Нынешним летом человечество умудрилось пережить дату 06.06.06, на которую, по мнению многих, пришлось число дьявола, грозившее немедленным апокалипсисом. Но вслед за этим на людей навалилась череда небывалых несчастий: огромное количество авиакатастроф, невиданная жара в Европе и Америке, которая унесла сотни жизней, страшнейшие наводнения в Китае и Японии и в довершение всего - война на Ближнем Востоке. Многие говорят, что близится конец света. Так ли это?
Е. С е м ё н о в, Когалым
СОВЕРШЕННО определённо говоря о Судном дне, Священное Писание не даёт никакого конкретного срока. Более того, подчёркивает, что он неизвестен даже ангелам небесным и его знает только сам Творец. То, что столь загаженная людскими пакостями вещь, как человеческая история, кончится (как сказал Бердяев, только в этом случае в ней будет какой-то смысл), понятно, но ведь очень хочется знать: когда? Бог Сын пошёл навстречу нашему любопытству и в двадцать четвёртой главе Евангелия от Матфея дал признаки приближения конца времён.
О нашем ли веке это пророчество?
"БУДУТ войны и военные слухи". Здесь Иисус будто видит на две тысячи лет вперёд нынешнее время. Только что закончившееся ХХ столетие вместило в себя две мировые войны, а локальным вооружённым конфликтам просто не было числа. И сейчас висит над нами предчувствие войн. Например, слухи о войне США против Ирана, Северной Кореи с неизбежным втягиванием в противостояние множества других государств. Но, приведя этот признак, Иисус добавляет: это ещё не конец.
Читаем дальше. "Встают народ на народ и царство на царство и будут предавать и убивать друг друга". Это та самая тайная война сверхдержав, которая давно уже идёт.
Третий признак - "Верные Христу будут ненавидимы и гонимы" - уже исполняется. Запад давно отошёл от веры предков, и напоминание о ней его раздражает до такой степени, что он не включил в европейскую конституцию даже упоминания о своих христианских корнях. Видно, забыли там о словах Спасителя: "Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь перед Отцом Моим". Но и это ещё не последний окончательный признак. Последние два - "Будет Евангелие сие проповедано во всей Вселенной, и оскудеет любовь". Приведя их, Иисус добавляет: "И тогда наступит конец" (Мф 24, 14).
Первый критерий выполнен, Евангелие продаётся во всём мире и стоит дешевле буханки хлеба, а кто и этих денег пожалеет, может получить его бесплатно. А что можно сказать о втором, последнем критерии?
Ненависть подаёт надежду
НА ПЕРВЫЙ взгляд всё совершенно ясно: о какой любви можно говорить, когда кругом одна ненависть. Но, как это ни парадоксально, именно небывалый и неслыханный накал ненависти, характеризующий наше время, подаёт надежду. Пока в человеке кипят эмоции, не важно, положительные или отрицательные, о нём можно сказать лишь одно: он - жив, в нём кроется внутренняя сила и энергия, которая быстро может поменять своё конкретное внешнее выражение.
Чтобы любовь вошла в мир и стала его главной творческой силой, необходим предмет любви. В эпоху феодализма и сменивших его европейских монархий, включая в них и русскую монархию, этим предметом была земля. Люди кормились землёй, бережно и ласково ухаживали за ней и чувствовали её ответную ласку, выражавшуюся в чудной красоте, созданной совместными усилиями человека и природы, т. е. Творца. Мы, русские, ещё помним этот тип красоты. На этой-то духовности и стояла великая Россия.
У русских антимонархистов девизом были слова Некрасова: "Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви!". Что же это была за странная любовь, ради которой надо было бросать бомбы в царя и назначенных им начальников? Марксисты чётко ответили на этот вопрос: это солидарность трудящихся. А ненависть, разжигаемая ими во имя этой грядущей любви, была направлена на эксплуататоров и предполагалась временной. Когда с её помощью эксплуататоры будут уничтожены и воцарится бесклассовое общество, все будут любить всех, и на крик "товарищ!" будет, по слову Маяковского, "оборачиваться земля". А придя к власти, они первым делом призвали нас к любви - любви к социалистической Родине и её вождям. Хоть это был и суррогат, но как-то и кого-то он удовлетворял, а сегодня мы и его лишились. И именно от этого, а не от материального неблагополучия, чувствуем себя несчастными. Ведь в глубине души несчастны и благополучные обитатели Запада. Многие там настолько остро переживают дефицит любви, что начинают пламенно любить бессловесных тварей, добиваясь запрещения охоты.
Выбор за нами
ЧТОБЫ стало яснее, в чём может состоять новый предмет любви рода человеческого, надо уяснить, что является предметом нынешней ненависти. Прежде всего самая страстная ненависть нашего времени - исламских фундаменталистов к Западу. По мнению многих исследователей, ярость этих людей вызывает то обстоятельство, что Запад всеми средствами навязывает им своё представление о том, как надо жить, и тем самым разрушает традиционный быт магометан. Самое чувствительное для них - семья и положение женщины. У мусульман - строгая регламентация брачных отношений, у Запада - полная терпимость к супружеской измене. И тут мусульманам более всех ненавистны американцы с их "сексуальной революцией".
И другие виды сотрясающей планету ненависти имеют ту же самую природу, вырастая из глубинного протеста "дайте нам жить по-своему!". Сегодня у человека осталось одно, что он может ощущать своим и любить, - цивилизация, к которой он принадлежит исторически и генетически, и он должен хранить и лелеять её, как когда-то хранил и лелеял землю, понимая при этом, что на это имеют право и другие народы и их не нужно перевоспитывать.
Если такая терпимость будет принята мировым сообществом как фундаментальный принцип нашего века и зафиксирована в международном праве, тогда действительно будет построен тот многополярный мир, который пока существует лишь теоретически, ненависть утихнет, оскудение любви остановится и конец времён будет отсрочен.