СТРАННАЯ ситуация: Россия щедро прощает долги другим странам, а о списании наших никто даже не заикается. Мы платим сотни миллиардов долларов за себя и за весь бывший СССР (при том, что государство не в силах вернуть родным гражданам даже "сгоревшие" сбережения). Есть ли хоть какая-то выгода от того, что мы такие добренькие?
ОБЫЧНЫЙ предлог для списания долгов - "всё равно нам их никогда не отдадут, потому что должник неплатёжеспособен". Кто берёт на себя ответственность за такие оценки и почему эти долги нельзя "заморозить" до лучших времён, когда должник разбогатеет?
Виртуальное наследство
ПОДСЧИТАТЬ, кто и сколько нам должен, - задача, которая вот уже 10 лет мучает наших экономистов. Бум реструктуризации (изменения схем платежей) начался после 1997 г., когда Россию приняли в Парижский клуб кредиторов. Должники (как и кредиторы) нам достались в наследство от Советского Союза. А о том, как в то время раздавались народные деньги на поддержку иностранных "партизанских движений", даже анекдоты гуляют. Парижский клуб при пересчёте всех долгов взял за основу советский валютный курс по 62 коп. за доллар. В результате, по расчётам наших экономистов, Россия претендовала аж на 145 млрд. долл. Но эта цифра так и осталась условной, так как большинство из 54 стран-должников вообще отказывались признать любые суммы. Предлогом для них служила международная норма, не признающая военные поставки госдолгом. По большей части кредитные договоры вообще не оформлялись или оплата предусматривалась не деньгами, а бартером вроде ширпотреба или бананов.
Заметьте, что в бюджете на 1998 г. весь наш внешний долг был 140,6 млрд. долл., то есть меньше, чем страны-сателлиты (те, кто формально независим, но сидит на "дотациях") должны были нам.
Почему же не провели взаимозачёты - "нулевой вариант"? К примеру, после распада СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) Россия и Польша простили друг друга с небольшой "погрешностью" в 20 млн. долл. Не всем такой вариант подходит. Наши должники - это, как правило, некредитоспособные страны, а мы должны развитым капиталистическим странам.
Долги можно было бы перепродать, но кто же их купит? За всё время удалось это сделать лишь в отношении небольших претензий, например к Нигерии. Однако это равносильно списанию, потому что "отступные" мизерные. Подробности сделок знают только те чиновники, которые непосредственно участвовали в переговорах и подписывали соглашения. "Отчётность чрезвычайно запутанная. Потому что долговые обязательства - хороший бизнес. Очень много людей играют на этом, - говорит руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования Валерий Егозарьян, - но Россия по размерам списанных долгов в "тройке" мировых лидеров! Впереди нас только Япония и Франция". При списании небольшой остаток займа, как правило, размещается на российских счетах в местных банках с условием, что деньги вложат в экономику той территории. Кто получит к ним доступ, определяет Минфин. Говорят, что сметы завышаются в два раза, чтобы было чем отблагодарить чиновника, принявшего решение в пользу определённой компании.
Добровольная принудиловка
ЕСТЬ мнение, что если экономических дивидендов не дождёшься, то надо брать политическими или любыми другими "борзыми щенками". Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин считает, что прощать долги было выгодно: "Если нас допустили в "Большую восьмёрку", значит, мы обязаны не просто присутствовать в ней, а брать на себя какое-то финансовое бремя, например помогать беднейшим". Первой мы простили 90% долга Никарагуа. За последние несколько лет таким же образом осчастливили Эфиопию, оставив только 160 млн. долл. в рассрочку на 30 лет (от общего кредита в 4,8 млрд. долл.!). Среди "счастливчиков" - Монголия и Вьетнам. Недавно попросила списания Киргизия.
По мнению вице-президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова: "Хорошо, когда виртуальный финансовый долг материализуется в других сферах. На территории стран-должников размещаются военные базы, обеспечиваются пролёты самолётов. Сирия, к примеру, предоставляет возможность базироваться нашим кораблям в своих портах". Кроме того, по данным Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Сирии простили почти 10 млрд. долл., но поставили условия: остаток долга вернуть частично долларами (1,5 млрд.), а ещё столько же - положить в местной валюте на счёт сирийского госбанка, чтобы инвестировать в совместные проекты. "Стройтрансгаз" будет строить газопровод, а "Татнефть" заключила контракт о разведке и концессии на двух нефтяных месторождениях. Правда, как только прошёл слух, что мы готовы списать Сирии все долги, Ливия заявила: и нам тоже списывайте. Иначе мы откажемся покупать у России вооружение и военную технику.
Центр финансово-банковских исследований Института экономики РАН подсчитал, что на 1 января 2006 г. 42 государства задолжали нам 66,5 млрд. долл. (см. таблицу). Самый крупный и проблемный долг у Кубы. Они его никогда не признавали и продолжают упорствовать. Афганистан и Ирак тоже не платили и дождались своего звёздного часа. Совсем недавно им полностью списали задолженность. Без всяких условий. Под негласным предлогом, что за десятилетнюю кровопролитную войну в Афганистане нас мучают угрызения совести. Но совершенно непонятно, за какие такие "красивые глаза" мы простили долги Ираку? Сейчас это оккупированная страна. И кому мы делаем преференции? У нас были виды на иракские нефтяные месторождения, но министр финансов Ирака заявил, что российским компаниям не будет никаких "поблажек".
Между тем в своё время за кредиты Запада СССР выполнил пакет "бонусов": вывел войска из Германии, Афганистана, с Кубы, заключил договоры СНВ-1 и СНВ-2 (о сокращении ракетных комплексов стратегического назначения), прекратил "подпитывать" антиамериканское движение в Латинской Америке. При этом Россия выплачивала по долгам СССР "копеечка в копеечку". А министры гордо рапортуют, что нам разрешили выплачивать досрочно, дали возможность сэкономить на процентах. Но, как говорят экономисты, Парижский клуб давал кредиты Правительству России под 7% годовых, хотя даже "империи зла" СССР предоставляли займы под 1,5-2%.
В Бюджетном кодексе (ст. 127) говорится, что соглашения о реструктуризации долгов должны быть одобрены Госдумой. Но на деле схема гораздо проще: правительство принимает решение и напрямую направляет президенту. Вот и получается, что государство - это 142,5 млн. россиян, а министры-экономисты распоряжаются их деньгами, как своими личными: кому хочу - тому прощаю.
СПРАВКА. Государственный внешний долг РФ - это всего лишь 1,5% от общего внешнего долга страны. Остальные 98,5% должны банки и компании.
Кстати
ПРИ погашении долгов нередко используются схемы откатов "на высшем уровне". Допустим, от какой-то африканской страны поступает предложение: мы погашаем часть долга, но 10% от этой суммы надо перечислить на личный счёт их президента или премьера. Не хотите работать по этой схеме - вообще ничего не получите.
Мнение эксперта
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ комитета Общественной палаты по международным отношениям Вячеслав НИКОНОВ:
- У России никогда не было шансов на то, что ей спишут внешний долг. Ни сразу после распада СССР, когда неожиданно для всех рухнул тоталитаризм, ни впоследствии. Потому что списывают самым безнадёжным, а наша страна даже в самой сложной экономической ситуации остаётся обладательницей колоссальных природных ресурсов.
Смотрите также: