"Я ехала в СССР, чтобы стать дипломированной учительницей", - призналась накануне юбилея звезда российской эстрады.
- НЕДАВНО мне устроили поездку во Францию, в мой родной посёлок. Нас принял мэр города. Преподнёс мне копию книги рождений и смертей моего рода. Я перечитывала эту книгу и вспоминала, что когда-то, будучи маленькой девчонкой из шахтёрской семьи, даже подумать не могла, что фамилию Пьеха будут писать огромными буквами на красивых афишах.
"Пьеха, подвинь рояль!"
Я ВЕДЬ до этого сама для себя придумала историю своей фамилии. Когда в 10 лет причащали в польской католической церкви, мне подарили молитвенник, где на последней странице значилось: "К выпуску подписал кардинал католической церкви Сапьеха". В школе на уроках истории нам рассказывали, что род Сапьех был очень именитым и знатным. Я даже решила, что в Польше кардинал Сапьеха был кем-то вроде Мазарини или Ришелье во Франции. Но, когда польская шляхта исчезла, пропал и род кардиналов Сапьех, остались одни Пьехи. В основном они живут в Катонии. Как-то я приехала туда на гастроли. Репетировала на сцене. И вдруг сзади кто-то кричит по-польски: "Пьеха, подвинь рояль!". Я поворачиваюсь и удивлённо спрашиваю: "Почему это я должна рояль двигать?" А рабочий сцены отвечает: "Вы, пани, ни при чём. У нас тут Пьеха - каждый третий". И действительно, на концерте в зале оказалось человек 10 моих родственников Пьех. После выступления мы собрались все вместе, и я вспоминала тот короткий и далеко не счастливый отрезок своей жизни, который прожила в кругу своих родных во Франции и Польше.
В лучшем случае я могла бы стать служанкой или учительницей в Польше. Наша семья ютилась в маленьком домишке. Он принадлежал хозяину шахты, на которой работал мой отец. Если шахтёр утром не спускался в шахту, через день от семьи требовали освободить жильё. Отец от тяжёлой работы заболел и умер. Тогда на шахту пошёл мой брат. Но он тоже недолго выдержал. Мама, зная, что её сын умирает, была вынуждена выйти замуж за нелюбимого человека - он тоже работал на шахте и таким образом мог обеспечить семье жильё.
Отчим стал "Берлинской стеной" между мной и моей мамой. Она меня очень любила, но не смела этого показывать. Потому что отчим любил своего сына, которого мама от него родила, а ко мне ревновал. И я молила Бога, чтобы побыстрее уехать из дома. Закончив педагогический лицей и пройдя три этапа отборочных конкурсов, я оказалась среди тех, кто получил право продолжать учёбу в Советском Союзе.
Я ехала в СССР, чтобы стать дипломированной учительницей. Петь же пошла от недостатка общения. В Ленинграде чувствовала себя глухонемой - по-русски не знала ни одного слова. Это была для меня жуткая травма! Я узнала, что в Ленинграде есть хор польских студентов, и со всех ног помчалась туда. А там на репетиции познакомилась с дирижёром нашего хора Александром Броневицким. После первой же репетиции он попросил меня остаться. Сказал: "Вы так хорошо поёте! Вы должны быть солисткой в нашем хоре". Так началась наша дружба, которая через два года закончилась свадьбой.
Думаю, что я поторопилась, выходя замуж в 19 лет. Я сама была ребёнком, житейского опыта никакого. Сан Саныч организовал ансамбль "Дружба", где мне отвели роль солистки. Мы очень сильно отличались от тех, кто выступал в то время на советской эстраде. Я пришла на сцену в тот момент, когда все певцы и певицы одевались в серо-коричнево-чёрные тона. Я же не могла смотреть на чёрный цвет - он мне напоминал о трауре, который мама носила год после смерти отца и год после смерти брата. И я решила, что буду наряжаться, как девушки на балах. И как только появились первые заработки, начала покупать ткани и заказывать наряды у Зайцева. Так что эпоху серо-коричнево-чёрных платьев отменила на эстраде именно я. Правда, никто не знает, чего мне это стоило. Для каждого платья ткани приходилось добывать буквально из-под земли. Но, к сожалению, много костюмов не сохранилось. В советское время, если у тебя в гардеробе скапливалось слишком много концертных платьев, их приходилось сдавать: ткани я покупала сама, но пошив оформлялся через Ленконцерт. Он и присваивал себе мои костюмы.
"Я не мать - я артистка?!"
С САН САНЫЧЕМ после 20 лет совместной жизни мы всё-таки расстались. Для меня на первом месте всегда стояла сцена, а не семья. После развода я встретила человека и сама себе придумала, что с ним у меня может получиться совместная жизнь. Мне показалось, что он сможет стать для меня тем плечом, на которое можно опереться, тем мужем, который бы меня провожал на гастроли и встречал, от которого я могла бы родить ещё одного ребёнка. Но спустя два года поняла, что ошиблась. Он был очень симпатичным, добрым, внимательным, но абсолютно чужим. У нас не было ничего общего. Несмотря на распространённое мнение, что актёр с актрисой жить не могут, я считаю, что не сможет быть около артистки муж - не артист. А ещё поняла, что быть хорошей артисткой и хорошей женой и мамой одновременно невозможно. Для моей дочки Илоны мамой была бабушка. А мы с Броневицким жили ради публики, ради сцены. Это как наркомания. Если тебя зрители приняли, полюбили, ты уже со сцены не уйдёшь. Только когда зал полностью опустеет, ты поймёшь, что надо попрощаться.