О РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ телепередачах у вас, дорогие читатели, согласитесь, - совершенно разные мнения: кто-то их смотрит и обожает, кто-то ненавидит (и всё равно смотрит).
НО ЛЬВИНАЯ доля и тех, и других убеждена - создателям своим они несут колоссальные (и, главное, лёгкие) деньжищи.
Убеждение это в полной мере относится и к такой телезабаве, как "Клуб весёлых и находчивых", нередко именуемой в читательской почте "Империей Маслякова". Чтобы раскрыть некоторые "имперские" секреты, мы обратились к бессменному ведущему программы Александру МАСЛЯКОВУ.
... - ХОЧЕШЬ на Маслякова посмотреть? - спросил милиционер, дежуривший у входа в актовый зал Академии наук, где шли съёмки одной из игр, у своей коллеги - девушки-сержанта.
- Хочу!
- Иди к 7-м воротам, сейчас подъедет...
- Ничего такой у него "Мерседес", - делилась через несколько минут своими впечатлениями сержант, - и буквы такие на номере - "КВН"...
- Александр Васильевич, сколько же зарабатывает главный кавээнщик страны на КВНе? И сколько стоит той или иной команде появление на телеэкране?
- Что бы я ни сказал, на мнение энного количества телезрителей, а равно читателей вашей газеты это вряд ли повлияет.
Команды за то, чтобы попасть в эфир, Маслякову не должны НИЧЕГО. Да, определённое финансовое бремя они несут. Надо приехать на "заявочный" фестиваль в Сочи, для чего найти спонсоров и оплатить все организационные расходы. А Масляков со товарищи приглашает команды, делает передачу. После чего продаёт плод своего (и сотоварищей) труда телеканалу. Канал волен покупать, волен не покупать. Покупает передачу - есть деньги. Не покупает - нет. Вот и весь нехитрый процесс обогащения.
И настал момент раздеть девушек
- СЕГОДНЯ телевидение обвиняют - и, увы, небезосновательно - в куче грехов: бездуховное, везде - сплошные "западные кальки", навязчивая реклама. Вот, дескать, раньше...
- Да, немного грустно... Каналы заинтересованы в безбедном существовании. А отсюда и прямая связь с упомянутыми "западными кальками". Они просчитаны, обкатаны. Берёшь такую кальку, взбиваешь вокруг неё пену - и вперёд. Окупается быстро - нет тех затрат, которые неизбежно возникли бы при "изобретении" чего-то своего, оригинального. Мозги не надо ломать.
- То есть деньги и мозги - вещи взаимоисключающие? Не было на советском ТВ денег, но были мозги, а появились деньги - мозги исчезли. Так получается?
- Нет, конечно. Просто мозги перестроились и пошли по рациональному пути наименьшего сопротивления.
- Можете вы себе представить свои прежние программы, хотя бы некогда крайне популярную "А ну-ка, девушки!", в некоем современном формате?
- (Смеётся.) Каждому овощу - своё время. Как молодое вино не вольёшь в ветхие мехи, так и здесь. Тех же "девушек" мы пробовали делать в уже "свободный", перестроечный период. И не по старым рецептам! Старались привносить побольше чего-то человеческого, но при этом понимали - всё меняется, скоро-скоро настанет момент, когда для зрительского интереса девушек надо будет... раздеть. И старались этот момент оттянуть. Просто открылись "шлюзы" - и к нам хлынул информационный поток, который был нашим людям совершенно неизвестен, а стало быть, интересен. И приоритеты сменились. Зрителя уже не волновало, что там у этой девушки за душой, какое у неё чувство юмора, насколько она умна. А волновало - какая она в купальнике, а ещё лучше - без него.
Лобзик и штамповка
- "ВОССТАНОВИВШИЙСЯ" КВН породил целый ряд юмористических телешоу: бывшие кавээнщики с большим энтузиазмом осваивают этот "сегмент"...
- А вот тут мы возвращаемся к началу нашего разговора. Вот вам и пример "западных калек" и "лицензий", доведённых до эфира нашими ручками. Можете считать моё мнение предвзятым, но КВН - ручная работа, мы лобзиком каждую программу выпиливаем. Да, мы делаем товар, но штучный! А то, о чём вы заговорили, - конвейер, штамповка. Не скрою - меня не устраивает уровень таких шоу. Ни качество юмора, ни то, КАК шутят, ни то, О ЧЁМ шутят... Не забывайте: КВН - игра командная. То, что умеешь ты, не умеет твой товарищ по команде, и наоборот. И те три рожи, которые ты умеешь скорчить, смешны только в командном контексте. Вырви их из контекста и... Когда ты выбиваешься из этой линеечки, беря на себя все функции товарищей по команде, - здесь-то зачастую и конец веселью. Человек быстро "ловит звезду", но в арсенале-то у него - только те самые три рожи. Всё! Он не совершенствуется, шутки ниже пояса продаются гораздо лучше прочих - чего напрягаться? Новоявленная "звезда" иногда оправдывается - мол, я только сейчас такой, вот заметят меня, тут и начну выдавать шедевры, как Толстой. Фигушки - не будет из тебя Толстого. Шоу-бизнесу нужны только твои три рожи! Их он и будет использовать. Такова плата - ты срубаешь по-быстрому деньги, хочешь ещё, однако рожи твои приедаются и тебя, использовав, выбрасывают. Дороги, которые мы выбираем, - только и всего...
- Дорога, выбранная вами, помимо прочего привела и к ордену "За заслуги перед Отечеством".
- Ой, да ладно... Воспринимаю его как мой взнос в наше дело...