Примерное время чтения: 6 минут
157

Почему не снимают Зурабова

Вот уже год, как миллионы российских льготников вынуждены существовать в режиме выживания.

ЧТОБЫ получить лекарства, положенные им по закону бесплатно, они должны пройти семь кругов ада.

И это при том, что от таблеток, мазей и микстур ломятся полки не только складов, но и аптек. Там есть всё необходимое - приходи и бери. Но - за живые деньги. Как такое стало возможным через столько лет реформ здравоохранения? Кто в этом виноват? Когда это безобразие закончится?

А КАК всё хорошо начиналось! На 9 месяцев 2005 года на одну только программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) выделили фантастическую сумму - 50,8 миллиарда рублей. По сути, она составила треть всего фармацевтического рынка России. Денег было так много, что фармацевтические компании начали стимулировать врачей, чтобы они выписывали больше лекарств. Впервые льготники почувствовали заботу о себе.

Кто виноват?

НО ЭТО оказался пир во время чумы: "Система ДЛО изначально была выстроена неправильно. В ней были заложены системные ошибки, которые и привели к краху, - рассказывает Сергей Колесников, зампред комитета Госдумы и академик РАМН. - Ответственными за ситуацию, на мой взгляд, должны быть те, кто заложил принципы ДЛО, - Михаил Зурабов и Дмитрий Рейхарт (ныне - и. о. директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Во время формирования системы он был начальником профильного департамента Минздравсоцразвития. - Ред.). Серьёзные упущения ДЛО - исключение из системы местных властей и скрытый рост цен на лекарства. В первый же месяц работы препараты по ДЛО, поставляемые за государственный счёт, стали стоить дороже, чем точно такие же лекарства, продаваемые в аптеках. Минздрав объяснил это тем, что в розницу продаётся контрафактная продукция. Испуганные продавцы тут же подтянули цены, выровняв их с государственными".

Добавим от себя, что ситуация дошла до предела: сейчас, по данным Счётной палаты, в небогатой России лекарства в среднем стоят на 10-50% больше, чем в процветающей Германии. Вопрос о том, абсурд это или злой умысел руководства Минздравсоцразвития, оставим для более компетентных органов.

Что делать?

"ОФИЦИАЛЬНО зарегистрированные цены льготных лекарств оказались очень высокими. Ходили слухи, что это результат сговора между чиновниками и фирмами, - рассказывает юрист Светлана Завидова, долгое время работавшая в сфере фармацевтики. - В первую очередь стоимость завышали отечественные производители лекарств. А потом к этому присоединились и поставщики импортных препаратов. Когда из-за цен разразился скандал, стоимость льготных препаратов не упала, как этого можно было ожидать, - наоборот, взлетели цены на свободно продаваемые лекарства".

Впрочем, это были ещё цветочки. В 2006 году денег на ДЛО выделили куда меньше - 29,09 млрд. руб. Уже к апрелю стало ясно, что их не хватит, даже если цены вдруг упадут. К июлю деньги просто закончились. И случился вполне предсказуемый лекарственный дефолт - долг государства поставщикам лекарств составил 40 млрд. рублей.

"В короткий срок кардинально исправить ситуацию невозможно, - считает Алексей Егоров, академик РАМН. - Система ДЛО была обречена изначально, поскольку создавалась в худших советских традициях - в спешке, на ходу, после президентской взбучки. Столь масштабное дело требовало детальной проработки с привлечением профессионалов и общественных организаций".

Не менее пессимистичен и профессор Павел Воробьёв, заведующий отделом стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. Сеченова: "Систему ДЛО нужно срочно менять, и прежде всего необходимо чётко на государственном уровне зафиксировать две вещи - закупочные цены на льготные препараты, которые компенсирует государство (всё, что сверх них, будет оплачивать сам пациент), и торговые надбавки оптовых и розничных продавцов лекарств. Хотя ввести эти новшества можно за три дня, реально на выправление ситуации уйдёт гораздо больше времени. Ход событий вряд ли удастся переломить быстро - раньше чем через три месяца льготники лекарств не получат".

Когда "уйдут" министра?

СОЦИАЛЬНЫЙ накал, вызванный бездарными и крайне опасными действиями г-на Зурабова, оказался столь велик, что Президент России публично подверг его критике. В минувший понедельник В. Путин вернулся к теме и ПОПРОСИЛ г-на Зурабова "ускорить процесс обеспечения льготников лекарствами". Почему же президент не врезал кулаком по столу, не снял Зурабова с должности, не вывесил его окровавленную шкурку из окна своего кремлёвского кабинета? Мог ли он это сделать и, самое главное, стоило ли так поступать?

"Возможно, - считает Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. - Зурабов и сам уже просился в отставку - вряд ли ему приятны скандалы вокруг его имени. Но президент министра не увольняет - разве что порой одёргивает его. Вряд ли Зурабов уйдёт до Нового года. Но после выборов президента он точно не останется. Почему В. Путин считает сохранение министра на посту меньшим злом? Дело в том, что в своём ведомстве Зурабов всё замкнул на себя. Любое мало-мальски значимое решение он принимает лично. И если на его место придёт другой человек, пересменка может оказаться очень болезненной. К тому же отставка Зурабова целесообразна в пакете с разделением министерства на две части - здравоохранение и соцразвитие. Но, пока чиновники рассядутся на новые места, пройдёт полгода-год. Возрастёт риск социальных ошибок. А "узких" мест и так немало. Помимо льготных лекарств это и обеспечение инвалидов средствами реабилитации: протезами, колясками, памперсами и т. п. В 2006 г. средства на это в Фонде медстрахования закончились ещё летом, и полгода инвалиды ничего не получали. В 2007 г. ситуация может повториться. Инвалиды (их в РФ 13 млн.), конечно, медленно раскачиваются, но если уж всколыхнутся - мало не покажется. Так что расшатывать ситуацию до выборов опасно".

В общем, М. Зурабов ещё поработает на благо здоровья вверенного ему населения. А какой процент населения не доживёт до светлого дня его отставки - это уже совсем другой вопрос...


Кстати

Провалы Зурабова

ЯНВАРЬ 2005 года - крах реформы социального обеспечения - монетизации льгот. Зурабов признал, что правительство проявило в этом вопросе "излишнюю самонадеянность".

Декабрь 2006 года - начало следствия в отношении двух структур, связанных с Михаилом Зурабовым: аресты в фонде медстрахования и проверки в Пенсионном фонде.

Февраль 2007 года - признание краха системы ДЛО.

Февраль 2007 года - Минздравсоцразвития предложило проект реформы пенсионной системы - с 2008 г. планируется прекратить перевод пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся услугами частных управляющих компаний и пенсионных фондов. По слухам, правительство уже подготовило отрицательный вердикт на это предложение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно