ЕЩЕ СОВСЕМ недавно Бхагван Шри Раджниш - мистик, обосновавшийся в США, - совершал ритуальный выезд к своим приверженцам - сектантам-неосаньясинам, сидя в роскошном "роллс-ройсе". Для них он был не только "просветленным", но и главой крупной религиозно- мистической коммуны в штате Орегон. В этом сектантском "государстве" была своя столица, собственная газета, кабельная телесеть и даже аэродром с шестью самолетами. На предприятиях, в мастерских и на сельскохозяйственных угодьях коммуны по 12 часов в день трудились одетые в свекольного цвета униформу молодые люди. Ни заработной платы, ни выходных дней, ни отпусков - считалось, что работа для обогащения "живого бога" равноценна молитве и не нуждается в оплате. С приезжих же богоискателей взимались 280 долл. в неделю за саму возможность присоединиться к "улью" приверженцев Бхагвана и посещать его проповеди. Помимо этого, состоятельных сектантов обязывали дарить Раджнишу "роллс-ройсы" стоимостью в 140 тыс. долл. Их скопилось 93 штуки - целый автопарк, который стал апофеозом безмерного стяжательства "живого бога".
Власти штата Орегон, оказавшие покровительство Раджнишу, выделили даже особый отряд полиции для охраны "государства" неосаньясинов.
"Государство" же это ничем не напоминало ту обитель любви и религиозного смирения, которой оно представало в пропагандистских материалах секты. Ближайшая помощница Раджниша американка Шила Силвермен, контролировавшая каждый шаг рядовых сектантов, неизменно появлялась с пистолетом на боку. По ее распоряжению неосаньясины стали создавать запасы оружия и регулярно упражняться в стрельбе. Самого же "просветленного" постоянно сопровождали телохранители, вооруженные автоматическими винтовками, в воздухе кружил вертолет охраны. Рядовые сектанты и посетители орегонской коммуны находились под неусыпным контролем многочисленной внутренней полиции.
КТО ЖЕ ТАКОЙ ЭТОТ "ПРОРОК"?..
Раджниш Чандра Мохан родился в 1931 г. в Индии в семье зажиточного торговца сукном. Окончил университет, получил степень магистра философии. В 1966 г. Раджниш объявил себя религиозным учителем - гуру, достигшим, как он считал, мистического "просветления".
Он решил присоединиться к разношерстной массе самозваных "гуру" и "пророков", которые стремились урвать богатство и славу на гребне религиозно-мистической волны, захлестнувшей в последние десятилетия капиталистический мир. Раджниш занялся весьма прибыльной сегодня на Западе "распродажей мистического Востока" - модной религиозной иллюзии в среде западных богоискателей, пессимистично взирающих на ценности капитализма и его охранительниц - христианские церкви.
Первоначально свою деятельность проповедника мистицизма Раджниш развернул в Индии. В 1974 г. в провинциальном городе Пуна под Бомбеем он разместил в старых бараках тысячи богоискателей, приезжавших к нему преимущественно из США и ФРГ. В большинстве своем это были интеллигенты и служащие, обладавшие университетскими дипломами, - психологи, врачи, журналисты. И несмотря на это, они искали "утешения" в сугубо мистической атмосфере, окружавшей Бхагвана. Религиозная одержимость не останавливала их даже перед отсутствием элементарных бытовых удобств. По свидетельству журнала "Шпигель", богоискатели из США и стран Западной Европы "кормили блох в запущенных и удушливо жарких гостиницах. Они ночевали в кладовках квартир местных жителей. Многие обитали в хижинах из циновок и справляли нужду тут же рядом в вырытых ими самими ямах". Почти все, кто оставался на длительное время, заболевали амебной дизентерией и венерическими болезнями.
Для манипуляции сознанием западных богоискателей был создан мощный аппарат: ежедневные проповеди Бхагвана, месячные курсы, работающие по 65 психотерапевтическим программам, насыщенным религиозной мистикой. Насилие над психикой доверившихся ему людей Раджниш сочетал с беззастенчивой пропагандой культа секса. Вскоре это вызвало недовольство индийской общественности и вкупе с незаконной финансовой деятельностью секты дало повод для судебного разбирательства, что и заставило Раджниша в 1981 г. поспешно перебраться в США.
Здесь ему был обеспечен постоянный приток богоискателей и возможность их беззастенчивой эксплуатации. Председатель "фонда Раджниша" Шила Силвермен позднее призналась, что "в этой организации речь идет вовсе не о религии, а о том, чтобы загребать деньги".
Афера Раджниша в штате Орегон завершилась грандиозным скандалом, который пробил стену молчания, окружавшую элитарную верхушку секты. Все сектантские "наставники", начиная с первой фаворитки Шилы Силвермен, предстали как обычные аферисты и мошенники.
Скандал разразился в результате разрыва Шилы Силвермен с Раджнишем: сектантские главари не поделили между собой власть и доходы, которые достигали весьма внушительных размеров - нескольких миллиардов долларов. Прихватив с собой 55 млн. долл. из сектантской кассы, Шила бежала в ФРГ и выступила с сенсационными разоблачениями Бхагвана. За нарушение иммиграционных правил и неуплату налогов Раджниш был арестован и на 12 дней помещен в тюрьму.
Однако шок продолжался недолго, опытный авантюрист опять воспрянул духом и прилагает сейчас усилия к тому, чтобы сплотить начавшую распадаться организацию неосаньясинов и подыскать для себя новое пристанище. Он побывал уже в Индии, Непале, на Крите, но везде власти сочли его присутствие нежелательным.
...И ПОЧЕМУ ОН НУЖЕН ЗАПАДУ?
На сегодняшний день Раджниш является самым активным пропагандистом религиозного мистицизма, им опубликовано около 350 "произведений". Помимо сектантских издательств, их охотно печатают и буржуазные издатели многих стран.
Центральной темой "философии" Раджниша является дискредитация человеческого разума. "Весь мой труд, - заявляет он, - состоит в разрушении разума, в освобождении вас от его тисков. Я враг разума. Разум не может схватить ускользающее, мистическое. Я разрушаю знание! Я не могу позволить вам стать знающими, я помогу вам стать более невежественными". С высокомерным презрением к духовному богатству человечества, к великому наследию многовекового научного и культурного развития Раджниш собирается "освободить" людей от "интеллектуального хлама, накопившегося за века"! Как заправский погромщик, он провозглашает: "Мы исторгнем из вас все, к чему общество вас принуждает, чем общество набивает вас. Вы должны исторгнуть из себя все ваше образование и всю вашу религию, всю вашу культуру и всю вашу цивилизацию".
Для него идеал человека - это антиобщественный элемент, эгоист, которому ни до чего нет дела, кроме самолюбования. И этого-то самодовольного "диссидента" Раджниш нарекает "мудрецом"!
На первый взгляд может показаться, что Раджниш солидарен с настроениями анархистского бунтарства, которые с особой силой проявились в 60-х годах у представителей различных движений леворадикального протеста в США и Западной Европе. Однако это только видимость: ведь Раджниш возводит на пьедестал ту часть молодежи, которая, потеряв передовые социальные ориентиры, ищет утешения в религиозном мистицизме.
Именно в этот роковой момент духовной капитуляции человека Раджниш, подобно гетевскому Мефистофелю, спешит присвоить себе его душу: "Скажи глубоко внутри себя: "Я сдаюсь", - и тишина и спокойствие опустятся на тебя, благословение прольется".
Утопив жизненные интересы человека в тумане религиозного мистицизма. Раджниш приближается к своей главной идеологической задаче - к дискредитации политики в глазах своих приверженцев и превращению их в "антисоциальное стадо", абсолютно безвредное для власть имущих в капиталистическом мире.
С нескрываемым презрением Раджниш третирует демократию, которая противоречит неприкосновенному для него разделению людей на "низших" и "высших". Не без основания некоторые западные журналисты видят в этих "воззрениях" Раджниша отзвук бредовых идей главного нацистского идеолога Розенберга. Раджниш неоднократно высказывал свои симпатии к идеологии немецкого фашизма, и к Гитлеру в частности. У него хватает наглости оправдывать преступления нацистов и изображать Гитлера "пророком, освободителем человечества".
Себя Раджниш также рассматривает в роли пророка - "спасителя страждущего человечества". Он заявляет, что если миру уготована гибель в ядерном конфликте, то спасутся только его последователи - "раджниши".
Как создатель нетрадиционной религии, Раджниш не только распространяет новое вероучение, обряды, но и сформировал новую религиозную организацию - секту неосаньясинов. Саньясинами в Индии издревле называют монахов- отшельников. Раджниш же приспособил эту древнюю религиозно-сектантскую традицию к образу жизни современных богоискателей. Он проповедует: "Саньяса - жизнь без цели, жизнь как игра, а не как работа. Саньяса означает отбрасывание всех претензий быть кем-то. Благодаря ей вы идете к безличности, к тому, чтобы быть никем".
С практической стороны религиозное нововведение Раджниша представляет собой мистифицированную психотерапию. Используя древние методы медитации, практикуемой в странах Востока, он ратует за так называемую "динамическую медитацию", переходящую в настоящее буйство, "первобытный крик" и подобные им неуправляемые акты поведения. "Будьте сознательно безумны!" - наставляет Раджниш желающих забыться в сумасшедшем неистовстве.
Какие же цели преследует эта изощренная манипуляция сознанием человека? Раджниш и не ставил себе цели указать путь к реальному разрешению социальных проблем, которыми опутывает человека капиталистическое общество. Он делает ставку на религиозное опьянение доверившихся ему людей как средство достижения ими иллюзорного примирения с реальной действительностью. Тем самым Раджниш выполняет социальный заказ эксплуататорского общества, осуществляя это более изощренными и действенными методами, чем представители официальных религиозных организаций Запада.
В последние годы Раджниша и подобных ему религиозных авантюристов стали использовать в "психологической войне", развязанной империализмом против социалистических стран. Раджниш охотно включается в идеологические диверсии, проводимые подрывными центрами Запада против нашей страны. Свои проповеди он постоянно приправляет антисоветскими выпадами и даже выпустил книгу под названием "Берегитесь социализма!". В нашу страну стали нелегально завозиться пропагандистские материалы секты неосаньясинов и различные предметы сектантского культа. Эмиссары зарубежных подрывных центров, действуя под прикрытием "раджнишизма", неоднократно пытались организовывать в СССР группы неосаньясинов. Оказавшиеся в них легковерные молодые люди встали на путь тунеядства, бросили учебу и работу, порвали связи с друзьями и близкими, оставили семьи.
Разоблачение антиобщественной деятельности главарей этих "групп" позволило несостоявшимся богоискателям трезво оценить пагубный путь, на который их толкали действующие из-за рубежа религиозные экстремисты.
Е. БАЛАГУШКИН, кандидат философских наук.