Примерное время чтения: 9 минут
166

Сжег, чему поклонялся...

Вернувшись домой после взятия Херсонеса и крещения, князь Владимир прежде всего крестил своих родных и близких. А потом разослал гонцов к людям с призывом идти к Днепру для крещения. И вот в назначенный день горожане собрались на берегу реки. Потом народ вошел в воду, священники прочли молитвы, а Владимир, воздев руки к небу, сказал: "Господи, призри на новых людей Твоих и утверди в них правую веру".

РЕШЕНИЕ крестить Русь далось Владимиру очень нелегко, долгое время его мучили сомнения всякого рода: религиозные, политические, бытовые, семейные. Много раз он, казалось, совсем был уже готов к этому шагу, но в последний момент откладывал его... Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас обратимся к той обстановке, которая сложилась на Руси к концу Х века, потому что, поняв ее, мы легче поймем и колебания князя Владимира, и окончательное его решение.

Религия природы

ИТАК, в Киевской Руси славяне исповедовали религию своих далеких предков, которая в определенной своей части зародилась еще при первобытно-общинном строе. Имя этой религии - язычество. Если не вдаваться в религиозную и философскую терминологию, то ее можно определить как многобожие. Языческая религия - это религия природы. Все ее явления древние славяне наделяли одушевленностью, и каждым глобальным явлением "заведовал" отдельный бог. Имена некоторых из них - наиболее могущественных - мы помним до сих пор: кто - по учебникам истории, кто - благодаря своему пристрастию к разгадыванию кроссвордов. Это Ярило (он же Хорс, он же Даждьбог) - бог солнца, почитаемый более других. Это - Перун (гроза), Стрибог (ветер), Сварог (огонь) и так далее. Наши предки почитали и боялись их. Ну и, конечно, не вступали с ними во вражду. Поди-ка попробуй: тут же спалит дом Перун, сметет напрочь Стрибог, погубят урожай беспощадные солнечные лучи... А потому человек старался всячески ублажить богов, просил их о помощи и защите, умолял не гневаться, заклинал. Кстати, многие, наверное, слышали, как маленькие ребятишки поют при подходящем случае: "Дождик, дождик, пуще, дай хлеба гуще!" И не знают малыши, что эти слова произносили много веков назад наши предки - вполне взрослые и серьезные люди. Все названные и неназванные боги древних славян имели свои персональные праздники, иные из которых праздниками вообще-то трудно назвать. Например, в августе отмечался Перунов день, который предполагал жертвоприношения - человеческие. В этот день песен не пели и хороводов не водили. Согласитесь, веселенькое мероприятие. "Повесть временных лет" - древнейшая дошедшая до нас летопись - так говорит о подготовке к этому, с позволения сказать, празднику: "Мечем жребии на отрока или девицу. На кого падет, того и зарежем..."

Новое время, новые песни

ТРУДНО сказать, сколько бы еще Киевская Русь поклонялась своим многочисленным богам, если бы не жила она в цивилизованном (по тем временам) мире. В самом деле, по мере укрепления государства и развития общества одного только общения с природой было недостаточно. Человек вступал в более тесные связи с себе подобными, и перед ним вставали вопросы не только о том, как, скажем, выжить в неурожайный год, он задумывается над тем, как вообще следует жить среди людей, как строить отношения с родственниками, соседями, слугами и так далее. Это были вопросы, на которые язычество - религия природы - не могло дать ответов. Человечество постепенно взрослело и не только наблюдало внешний мир, но и пыталось понять его происхождение. К тому же, общаясь с представителями других религий - а Киевская Русь к Х веку имела, как мы сказали бы сейчас, весьма обширные международные контакты, - наши предки начинали понимать, что с их многочисленными богами далеко не уедешь.

Проповедниками новой религии во многом были русские купцы, которые куда только не добирались. Однако исторически сложилось так, что им по душе больше пришелся не иудаизм, не мусульманство, а христианство, исповедуемое в Византии, которая оказала - и не только в смысле религии - огромное влияние на Киевскую Русь. Благодаря этому уже в середине Х века на торговой площади Киева была воздвигнута церковь Пророка Ильи. Более того, в 957 году крестилась княгиня Ольга, и не у кого-нибудь, а у самого патриарха Фотия в Константинополе.

Дети и внуки - тормоз прогресса

КАЗАЛОСЬ бы, что еще нужно, крестись, Киевская Русь. Ан нет. Сын Ольги киевский князь Святослав Игоревич креститься не захотел. Кстати говоря, он вполне логично аргументировал свой отказ: "Как я один переменю веру, дружина надо мной смеяться будет". Каково? И сын его Владимир тоже не помышлял о крещении. Язычник - он и есть язычник. Он повелел установить резные из дубовых кряжей изображения богов, главным из которых был Перун с серебряной головой и золотыми усами. И, как много веков назад, киевляне в Перунов день приносили человеческие жертвы... Вот с этого-то все и началось.

...Однажды смертоносный жребий пал на христианского юношу - варяга Ивана. Но когда за ним пришли княжеские посланцы, чтобы отвести его к месту жертвоприношения, отец его Федор сказал: ваши боги - всего-навсего дерево, они не сегодня-завтра сгниют. Он также, вот умный человек, заявил, что гром, молнии, ветер сами есть лишь создания всемогущего Творца, которому и следует поклоняться... Шокированная этими рассуждениями толпа язычников прекратила религиозный диспут очень просто: отец и сын были убиты на месте...

Сомнения князя Владимира

ТУТ-ТО Владимир и задумался... Еще раз вспомнил бабку свою христианку Ольгу, еще раз подумал о том, что ни Византия, ни Рим (по тем временам самые передовые государства) давно уже языческим богам не поклоняются. А вот и очередной повод для размышлений: приходят к киевскому князю послы разных стран и к своей религии склонить его пытаются. Однако больше, чем другим, повезло некоему греческому проповеднику. Он стал рассказывать князю, что, хотя Бог и один, он три лика имеет - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог - Дух Святой. Не будем винить Владимира в том, что он мало здесь понял: и ныне далеко не все могут представить себе, что такое эта троица (хотя прекрасно понимают рекламу "три в одном"). Но грек тот не лыком был шит: показал он князю икону с изображением Страшного суда. А там нарисовано, как те, кто всегда жил по божеским законам, стройной колонной радостно следуют в рай, с левой же стороны иконы стоят грешники, обреченные на вечные муки. Искусство - оно всегда доходит. Владимир долго икону разглядывал, потом и говорит: "Хорошо тем, кто по правую руку, худо тем, кто по левую". Хитрый грек отвечает: ты, мол, крестись, если хочешь быть по правой стороне. Нет, говорит князь, подожду еще...

И хочется, и колется...

А ЧЕГО ждать-то? Тем не менее отправил князь послов своих в другие страны посмотреть, как и где проходят богослужения. И опять - в который уже раз - бабку свою вспоминал и убиенных Ивана и Федора, не пощадивших живота своего за веру свою. И вот однажды, когда князь вместе со старейшинами слушал возвратившихся послов, бояре ему сказали: "Если бы плоха была вера греческая, не приняла бы ее бабка твоя, мудрейшая из всех людей". И решил князь: крещусь. И... И снова засомневался. Вот что его теперь беспокоило: принимаю, думал он, веру из чужой страны, как бы не стать от нее зависимым. И решил он для начала сравняться с византийским императором. Нашел для этого вполне достойный путь: вторгся в византийские владения в Крыму и осадил город Корсунь (Херсонес), давши себе слово, что если его завоюет, то уж непременно будет креститься. Осада Херсонеса - история довольно долгая, однако кончилась она тем, что таки завоевал Владимир этот город. И прямо оттуда продиктовал свои условия Византии: отдайте, мол, за меня замуж свою сестру, а не отдадите - с Царьградом сделаю то же, что с Корсунью... Шантаж... Император Византийский дрогнул, но устоял: "Недостойно христианке выходить за язычника. Крестись, тогда дадим тебе невесту". Владимир в ответ: "Пусть те священники, которые придут с сестрой вашей, крестят меня".

Трудное это дело - в одночасье переменить веру. Может быть, и на этот раз спасовал бы князь, да тут беда - ослеп Владимир. Во всяком случае, так гласит предание. Царевна византийская прислала к нему человека с советом: "Если хочешь избавиться от болезни - крестись". Ну, подумал князь, если так случится, то поистине велик Бог христианский. И, представьте, во время крещения прозрел...

...До основанья, а затем...

НУ А ДАЛЬШЕ начались оргмероприятия. Деревянную фигуру Перуна повелел князь стащить с горы и бросить в Днепр, других идолов изрубить на куски и сжечь. На холме, где стоял раньше Перун, Владимир приказал возвести церковь, а на месте гибели христиан-варягов Ивана и Федора построить храм Пресвятой Богородицы. Со временем он перенес сюда нетленное тело своей бабки - равноапостольной княгини Ольги. Но и это еще не все. Велел князь ставить церкви во всех городах и селах, толковать христианское учение людям и приводить их к крещению. Увы, не все пошло гладко. Кое-кто принял новую религию сразу, но таких было мало. Большинство крестились потому, что боялись гнева князя, однако гнев богов был для них страшнее, отречься от веры отцов и дедов многие не решались.

А потому еще долгие годы в избах ставили иконы, а под крышами по-прежнему водружали резное деревянное солнышко. Молились Богородице, но не забывали пошептать старые заклинания и заговоры - вдруг помогут... И понятно: трудно поверить, что бывший грозный бог - простая деревяшка. А не верить в нынешнего Бога - еще страшнее... Так и жили, как мы сказали бы сейчас, по двойным стандартам. Но время шло... И сегодня мы знаем совершенно точно: в 988 году состоялось крещение Руси. И стоял у его истоков великий князь киевский Владимир. Аминь...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно