Примерное время чтения: 6 минут
318

Горькая пилюля поддельщикам

В России началась активная борьба с фальшивыми лекарствами. И уже есть жертвы: Росздравнадзор потребовал отобрать лицензию у фармацевтической компании "Брынцалов А".

СКАНДАЛ последовал сразу за скандалом с палёной водкой. Почему именно сейчас власть начала так активно бороться с подделками?

В конце октября в Москве собралась международная конференция "Европа против фальшивых лекарств". Наша страна предложила создать международную рабочую группу по борьбе с подделками. Чаще всего они выявляются в Китае, Перу, Колумбии, Украине и России.

Реальным рычагом воздействия на фальшивотаблеточников у нас пока остаются проверки и лишение их лицензии. В Госдуме скоро будет обсуждаться возможность введения уголовной ответственности за производство и сбыт фальсифицированных лекарств (сейчас такого нет). Нужно, чтобы торговые представители зарубежных фармкомпаний отвечали в России не только за продажи своих таблеток, но и за их качество. Сейчас этого тоже нет. Глава Росздравнадзора Р. Хабриев обещает, что уже через год лекарственный контрафакт станет экзотикой, а пока советуем годик не болеть. Ведь даже аптеки подчас не в состоянии отличить фальшивые лекарства от настоящих.

Дело о трёх буквах

ВЛАДИМИР Брынцалов, миллионер, обладатель бриллиантовых часов и жены аппетитных форм, экс-кандидат в президенты, первым попал под удар.

"АИФ" уже писал о компании "Брынцалов А". Пару лет назад наш корреспондент наткнулся в аптеке на лекарство под названием "нош-бра", продающееся точно в такой же упаковке, как и всем известная но-шпа, и обратился в компанию за комментариями. "Мы покупаем дротаверин - вещество, из которого делается нош-бра, в Германии, там же, где берут сырьё для но-шпы, - сказал нам тогдашний коммерческий директор компании Марат Михайлов. - Так почему бы нам не называть препарат аналогично но-шпе и не упаковывать его в похожую коробочку?" Он не возражал, что его фирма поступает не совсем этично, но предлагал посмотреть на это с другой стороны: к но-шпе граждане привыкли ещё в советские годы, когда не было выбора. Почему благодаря этой привычке иностранцы теперь могут получать от российских покупателей 3 млрд. долл. в год?

Переставлять буковки в названиях лекарств и выдавать их за свои - ноу-хау В. Брынцалова. Ещё в 2000 г. Минздрав инициировал несколько уголовных дел в отношении этой фирмы, однако тогда скандал удалось замять. В 2001 г. одна венгерская компания публично обвинила фирму "Брынцалов А" в том, что та незаконно копирует лицензионные препараты. В 2002 г. в суд подали французы - производители но-шпы - как раз по поводу нош-бры. Добиться ничего не удалось.

ПОСЛЕ всех скандалов люди стали с осторожностью относиться к продукции Брынцалова (доля компании на рынке упала в 4 с лишним раза), но на "Ферейне" не унывали. Препараты компании почему-то активно закупались государством и больницами (многие попали в список лекарств для льготников).

С 2002 по 2006 год, по наблюдениям участников фармрынка, компаниями Брынцалова было подделано более 70 препаратов. Выручка от продажи фальшивок доходила до 30 млн. долл. в год.

И вот свершилось - в апреле рейд на завод "Ферейн" провела милиция. В сентябре - Росздравнадзор. Теперь компанию ждёт суд. Одновременно встрепенулись и обиженные Брынцаловым иностранцы. На днях арбитражный суд N 9 г. Москвы признал права компании "Сервье" на препарат предуктал, который "Ферейн" с присущей ему лёгкостью переименовал в преБРуктал. ЗАО "Брынцалов А" присудили выплатить "Сервье" 5 млн. руб. и в 15-дневный срок уничтожить весь "пребруктал".

Генеральный директор "Брынцалов А" Т. Брынцалова на претензии к компании откликнулась письмом, опубликованным на сайте компании, где недвусмысленно намекнула, что только в этом году её компания заплатила российскому государству 130 млн. рублей налогов. Значит, все покормились за счёт поддельных лекарств?

32 подделки, 1200 виновных

КОНТРОЛЬ за качеством и отечественных, и импортных лекарств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития (Росздравнадзор).

Правда, как сообщил глава этого ведомства Рамил Хабриев, пока в нём работает всего 550 человек. Могут ли они защитить всю страну от подделок?

Ведь до сих пор никто точно не знает, сколько именно и каких поддельных лекарств нам впаривают. Данные разных экспертов относительно доли фальшивок в общем обороте лекарств колеблются от 20 до 60%.

За шесть месяцев 2006 года были проверены 3800 фармпредприятий, выявлено 32 поддельных препарата из 68 серий лекарств. 1200 человек привлечены к административной ответственности, возбуждено 127 уголовных дел. Будем надеяться, что они дойдут до суда.

Не яд, но вред

В ЗАКОНЕ говорится: "Фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе".

ДЕВЯТЬ из десяти выявленных случаев, по заявлениям руководства Росздравнадзора, - это подделка известной торговой марки. Причём лекарство имеет тот же состав, что и оригинал. В 70% подделывают импортные препараты.

Второй способ - фармпредприятие в дневную смену работает на государство ("в белую", платя все налоги), а ночью - "на себя": делают те же препараты, но "в тени".

Таким образом, подделка - необязательно яд. По крайней мере, ни одного случая прямого отравления фальшивыми лекарствами в России не зарегистрировано.

Хуже, когда злоумышленники упаковывают в красивую коробочку таблетки с истекшим сроком годности или попросту насыпают мел вместо антибиотика. Люди не вылечатся или недолечатся.

Сколько таких? Никто не считал.

"АиФ" рекомендует:

Как узнать настоящее лекарство

• Упаковка должна быть склеена аккуратно.

• На коробке должны быть чётко указаны все данные: срок годности, номера серии, страна-изготовитель.

• Не покупайте лекарства с рук, на рынках, через рекламу в Интернете.

• Остерегайтесь передвижных аптечных киосков.

• Покупайте медицинские препараты только в аптеках, лучше в государственных - их чаще проверяют.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно