Примерное время чтения: 5 минут
219

Как Пеле рекламировал "Советское шампанское"

"Пеле оказался настоящим мужиком", - вспоминает агент КГБ.

СОВЕТСКИЙ контрразведчик Владимир Гладких работал в 11 странах мира: Англии, Германии, Бразилии, Америке... В шпионской деятельности чекиста были не только опасные, но и курьёзные случаи. Некоторые из них полковник Воронежского управления ФСБ рассказал "АиФ".

- КАКОЕ-ТО время я жил в Бразилии. В Сан-Паулу на выставку приехала советская делегация. Директор ликёро-водочного завода Брусиловский привёз "Советское шампанское" с надеждой выйти с шипучим напитком на международный рынок. И захватил с собой письмо Льва Яшина, адресованное Пеле (они были друзьями).

Но попасть к Пеле было невозможно: при нём всегда находилась охрана. Брусиловский каким-то чудом узнал, что футболист будет участвовать в передаче одного из местных телеканалов, взял с собой несколько бутылок и отправился на телевидение.

И вот представьте: на экране появляется Пеле с бутылкой "Советского шампанского", поднимает бокал и говорит: "Пейте "Советское шампанское" - лучшее шампанское в мире. Это говорю вам я, Пеле".

Брусиловский выглядел героем! А руководитель делегации помрачнел: "Всё, международный скандал обеспечен. Ты хоть знаешь, сколько стоит реклама на телевидении?"

Несколько дней Брусиловский не спал, не ел. Потом пришёл чек за рекламу. Сумма была астрономической. Каким-то образом Брусиловский опять добрался до Пеле, объяснил ему ситуацию. И с видом триумфатора принёс на телевидение отказ короля футбола от гонорара.

Через какое-то время опять приходит чек: сумма меньше, но всё равно приличная. Брусиловский вновь нашёл Пеле. Тот, выслушав историю, позвонил на телеканал: "Если вы возьмёте хоть какие-то деньги с русских, то я, Пеле, вообще никогда в жизни не появлюсь на вашем канале".

После этого руководство телеканала не только отказалось от рекламных денег, но и прислало Брусиловскому подарки, которые были вручены с просьбой "замолвить слово перед вашим другом Пеле". А через два дня в советский павильон выставки неожиданно приехал и сам Пеле. Мы накрыли столы, принесли шампанское, включили русские песни. Пеле оказался не только великим футболистом, но и настоящим мужиком.

"Проигрывать Фидель не любил"

- В 1972 году в Воронеж прилетел Фидель Кастро. Меня назначили комендантом особняка, в котором остановился кубинский лидер. Помню, около полуночи я обходил дом с целью проверки. На втором этаже спал Фидель. Середина лета, адская жара, а он завалился на кровать в военной форме и тёплых альпинистских ботинках!

С офицерами спецслужб Острова свободы у нас сразу сложились нормальные отношения. В зале стоял теннисный стол, и мы часами гоняли шарик. Я к тому времени имел второй разряд по пинг-понгу и был чемпионом управления.

Однажды ночью неожиданно заскрипели деревянные половицы лестницы и к нам спустился заспанный Фидель. Неожиданно предложил сыграть с ним. Взяв в руки ракетку, я подошёл к начальнику московской охраны Орлову: "Как играть? В поддавки?" Орлов улыбнулся и чуть слышно произнёс: "Нет, сделай его!"

И я выиграл. Фидель запсиховал и швырнул в меня ракетку через весь стол. Проигрывать кубинский лидер явно не любил...

За двое суток пребывания Кастро в Воронеже произошло только одно ЧП. Сын кубинского лидера Диас-Баларт не пришёл ночевать. Мы хотели поднять тревогу, но кубинские охранники отговорили. Как они и предполагали, Диас ночевал в студенческом общежитии у какой-то девушки.

"Шпиону дали кличку Меломан"

- В СЕРЕДИНЕ 70-х годов в адрес Лубянки из Воронежа пришло письмо. Автор сообщал, что он - сын русского эмигранта, по заданию ЦРУ был заброшен на территорию СССР. Ему удалось собрать информацию о дислокации ракетных баз на Сахалине. Однако он готов явиться с повинной в КГБ. Но не желает "провести остаток жизни в советских лагерях". КГБ в случае согласия должен организовать трансляцию по телевидению концерта Людмилы Зыкиной. В письме указывались точная дата и время. Переполох в нашем ведомстве поднялся огромный. Шпиону присвоили кличку Меломан.

Я работал днями и ночами, но расследование дела Меломана не продвигалось. А время шло... Конец июня, восемь часов вечера. Диктор беспристрастным голосом сообщил, что намеченная ранее трансляция футбольного матча отменяется, а вместо неё будет показан концерт Людмилы Зыкиной...

Из Москвы присылают второе письмо агента. В нём автор благодарит КГБ за концерт и сообщает, что он передумал являться в органы с повинной и у него всё готово для того, чтобы уйти за кордон. Но Меломан намерен дать ЦРУ дезинформацию, потому что от пребывания в СССР у него остались прекрасные впечатления. В частности, его искренне тронул тот факт, что в Воронеже на Доске почёта висит фотография его родственника. "И это несмотря на то, что он имеет близких, проживающих за рубежом".

Удалось выяснить, что на заводе "Электроприбор" на Доске почёта вывешена фотография женщины, у которой недавно гостила мать с Сахалина. Она вышла на пенсию и переехала с острова в Брянскую область. А к дочери приезжала на два месяца погостить. Провели экспертизу почерка: Меломан и пенсионерка - одно и то же лицо! Сверхсекретное оперативное дело оказалось простым розыгрышем.

Женщина сразу во всём призналась. Ей, видите ли, надоели трансляции футбольных матчей. Она целыми днями сидела с внуками и решила устроить себе праздник - организовать концерт любимой певицы. Что же касается точных данных о ракетных частях, то эти сведения она знала с тех пор, когда работала в сберкассе на Сахалине и общалась с военнослужащими и их семьями. А шпионские термины выписала из книги Н. Яковлева "ЦРУ против СССР".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно