Примерное время чтения: 6 минут
674

Философ Александр Пятигорский:"Человек должен быть великим, а не государство!"

"Большинство людей не понимают, что они одержимы деньгами".

АЛЕКСАНДР ПЯТИГОРСКИЙ - всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета, автор книг "Мышление и наблюдение", "Непрекращаемый разговор", "Философия одного переулка", "Вспомнишь странного человека", "Древний человек в городе" и многих других. С 1974 года живёт в Англии.

"Превратиться в монстров"

- АНАЛИЗИРУЯ британскую прессу, я была удивлена, как сильно здесь хают Россию. Цитирую: "Русский народ предан власти и, вероятно, хочет возвращения крепостного права", "Путин возведён в ранг святых", "Чиновники вытягиваются в струнку перед Кремлём"... А лично вас, Александр Моисеевич, что больше всего беспокоит в жизни сегодняшней России?

- Более всего меня возмущает в нынешней России восприятие убийства как чего-то привычного и повседневного. Приезжаю немногим более года назад в Москву, спрашиваю об одном человеке. "Илья не договорился с кем надо, его застрелили. Он к этому времени стал уже очень богатым". И это мне говорит профессор Московского университета, а не блатная шпана какая-то. Я заорал: "Ребята, вы что, с ума сошли?" Такое отношение к смерти - оно же погубит страну!!! В конечном счёте люди превратятся в монстров!

"Ах, вы знаете, душечка, вчера Иван Иваныча убили". Толстой проклял бы Россию, если бы узнал, что она позволяет убивать людей. А кто позволяет? Да все позволяют - сверху донизу.

- Призываете россиян выйти на демонстрацию: "Мы против убийств"?

- На самом деле многие люди понимают: главная беда России - не в правительстве, а в деморализации. В России не боятся разложения нравственности. А это страшно. Потому что при деморализации возможно всё - жестокость, разжигание национальной розни, предательство, коррупция.

Несколько лет назад мне пришлось общаться с ортодоксальными индийскими брахманами, так сказать, своего рода старой духовной элитой. Тот из них, который меня пригласил, сказал обо мне, представляя собравшимся: "Этот человек из России Льва Толстого". Вы можете себе представить, что для этих людей Россия - это Толстой.

И для меня без Толстого России нет, как нет её без Пушкина и Достоев ского, а без всех этих политиков и людей власти, да рассыпься они в одну секунду, Россия будет продолжаться и жить, как если бы их никогда и не было.

Медовуха вместо колы

- ИЗВЕСТНЫЙ русский художник говорит: "Давайте откажемся от всего американского, от кока-колы, наконец. У нас свой путь".

- Любое сопротивление чему-либо чужому - прямой путь к поражению. Человек достигает результатов, только делая что-то сам. Ты возьми сначала и придумай какую-нибудь универсальную русскую медовуху вместо кока-колы, которая будет вкуснее и дешевле. Или лучше начни своё сопротивление всему американскому с денег. Станет этот художник сопротивляться, если у него музеи США или частные американские коллекционеры будут картины покупать? Вы прекрасно знаете, что нет. Вообще нынешний грошовый антиамериканизм вызывает у меня брезгливость и недоумение. Ты сначала создай свою собственную, неамериканскую живую систему мировоззрения, которая сможет явиться основой твоего сопротивления тем явлениям, которые тебе (да и мне тоже) не нравятся в Америке. Например,

алчность. Но, к сожалению, та дикая алчность, которую я в последнее время вижу в России, даже в сравнение не идёт с американской. В России её уже не замечают. Привыкли, наверное.

Недавно говорил с людьми из интеллигентных кругов Москвы и Петербурга (включая просвещённых бизнесменов и чиновников). 90 процентов разговоров - о деньгах.

Начиная со времён Горбачёва в России не появилось ни одной сколько-нибудь интересной социальной или политической идеи, а пора бы. Вот люди и зациклились на деньгах. Оказалась разрушенной этическая основа отношений между людьми. Сегодня алчность людей власти в России - это отражение нашей собственной неспособности придумать, чем занять наши умы и души. Может быть, надо начать с диагноза самому себе: я одержим деньгами. Большинство людей этого не осознаёт. Как сильно пьющий человек не понимает, что идёт к клиническому алкоголизму.

- Мы гордимся, что наша страна дала миру корифеев культуры - Пушкина, Толстого, Чайковского, Бердяева. Но... В современной России апеллировать не к кому, получается?

- Начнём с того, что мы многого о России не знаем. Я специально устраивал локальные скандалы в России. Спрашивал студентов, известно ли им, например, что совсем недавно умер один из самых замечательных людей страны Владимир Николаевич Топоров? (Литературовед, культуролог. - Ред.) Через сто лет в русской памяти не останется никаких горбачёвых, ельциных, никаких газпро-мов, а имя Топорова останется. А слышал ли кто-нибудь о замечательном философе Владимире Вениаминовиче Бибихине? Нет? Таких людей, как Бибихин и Топоров, не может быть много, но их должны знать, они должны быть в сознании русских людей. Если этого нет, то их место занимают ничтожества, и оттого ничтожество становится интеллектуальной и моральной нормой среднего жителя страны.

Державы -в тираж

- ВЫ объездили почти весь мир. Самое сильное, богатое государство сегодня - США?

- Легче всего, разумеется, думать именно так. Но дни первенства США сочтены. Растёт невиданный Китай и ещё более невиданная Индия. И вдруг окажется, что сила страны - не в мощи государства, не в экономике или природных богатствах, а в

феноменальных человеческих ресурсах. Сегодня Китай занимает в мире 4-е место по перспективам научного развития.

- А на первых местах кто?

- Даже говорить неинтересно: Англия, Штаты и Япония.

- А место России?

- Простите, 14-е.

- Раньше мы были глобальной державой...

- А что из того? А плевать! Реальная история -это не идиотская олимпиада. Я не люблю великих держав. Мне противны все великие державы. Само слово "держава" пошло и безвкусно. Самые жалкие люди в державах и роятся. Человек должен быть великим, а не государство. Я думаю, эпоха великих держав прошла и чем быстрее они все выйдут в тираж, тем лучше! Это моё политическое убеждение.

- И что вы предлагаете взамен?

- Нормальное государство, где можно будет нормально жить, говорить, думать. Есть, а не объедаться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно