Примерное время чтения: 4 минуты
543

Отечество нам "Русский самовар"

"Входи сюда, усталая мужчина, и отдохни от чужеземных свар. Нам целый мир покажется чужбиной. Отечество нам "Русский самовар"!"

ЭТО строки писателя Василия Аксёнова, обладателя Букеровской премии.

ПОЖАЛУЙ, нет ни одного заведения в мире, которое было бы ТАК воспето выдающимися людьми искусства в стихах, прозе и рисунках, как "Русский самовар" в Нью-Йорке...

"Чувак, ты разбогател"

"РУССКИЙ самовар" - место действительно и легендарное, и культовое. На праздновании 20-летия ресторана среди знаменитостей, прибывших поздравить хозяина Романа Каплана, оказались и мировая звезда балета, бывший солист Мариинки и основатель театра ABT Михаил Барышников, и выдающийся скульптор современности Эрнст Неизвестный, и знаменитый художник Лев Збарский (сын того самого профессора Збарского, который бальзамировал Ленина).

"Я очень рад, что есть "Русский самовар", - сказал "АиФ" М. Барышников. - Кому-то он помогал справиться с тоской по родине. У меня ностальгии никогда не было. Мне тут просто нравится потому, что всегда можно встретить друзей".

А начиналось всё так... Роман Каплан - литературовед из Ленинграда, искусствовед, владеющий 8 языками, - в Нью-Йорке в первое время трудился швейцаром. Затем - работа в художественной галерее Нахамкина.

"Мы показывали и продавали современное русское искусство, - рассказывает Роман Каплан. - В 6 часов наша галерея закрывалась, но никто не хотел расходиться. Я жил напротив, и все художники шли ко мне. Каждый день".

Жена Каплана Лариса, химик по образованию, проявляла плёнки в фотоцентре. Вечером она приходила домой - и начиналась новая работа. Подавала гостям к столу, мыла посуду... Через семь лет Лариса вконец измучилась и как-то в сердцах бросила мужу: "Если ты хочешь кормить и поить своих друзей каждый вечер, открой ресторан". И Каплан подумал: "Хорошая мысль..."

...Через год работы у "Самовара" наступили тяжёлые времена. Встал вопрос о закрытии...

"Мы познакомились с Иосифом Бродским ещё в Ленинграде, - вспоминает Р. Каплан. - Потом встретились уже здесь, в Нью-Йорке. Как-то мне позвонили в 6 утра: "Иосиф получил Нобелевскую премию! " Начал звонить народу: "Вечером празднуем!" В первый раз в жизни открыл шампанское "Дом Периньон". ...Я никогда бы не попросил у Бродского в долг. Но моя приятельница писательница Людмила Штерн настояла: "Иосиф тебе не откажет". И я позвонил: "Слушай, чувак. Ты разбогател первый раз в жизни, а я просто загибаюсь. Если можешь, подсоби". Он сказал: "Конечно, какие разговоры". Бродский позвонил Барышникову, сказал, что идёт на это дело и не хотел бы Миша поддержать его".

"Секс" занял 12 часов

РЕСТОРАН стал своеобразным русским клубом. Здесь играли Юрий Башмет, Максим Венгеров, пели Дмитрий Хворостовский, Лайза Миннелли, Тамара Гвердцители... Читали стихи Ахмадулина, Рейн, Гандлевский. А актриса Елена Коренева больше года работала в ресторане официанткой.

"Иосиф любил "феню", полублатной жаргон, - вспоминает хозяин "Самовара". - Невероятно жонглировал словами. Он, например, пытался зарифмовать меню".

"Pelmeni for many" ("Пельмени для многих").

"Vinegret - you wont regret" ("Винегрет - вы не пожалеете").

"You wont be erring with Russian Herring" ("В русской селёдке не ошибёшься").

Бродский предпочитал горькие настойки - кинзовую, хреновую, собственноручно приготовленные Романом. Поэт любил выпить, но никогда не буйствовал. Ему очень нравилось петь под аккомпанемент рояля, хотя петь он совершенно не умел...

Когда Барышников и Бродский приходили вместе, то все узнавали знаменитого танцовщика и не узнавали знаменитого поэта. Слава Барышникова была совершенно невероятной - в США его обожали ВСЕ.

Сегодня Каплан - единственный владелец "Самовара", Барышников из бизнеса вышел.

В сериале "Секс в большом городе" знаменитый танцовщик играет русского художника Александра Петровского. Барышников предложил снять сцену ночного свидания с Сарой Джессикой Паркер в "Русском самоваре". Там он произносит фразу: "Почему, вы думаете, мы сидим в этом ресторане? А потому, что он мне принадлежит". Съёмки этой пятиминутной сцены заняли 12 часов.

"Я по сути своей всё же преподаватель. Если бы начал жизнь сначала, то никогда бы не открыл ресторан - это каторжный бизнес, - признался в конце беседы Роман. - Я благодарю всех своих друзей за то, что были со мной эти нелёгкие 20 лет... Без них я бы не выстоял..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно