"Сейчас только реклама с миллионным бюджетом превращает тебя в звезду, - призналась в интервью "АиФ" Джоан Роулинг. - Такова реальность этого мира".
- ...СЛОМАЮТ двери, - сказал один полицейский и тревожно посмотрел на огромную толпу у стеклянной витрины. - Как пить дать, сломают. В каком-то году уже такое было. Ворвались сразу с двух сторон, смяли всё - и охрану, и продавцов, и шкафы в зале.
- Ага, - согласился второй. - Но когда им полностью витрину вынесли, а осколки рассыпались по всей улице, то они решили поставить бронированное стекло. Не подавили бы кого: говорят, в Манчестере на "Принце-полукровке" шесть переломов случилось.
"Прикончить мальчика в очках не позволят"
...ЛЮДЕЙ собралось около десяти тысяч: они перегородили улицу - не могли проехать автобусы, - и полиция, крича: "Дайте дорогу!", оттаскивала фанатов с проезжей части. Подростки гроздьями висли на светофорах, скандируя имя кумира, задние напирали на передних, передние багровели и хватали ртом воздух. Одетый в балахоны и остроконечные колпаки народ жёг бенгальские огни и танцевал. После боя круглых часов раздался восторженный рёв тысяч глоток. Витрина уцелела, но одну девочку так прижали на входе, что у неё пошла кровь носом. Под истеричный визг пирамида книг была расхватана в секунду, вспомнился штурм прилавков с сахаром при Горбачёве. Дети, сцапав вожделенную книжку, сразу раскрывали её на последней странице и садились читать прямо на пол, не обращая ни на кого внимания. Так в полночь с пятницы на субботу в лондонском книжном магазине Waterstone`s стартовали продажи нового бестселлера писательницы Джоан Роулинг "Гарри Поттер и роковые мощи".
...Рекламная кампания седьмой (и заключительной) части "поттерианы" откровенно напоминала коллективное безумие. Во всём Лондоне я не нашел ни одного места, откуда бы на меня не смотрел Гарри Поттер. Мальчик в очках улыбался с автобусов, грозил палочкой в вагонах метро и подмигивал со стен зданий. И в парламенте, и в магазинах, и даже, похоже, в монастырях обсуждали главное событие месяца: удастся ли юному волшебнику выжить в финальной книге сериала? Ведь если он умрёт, то это означает, что Роулинг больше никогда к нему не вернётся и сказка закончится. Между тем издательство "Блумсбери", умело срежиссировавшее рекламу, наслаждалось успехом. Удалось создать бешеную истерию, доведя её до психоза, а что ещё бизнесмену надо?
"Гарри Поттер" - отличная иллюстрация того, что раскрутить можно любой продукт, - считает независимый литературный консультант Фил Лемиц. - Сначала, когда мать-одиночка Джоан Роулинг написала эту книгу, она была выпущена тиражом в тысячу экземпляров. Но, после того как Поттером заинтересовались американцы, они вложили огромные суммы в масштабную рекламу книги. И всё пошло как по маслу - реклама промывает мозги. Я считаю первую книгу Роулинг талантливой, но вот о последующих мне говорить не хочется. Ибо она уже писала их с инструкциями издательства, которое знает, как выжимать с читателя деньги. Современная литература превратилась в качалку долларов, никого уже не интересует качество книги, интересуют лишь две вещи: как её правильно разрекламировать и хорошо продать".
...В одном из крупнейших лондонских издательств мне честно заявили, что новые Толстые, Чеховы и Достоевские им не подходят. "Издателю нужна золотая жила, чтобы продолжать её эксплуатировать, штампуя продолжения, - сообщила мне пресс-секретарь издательства. - А Толстой не напишет продолжения "Анны Карениной" и не скажет, что героиню лишь ранило поездом. Читатель привыкает к персонажам, все это обожают. Агата Кристи с Пуаро и Конан Дойл с Шерлоком Холмсом - прекрасные образцы того, как правильно делать деньги. И это уже считается классикой. Будьте уверены - Поттер тоже перерастёт в классику. "Прикончить" мальчика в очках Джоан Роулинг не позволят издатели: кто же захочет лишиться сотен миллионов? Конан Дойл "убил" Шерлока Холмса, ибо ненавидел этот персонаж. И что? Через десять лет пришлось его воскресить, поскольку приключенческие романы сэра Артура не продавались. Со временем автор становится заложником своего персонажа. Он его и видеть не может, но надо писать".
Кстати, на днях в Британии произошёл смешной случай. Один из журналистов разослал издателям под видом рукописи книгу Джейн Остин (известнейшей писательницы XIX века) "Гордость и предубеждение", считающуюся лучшим любовным романом столетия. Так вот семнадцать из восемнадцати издателей... отвергли эту книгу, заявив, что она "не подходит им по профилю" и "не является интересной"... Они её даже не узнали!
"С Толстым никто не подпишет контракта"
...МНЕ удалось лично пообщаться с Джоан Роулинг в издательстве "Блумсбери", писательница выглядела очень утомлённой. Она сказала, что устала и "хочет отдохнуть от Гарри". По тому побоищу, что писательница устроила в финальной книге (под её пером погиб 21 персонаж), видно, что так оно и есть. Джоан откровенно призналась, что без рекламы она могла так и остаться писательницей "любительского" уровня. "Я вовсе не считаю себя бездарностью, - говорит она. - Но сейчас только лишь реклама с многомиллионным бюджетом превращает тебя в звезду. Такова реальность этого мира".
- "Я бы определил "Гарри Поттера" как заштампованную и банальную книгу, - говорит самый известный критик поттеровской серии йельский профессор Гарольд Блум. - Можно сказать - да, раз ты такой умный, возьми-ка и напиши бестселлер, который продадут тиражом в полмиллиарда экземпляров! Но в том-то и дело: такими тиражами продаются именно посредственные произведения. Мы живём в век рекламных мегабюджетов. Например, раньше в поп-музыке пробивались таланты-самородки типа The Beatles. Сейчас они не требуются - звукозаписывающая компания сама делает главный хит лета и приглашает под него нужного исполнителя. Так и тут - издательство берёт молодого автора, раскручивает его, а потом выжимает по полной программе со словами: вот тут ты должен убить того-то, а тут оживить этого. И он уже не смеет ослушаться. Конечно, со Львом Толстым в таких обстоятельствах и в Британии, и в США, и в России никто не подпишет контракта".
...Светает - в Лондоне пять утра. Джоан Роулинг раздала почти две тысячи автографов в Музее естественной истории, километровые очереди у магазинов рассосались. По улицам, прижимая к груди книгу, разбредаются счастливые дети, которым абсолютно по фигу мнение о Поттере издателей, критиков и даже самой авторши. У них праздник - добро победило зло. Но самое главное - Гарри Поттер опять выжил: значит, есть надежда на продолжение. А сколько там миллионов опять будет затрачено на рекламу - им всё равно.