Примерное время чтения: 8 минут
124

Кто украл у нас смерть

Боится человек смерти или нет? Ответ можно найти на погосте.

ЖИВОТНЫЕ не боятся своих мёртвых сородичей. А человек...

По всей видимости, боязнь мёртвых родилась в те времена, когда людей на планете стало так много, что незахороненные павшие стали представлять реальную санитарно-эпидемическую опасность для популяции. О бактериях и гигиене тогда не знали, и потому с появлением проторелигий страх оброс мифами. Захоронение было первым способом обезопаситься от "врага".

В каменном веке перед захоронением мертвецам связывали ноги и руки. На острове Тасмания на могилу наваливали груду камней. Древние арии вообще сжигали своих усопших. В Сибири покойников подвешивали на деревьях, чтобы их расклёвывали хищные птицы. В некоторых культурах мертвецов просто расчленяли, иногда, правда, ограничиваясь отделением головы. Позже, когда начали преимущественно хоронить в деревянных домовинах, крышку гроба стали заколачивать. И всё это только ради одного - чтобы не вылез, чтобы не вернулся! По мере появления и развития мировых религий отношение к смерти становилось всё менее сказочно-мистическим и всё более уважительным.

И как один умрём

ОТНОШЕНИЕ к небытию определяет характер народа, считает автор "Энциклопедии смерти" Александр Лаврин и так объясняет феномен российского "умолчания о смерти":

- Когда к власти пришли большевики, полагающие, что имеют монополию на мысли граждан, они решили подчинить себе и смерть.

Каждый отдельный человек умирать не хочет - таков закон биологии. И эту биологию большевики начали ломать при помощи идеологии, внушая людям идею жертвенности. Причём советская идеология оперировала двумя типами жертвенности - вынужденной и добровольной. Вынужденная - это когда человека расстреливают как врага народа, объясняя приговор "высшими государственными интересами". Добровольная - когда человек сам бросается на амбразуру.

Причём большевики бросили свои зёрна отнюдь не на пустынную почву: коллективная жертвенность всегда была в характере русского народа. Вспомните пословицу "На миру и смерть красна". Коммунисты просто усилили и раздули то, что в русской душе уже было воспитано столетиями царских деспотий и выживания в самой холодной и самой неплодородной стране мира.

"Колхозы мёртвых"

НА ЗАПАДЕ существует естественное соответствие: частная жизнь - частная смерть. В отличие от западных врачей, которые говорят больному правду, наши до сих пор сообщают о смертельном диагнозе только родственникам (коллективу), но никогда - самому больному. По сию пору врачи живут инструкциями Минздрава СССР.

"По инструкциям..." - вот ключевое выражение, которое определяет следующий этап "освоения смерти" советской властью - этап бюрократизации. Штампы, справки, номера на могилах, бульдозеры на кладбищах... Всё это привело к психологическому отчуждению человека от смерти, к тому, что смерть воспринимается нами как акт гражданского состояния, как бытовой факт, а не как экзистенциальный прорыв или иная философская ипостась.

На Западе человек сегодня предпочитает не задумываться о смерти. До самого последнего момента он от неё отворачивается, чтобы не мешать мажорному восприятию мира. В России ближе всего к такому восприятию смерти Москва - мегакультурный мегаполис. Но в ста километрах от столицы восприятие смерти всё ещё прежнее - совковое. Поэтому у нас и многие кладбища такие - напоминающие помойки: с перекошенными ржавыми оградами, грязью в распутицу, мусором, бомжами, крысами и бродячими собаками. И отношение к усопшим - как к отходам, которые нужно утилизировать. Наши погосты при советской власти перестали внушать священный трепет. Они превратились в "колхозы мёртвых".

- Мы - люди, у которых украдена их собственная смерть, - горько восклицает Лаврин. - Про каждого западного человека можно сказать, сколько он стоит: сколько стоит Сорос, сколько стоит Спилберг, сколько стоит простой банковский клерк... А теперь сравните их кладбища и наши. На их кладбищах лежат ценности. На наших - отбросы...

Из жизни - на свободу

СЕКРЕТАРЬ по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иерей Михаил ДУДКО:

- В ТРАДИЦИИ православия земное существование воспринимается как место для подвига, посредством которого зарабатывается место в Царствии Небесном. Оно же - награда и главная цель существования. Поэтому русский народ много меньше, чем другие, ценит земную жизнь. У западных народов смерть - финал всего, у нас же это - освобождение.

Однако я не согласен, что русские наплевательски относятся к памяти предков, и в частности к могилам. Да, в Европе на кладбищах чище, чем у нас. Но только потому, что там есть общий культ аккуратности. Уверяю вас, как только соответствующие службы перестают получать средства на уход за той или иной могилкой, её просто сравнивают бульдозером с землёй. У нас же усопших почитают много больше. И доказательство тому тот факт, что самыми посещаемыми богослужениями всегда бывают проходящие в родительские субботы.

Как хоронят богатых и знаменитых

"ПУБЛИЧНЫЕ" похороны сильных мира сего, известных в народе людей, зачастую наравне со свадьбами и юбилеями становятся достоянием светской хроники.

Михаила ЕВДОКИМОВА похоронили в родном селе Верх-Обском под Бийском (Алтайский край). Траурная процессия состояла из нескольких тысяч местных жителей и известных артистов и политиков. Гроб (прямоугольный, американской конструкции с двумя откидными половинками верхней крышки, но для прощания её сняли совсем) с телом перенесли на руках из его дома на сельский стадион, где прошла церемония прощания, траурный молебен и отпевание. Над могилой губернатора прозвучали гимн России и троекратный орудийный залп. В самый последний момент кто-то положил в гроб футбольный мяч. Президент Путин прислал на похороны венок, а столы для поминок были накрыты для всех желающих под бесконечными тентами.

Юрий НИКУЛИН нашёл своё последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Прощание проходило в здании цирка на Цветном бульваре, президент Ельцин лично положил в дубовый гроб (приблизительная стоимость - 4 тыс. долл.) цветы. Как и всех артистов, Никулина провожали с аплодисментами. Помимо прочих известных лиц на похоронах присутствовал мэр Москвы Юрий Лужков.

Александр РАГУЛИН. Легендарный хоккеист, десятикратный чемпион мира был похоронен на Ваганьковском кладбище. Гражданская панихида состоялась в Ледовом дворце ЦСКА. Церемонию сопровождала траурная процессия спортсменов. Гроб из ясеня был привезён из Канады (ориентировочная стоимость - 3-4 тыс. долл.).

Криминальный авторитет (фамилию просили не указывать) был похоронен на Троекуровском кладбище. Близкие друзья и соратники покойного провели ночь в церкви, самостоятельно (!) читая над телом Псалтырь. Гроб был сделан из красного дерева (ориентировочная стоимость - 25 тыс. долл.), усопший одет в костюм за 5 тыс. долл. и ботинки ручной работы за 3 тыс.

Авторитетный бизнесмен и меценат (фамилию просили не указывать) был похоронен на территории подмосковного монастыря, в котором, как утверждают наши источники, он часто бывал и в пользу которого много жертвовал. На церемонии было более 100 машин, гроб (стоимостью около 20 тыс. долл.) доставили на лимузине. Когда покойного опускали в могилу, в небо выпустили стаю белых голубей в знак освобождения души от мирской тщеты.

Способы умереть на радость окружающим

РАССЫПАТЬСЯ ОГНЯМИ

Американская фирма "Celebrate Life!" обещает своим клиентам, что их последнее "Прощай" для друзей превратится в настоящий праздник с морской прогулкой и весёлым фейерверком, уносящим в небо прах усопшего. Стоимость одного фейерверка, по патронам которого распределяется прах покойного, составляет 3250 долл., двух - 3750 долл.

БРИЛЛИАНТ ИЗ БАБУШКИ

Такую услугу предлагают специалисты компании "Life Gem" ("Живая драгоценность"), базирующейся в городе Чикаго, штат Иллинойс, США. Используя современные технологии, они превращают прах (по сути углерод) в искусственные алмазы, которые потом подвергают огранке и вставляют в кулоны, серьги и перстни - по выбору заказчика. Самый дорогой красный бриллиант в 1,25 карата стоит 28 000 долл., самый маленький - 4000 долл., причём маленькие продаются только парами. Видимо, на серьги.

СМЕШНЫЕ ЭПИТАФИИ

Эпитафия - это как бы последняя короткая реплика ушедшего, брошенная нам, живущим. Или, наоборот, последнее слово оставшихся об ушедшем. Эпитафии бывают разные. Даже такие:

"Дорогому брату Моне от сестёр и братьев - на добрую память".
(Одесское кладбище)

"Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук".
(Москва, Хованское кладбище)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно