Алексей попал в другой, состоящий из бесконечной бумажной волокиты и хождений по кабинетам чиновников.

Иногда его опять тянет в Афганистан, где всё просто и ясно: вот твоя семья, твоя лавка, что заработаешь - твоё, и не надо ничего доказывать. А потом душа бунтует: должна же в конце концов родина признать его, Алексея Оленина, - та самая родина, по чьей милости почти два десятка лет он не может обрести покой и выстроить жизнь по простой схеме: семья - дом - работа. Разве 25-летними мытарствами он этого не заслужил?


Кстати

Из рассекреченного доклада тогдашнего министра обороны Д. Язова

В ПЕРИОД с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года на территории Афганистана:

- всего в боевых действиях принимало участие 525190 советских военнослужащих;

- в плен попали 107 солдат и офицеров, за 17 лет освобождены всего 22;

- пропали без вести 310 человек;

- ранены 23258 человек;

- потери советских войск составили 13833 военнослужащих.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно