Он прошёл сквозь бурлящий ад горной реки, голод и одиночество, сумев выжить там, где погибли его товарищи.
К СПЛАВУ по китайской реке Юрункаш спортивная команда под руководством пятикратного чемпиона страны в классе водных походов 6-й категории сложности Сергея Черника готовилась несколько лет. Река считалась непокорённой. Россияне могли стать первопроходцами маршрута.
2 СЕНТЯБРЯ они так и не появились в назначенном месте. Связь с командой отсутствовала. Спустя десять дней спасатели обнаружили покорёженные катамараны и три тела. Юрункаш убил Сергея Черника, его сына Ивана и Владимира Сметанникова. Надежда найти живыми трёх оставшихся членов команды таяла с каждым днём. До тех пор, пока ранним утром 21 сентября российский спасатель не заметил на дне каньона человеческую фигуру.
"Голод - не самое страшное"
МНЕ удалось дозвониться до Александра Зверева, лежащего в госпитале китайского города Хотан. В голосе слышалась усталость:
- Сейчас чувствую себя нормально, хотя потерял 25 кг - почти треть моего веса! Cейчас во мне всего 57 кг. Но голод - не самое страшное. Я сразу себя настроил, что не буду ничего кушать. Только воду из речки пил. Правда, на первых порах совершил ошибку - слишком много двигался, пытаясь выбраться из каньона самостоятельно. Потом понял, что это бесполезно, нашёл пещеру, устроил себе жилище. Ночью от холода не спасала даже лежанка из веток. Выручила каска. Распотрошил, вытащил пенку, которую подкладывал под спину вместо утеплителя.
- Ощущение безысходности вас посещало?
- Постоянно! Ничего не получается, вертолёты мимо пролетают - падаешь на песок и в бессилии кулаками по нему лупишь. Много всего передумал, даже помирать уже собирался.
- Что же помогло выжить?
- Да, наверное, Бог. Какой-то незримый куратор постоянно со мной рядом присутствовал и, когда я совсем отчаивался, знаки подавал. Ведь мне с самого начала везло. Меня одного река, когда катамаран перевернулся и все вокруг начали тонуть, прямо-таки впечатала в прибрежные камни. И потом пещера эта, где я прятался. Значит, думаю, надо дальше жить, бороться.
Обувь свою я буквально в клочья разорвал, пока по скалам лазил. И тут вдруг нахожу на берегу Димин (Дмитрий Тищенко, до сих пор не найденный участник сплава. - А. Г.) ботинок, его волной вышвырнуло. Надел и благодаря ему проходил до приезда спасателей. На песчаный берег, где у меня имелось больше шансов быть замеченным с вертолёта, переплывал без спасательного жилета. Вода была ледяная - и ничего, справился. Думал, не найдут. И когда уже совсем отчаялся, услышал вертолёт!
Слёзы радости
ДОМОЙ к родителям Александра я попал 21 сентября. Для них весь кошмар был уже позади.
- А мы тут шампанское пьём. Присоединяйтесь, - мама спортсмена с сияющими глазами подносит мне полный фужер. Телевизор в доме работает с самого утра. Родителям нужны только новости. Ведь там Саша, которого они не видели, казалось, уже целую вечность. А телефон не умолкает ни на минуту. Родственники, друзья, знакомые - все спешат поздравить родителей с радостным событием.
Из-за этого сам Александр Зверев еле дозвонился.
- Саша! Сашенька! - закричала в трубку Клара Александровна. - Я знала, знала, что тебя надо было у второго катамарана искать!
- Скажи лучше, как нужно из голодания выходить?
- Я молилась за Сашу каждый день. Дома, в саду, в автобусе - всё время читала молитвы, - вспоминая, Клара Александровна едва сдерживает слёзы. - И Оля, его гражданская жена, тоже за него молилась, ходила в церковь. По телевизору объявляют, что найден живым ещё один член команды - москвич Андрей Паутов.
- Господи, миленький! - Клара Александровна всплёскивает руками и крепко прижимает меня к себе. Мама Александра Зверева плачет от радости. За себя, за своего сына. И за того парня, мать которого за эти дни извелась горем точно так же, как она сама.
К браку Александр относился как к формальности. И только в горах, где было время всё обстоятельно обдумать, пообещал Богу, что женится на Ольге, если ему удастся вернуться домой живым и здоровым.
Ольга носит под сердцем ребёнка Александра. О том, поубавится ли в жизни будущего отца экстрима, ей пока остаётся только гадать:
- Я боюсь по телефону затрагивать эту тему. Вот вернётся Саша домой, тогда и поговорим.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Главное - желание выжить
ДОКТОР медицинских наук Александр КАРАБИНЕНКО:
- СПОРТСМЕНЫ, проведшие 25 суток без еды, в сложных погодных условиях, вдали от цивилизации, чувствуют себя нормально. Случай редкий, но не уникальный. Московские школьницы, заблудившиеся летом в сибирской тайге, также несколько дней провели "на подножном корму" и легко вернулись к обычной жизни. В Институте медико-биологических проблем проводили эксперименты на добровольцах, в результате которых выяснилось, что без пищи, но при наличии воды человек может обходиться более 40 дней. К тому же не стоит забывать, что у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, резервные возможности организма на порядок выше, чем у обычных людей. Самая большая опасность в экстремальной ситуации - опустить руки и потерять желание действовать. Как показывает практика, люди часто погибают лишь оттого, что теряют мужество. Если человек хочет выжить - сломить его практически невозможно.