"Взрослым нужно перестать врать - надо быть достойным молодёжи!" - говорит Табаков.
БОЛЬШИНСТВО сегодняшних молодых звёзд кино и театра зажжены известным актёром, руководителем Художественного театра Олегом ТАБАКОВЫМ. Как воспитать молодёжь не только успешной, но и нравственно здоровой?
"Трое штанов не наденешь"
- СЕГОДНЯ много разговоров о том, что примета современной молодёжи - "доллары в глазах". Мало кого интересуют национальная идея, политические устои страны, духовность. Значит ли это, что скоро не останется такого понятия, как Отечество, и все будут думать только о чистогане?
- Думаю, что трое штанов на себя не наденешь. Поскольку мне уже 72-й год пошёл, я понимаю, что ТУДА денег с собой не унесёшь. Их должно быть ровно столько, сколько нужно мужчине, чтобы обеспечить свою женщину, детей, прижитых от неё, мать с отцом.
- Олег Павлович, у вас четверо детей, внуки... Как вы считаете, что нужно делать взрослым, чтобы воспитать нравственно здоровое молодое поколение?
- Не врать! Блюсти достоинство человеческое. В Военно-воздушных силах Советского Союза, если была плохая радиосвязь между ведущим и ведомым самолётами, существовала такая команда: командир звена махал крыльями, что означало: "Делай, как я!" Надо быть достойным молодёжи, дать ей возможность брать с тебя хороший пример. Это очень трудно.
А ещё нам, взрослому поколению, надо помнить, что на тебе жизнь не кончается. Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1943 году в возрасте 84 лет (тогда Красная армия только-только отогнала немцев от Сталинграда, и никто, даже Господь Бог, не знал, кто победит - Сталин или Гитлер) заставляет правительство открыть Школу-студию МХАТ. Вы подумайте - не сделай он этого, не было бы Ефремова, Борисова, Волчек, Басилашвили, Дорониной, Лазарева, Лавровой...
- Раньше театры несли в народ "разумное, доброе, вечное". А сегодня зрителя на спектакль заманивают бог знает чем. Раздеться на сцене, потрясти, простите, "причиндалами", выругаться матом - в порядке вещей.
- Знаешь, я играю 23 года в пьесе Шеффера "Амадей". За это время страна изменилась до неузнаваемости. 20 лет - срок жизни одного поколения. Недавно Художественный театр ездил на гастроли в Екатеринбург, билеты на "Амадея" стоили до трёх тысяч рублей. И всё равно - аншлаги. Там не снимают штанов на сцене, не матерятся... В чём тогда феномен этого спектакля, ответь мне на этот вопрос! И по-прежнему Моцарт говорит о любви к ближнему... Обращаясь к Богу, просит дать ему один лишний месяц жизни - закончить "Реквием"... Тогда у его детей будет немножко больше денег...
По-прежнему бьётся в истерике Сальери, говоря: "Ну несправедливо это, что никто не может вспомнить имени моего". По сути дела, постановка - о страстях человеческих. Если актёр вкладывает в своего героя собственные душевные силы, то не надо делать ничего "такого", чтобы приковать к себе внимание зрительного зала.
- Вас часто обвиняют в том, что в погоне за прибылью вы сделали из Художественного театра пристанище для экспериментов молодых скандальных режиссёров - Бутусова, Серебренникова, Чусовой. Даже из названия МХАТа букву "А" - "академический" - убрали...
- Театр не может быть академическим! Отец мой заведовал лабораторией секретного Института "Микроб" в Саратове. Учёные многие годы выводили вакцины, которые будут спасать людей. Вот это, наверное, можно назвать академическими исследованиями. Или наш современный ленинградский гений - математик Перельман - доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре, чего больше века никто в мире не мог сделать. Он, наверное, по праву может так себя называть - академический учёный. А разговоры про академический театр - это ерунда! Театр - живой организм. Ему нужны молодые имена, иными словами, свежий воздух. А иначе - стоячая вода.
Почему Художественный когда-то назвали академическим? Так советское руководство держало театр на политическом поводке. Мы вам паёк, зарплату в два раза больше, а вы - верность нашим идеалам.
- Согласны с мнением многих актёров-мэтров, что творения большинства молодых театральных постановщиков - это минимум содержания, но яркая, гламурная, как теперь говорят, "обложка"?
- Не согласен. Спектакль Карбаускиса "Рассказ о семи повешенных" - это едва ли не самое значительное, что я видел за последние два года.
Или дебют актёра Художественного театра Олега Тополянского по пьесе "Под небом голубым". Никакого гламура и никакой "обложки".
Наша способность удивляться чужим талантам утрачиваться не должна. Да, меняется театральный язык. Но и в обычной жизни люди стали говорить иначе.
Пастернак сказал о великой актрисе Анастасии Платоновне Зуевой: "Смягчается времён суровость, теряют новизну слова, талант - единственная новость, которая всегда нова". Вот и всё.
- Александр Ширвиндт сказал: воспитываешь-воспитываешь молодёжь, учишь её мастерству театральному, а она потом - р-раз и в сериалы подаётся...
- Надо так организовывать в театре репертуар и режиссёрскую команду, чтобы этим самым сериальщикам было куда идти спасать душу свою... Вы ведь, наверное, про это спрашиваете?
- Вообще спрашивала о другом - справедливо ли то, что Мастер годы тратит, чтобы воспитать для своего театра молодого актёра, а тот потом сбегает сниматься в "мыло" для заработка?
- (Громко.) Надо перестать искать лицо врага, мешающего нам делать нормальный успешный театр! Пусть живут те театры, которые научатся зарабатывать деньги! Конечно, это вовсе не означает, что прибыль - единственный смысл жизнедеятельности театра, но... "Дело надо делать, господа", - утверждает профессор Серебряков в чеховском "Дяде Ване". Я не устаю повторять эту фразу.
- Я не раз уже слышала в театральной среде мнение, что пьесы Чехова нужно лет на 100 запретить - слишком его в последние годы "замусолили"...
- (Нараспев.) Не зна-аю, не зна-аю... Глядя на работы некоторых моих коллег, думаешь: "Не-ет, надо заново всё ставить". Знаете, меня мало волнует мнение театральной среды... Начнём с того, что Чехов писал об интеллигентных людях. Их и в жизни-то почти не осталось, где им взяться в театре-то?
"Процесс старения затормозился"
- А КАК решить проблему, что сегодня дети практически не читают, а только "рубятся" в компьютерные игры, днюют и ночуют в Интернете?
- Ерунда это всё, Господи. Знаете, как мама меня спасала от влияния улицы? Привела в саратовский Дворец пионеров. Если ты ребёнку даёшь возможность заняться любимым делом, значит, ты его уберёг и от Интернета, и от наркоты, и от всего сопутствующего. Просто нужно быть внимательным к своему ребёнку, стать другом ему, товарищем. Увы, взрослые заняты собой. А потом говорят, что новое поколение плохое.
- Рождение маленькой дочки внесло коррективы в вашу жизнь?
- Процесс старения сильно затормозился.
- В стране сегодня - очередная пятилетка: даёшь рождаемость! Но воз и ныне там, россияне не стремятся воспроизводиться. Что делать?
- Можно порекомендовать брать пример с Табакова!
- Я правильно понимаю, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?
- Ну, это вы бросьте. Конечно, я как "производитель" высоко ценюсь, но у меня есть ещё и другие способности!