"Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Иркутск", - услышали пассажиры рейса 778 рано утром 9 июля. Но, вместо того чтобы затормозить, огромный аэробус на бешеной скорости промчался по всей посадочной полосе, протаранил бетонное ограждение и врезался в гаражи, приютившиеся под стенами аэропорта. За считаные минуты из него удалось выбраться нескольким десяткам человек. А потом взорвалась тонна керосина в баках - и огромную машину объяло пламенем. В огне заживо сгорели более 120 человек.
"К полудню 10 июля из-под останков аэробуса А-310 в Иркутске было извлечено 122 тела пассажиров, погибших в авиакатастрофе. 6 тел не найдено. В больницы города направлен 71 пострадавший". Эти данные привёл министр транспорта РФ Игорь Левитин. Среди пассажиров было 15 детей, семь погибли.
По версии экспертов иркутского МЧС, возгорание внутри аэробуса произошло ещё во время приземления, отчего и отказала система торможения. Ещё одно предположение - при приземлении загорелось шасси. Ответ, конечно же, даст расшифровка чёрных ящиков, которые уже отправлены в Москву.
Ещё одной причиной аварии аэробуса А-310 специалисты считают слишком короткую взлётно-посадочную полосу. Почему-то называют цифру - "всего 2,5 тысячи метров", хотя в октябре 2003 года её удлинили на 400 м - до 3165 м.
Самые популярные версии катастрофы в народе: Иркутск находится в аномальной зоне; души невинно убиенных не находят себе покоя. Аномальной байкальскую зону разного рода любители паранормальных явлений считают из-за тектонического разлома, который проходит под Байкалом. Недаром на побережье самого озера есть немало мест, пользующихся славой "уйдёшь - не вернёшься". То вертолёты падают, то пропадают люди. Вот и эта катастрофа - пятая (не считая падения вертолётов и аварий, закончившихся без жертв) за последние десять лет в Иркутске.
Что касается второй версии - все иркутяне знают, что на территории аэропорта находится мемориал и захоронение репрессированных в сталинские годы. По сути, одна из взлётных полос едва ли не упирается в эту братскую могилу. Долгое время, когда полосы аэропорта активно удлинялись, администрация спорила с местными жителями по поводу этих могил: сначала собирались их срыть, потом перенести. Сегодня Иркутск вновь заговорил о том, что души невинно осуждённых и замученных не находят себе покоя, поэтому и падают самолёты, садясь и взлетая над "недобрым" местом.
Авиакатастрофы "Сибири"
4 октября 2001 г. над Чёрным морем украинской ракетой был сбит Ту-154, летевший рейсом Тель-Авив - Новосибирск, погибли 78 человек;
26 августа 2004 г. самолёт Ту-154, летевший из Москвы в Сочи, взорвала террористка-смертница, погибли 46 человек;
9 июля 2006 г. после посадки не смог затормозить аэробус А-310, прилетевший в Иркутск из Москвы.
Руками рвали обшивку
18-летняя Алёна Худякова отныне может праздновать два дня рождения. Вторым стало 9 июля.
- Мы с мамой гостили неделю в Москве и на этом самолёте возвращались домой. Сидели почти в самом хвосте - достался второй ряд от туалета. Хотя хотели попасть вперёд - там меньше шума. Самолёт уже приземлился и почти остановился... Я отстегнулась. И тут всё дернулось, раздался страшный рокот - словно мы собирались снова взлетать. Буквально в несколько секунд салон наполнился чёрным едким дымом. Руку вытянешь - и ладонь уже не видно.
Я почувствовала, что теряю сознание, сползаю на пол. Сколько была в таком состоянии, не знаю. Я словно сквозь сон слышала, как в салоне кричали люди, все метались, меня пинали, стараясь оттолкнуть в сторону, по мне бегали. И тут стюардесса открыла люк и, видимо, меня кто-то подтолкнул к нему. Я почувствовала, как потянуло свежим воздухом, и понемногу, как могла, поползла. Трап не надулся, и, вместо того чтобы съезжать по жёлобу, пришлось прыгать. А там до земли почти четыре метра... Но мне лично было по барабану - лишь бы выбраться. Многие люди ломали руки, ноги, но я приземлилась удачно. И тут окончательно потеряла сознание. Кажется, ненадолго, минуты на три, но взрыва уже не помню. Плохо помню, как уходили от самолёта. Люди шли абсолютно чёрные - все в копоти.
Прыгала я одна. Мама не смогла сама выйти - вынесли спасатели. Когда я её увидела в больнице, мне стало страшно - синие губы, синий язык. Первые сутки она была в коме. Но сейчас вышла из неё. И хотя она пока без сознания, врачи говорят - всё будет хорошо.
* * *
Чудом называет спасение своего мужа, возвращавшегося домой из командировки в Москву, иркутянка Наталья Г. Выжить ему помогла одна из стюардесс, имени которой мужчина, к сожалению, не запомнил.
- Мой муж сидел рядом со стюардессой в хвостовой части самолёта. После того как произошла авария, девушка сказала, что напротив его кресла под обшивкой находится запасной люк. Вдвоём руками они рвали обшивку и успели открыть люк за несколько секунд до охватившего весь корпус самолёта пожара. Спаслись не только сами, но и сохранили жизни ещё 10 пассажирам, - рассказала корреспонденту "АиФ" Наталья.
* * *
22-летняя Вика Зильберштайн из московского отделения Службы бортпроводников, которая проработала стюардессой всего два года, стала ангелом-спасителем десятков пассажиров. После того как самолёт врезался в гаражи, она оказалась заваленной сумками с верхних полок, но выбралась из-под них, добралась до аварийного люка и смогла его открыть. Только после того как она помогла выпрыгнуть в люк пассажирам, девушка сама оказалась на земле. Через несколько секунд прогремели взрывы. Вика получила ранения и уже прибыла из иркутской больницы в Москву.
* * *
Молодой челябинец, который летал в деловую командировку в Москву и собирался после отдохнуть на Байкале, ОПОЗДАЛ НА РЕГИСТРАЦИЮ РЕЙСА 778!!! Он приехал в аэропорт через 10 минут после того, как злополучный аэробус А-310 поднялся в воздух. Друзья в Иркутске не чаяли увидеть его живым, но он позвонил примерно в 9 утра по местному времени. Знал ли он, что произошло? Тогда ещё навряд ли. А после перестал отвечать на звонки. Только СМС прислал: "Пока меня не трогайте".
* * *
Неназвавшийся пассажир:
- Я вздремнул в полёте и проспал посадку. Проснулся, когда начался крик и пожар. И тут в обшивке образовалось отверстие. Я сидел в среднем ряду, увидел его и понял - мне надо туда. И ринулся, полез через всех, буквально через головы, выскочил в это отверстие... Больше из моего ряда не спасся никто. На моих глазах двое просто угорели.
Проклятые аэропорты
В рейтинг самых сложных аэропортов, который составила английская компания Skytrax, вошли три российских. Это аэропорт Адлера (Сочи), где заход на посадку производится только со стороны моря и возможность уйти на 2-й круг ограничена.
Не менее сложный аэропорт - Иркутский. Он расположен в горной местности, в черте города, на высоте 600 метров над уровнем моря, имеет уклон взлётно-посадочной полосы (ВПП). Из-за специфики захода при посадке самолёт должен почти "падать" на полосу. Постоянное низкое давление сказывается на работе двигателей. Кроме того, вместо 200-метровой "мёртвой зоны", засыпанной гравием, там только 50 метров после ВПП. Дальше - бетонный забор, за ним - гаражи и автомастерские, которые, по правилам, должны находиться на расстоянии не меньшем чем 1000 метров.
Похож на Иркутский аэропорт Петропавловска-Камчатского, он окружен сопками и вулканами, при взлёте-посадке самолёты попадают в сильные воздушные потоки.
Из крупнейших авиакатастроф последних 15 лет 4 произошли именно в Иркутске: в январе 1994 г. после взлёта рухнул Ту-154, вылетевший в Москву, погибли 125 человек; в декабре 1997 г. после взлёта на жилые кварталы упал военный самолёт "Руслан", погибли 72 человека - 4 на борту и 68 в жилом доме, на который упал самолёт; в июле 2001 г. при заходе на промежуточную посадку упал Ту-154, летевший из Владивостока в Екатеринбург, погибли 145 человек. Последней крупной авиакатастрофой стала та, что произошла 9 июля этого года.
КСТАТИ
По данным МЧС РФ, июль - август традиционно считаются самыми опасными месяцами. Именно на них приходится пик не только природных, но и техногенных катастроф. В том числе резко возрастает количество авиационных аварий. Вот авиахроника только четырёх дней:
7 июля
- В Конго разбился Ан-12 местной авиакомпании. Погибли пятеро, в том числе три гражданина России.
9 июля
- В Крыму в Симферополе совершил вынужденную посадку А-310 компании "Сибирь", следовавший по маршруту Анталья - Москва. Причина - падение уровня масла в одном из двигателей.
- В Москве не смог сесть Ил-86 той же "Сибири", вылетевший из Антальи. Самолёт приземлился в Нижнем Новгороде.
10 июля
- В Пакистане через 10 минут после взлёта упал пассажирский самолет Fokker-27 местной авиакомпании. 41 пассажир и 4 члена экипажа погибли.
- В Крыму в Севастополе загорелся и совершил вынужденную посадку Ту-134, принадлежащий Черноморскому флоту России. Пострадали 3 человека.
- В Иркутске очередное авиапроисшествие: вынужденную посадку запросил Ту-154 "Уральских авиалиний", следовавший из Владивостока в Екатеринбург. Причиной стал отказ хвостового двигателя.