Примерное время чтения: 7 минут
203

Двойные стандарты школьного расписания

"Программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами: большинство учителей не имеют представления о правильном развитии умственных способностей ребенка..." Почти полтора века назад так обосновал причины школьных болезней основоположник отечественной гигиены профессор Императорского Московского университета Ф. Ф. ЭРИСМАН. Сколько лет прошло, а сказано будто о нашем времени.

СВЯЗЬ между освещенностью и близорукостью, "бутербродным" питанием и гастритом, низкими партами и нарушениями осанки была известна и в позапрошлом веке. Но в последние годы термин "школьные болезни" вновь стал общеупотребительным, а медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков. Статистика это подтверждает: каждый пятый подросток к 14 годам имеет нарушения зрения, каждый восьмой - осанки, каждый третий - органов дыхания. Эти неутешительные цифры привела в беседе с нашим корреспондентом заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Московского городского Центра госсанэпиднадзора Дина Владимировна СИНЯКОВА:

- На здоровье ребенка влияет огромное количество факторов: это и окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание, условия обучения в школе. Последний, школьный фактор, имеет важнейшее значение, на его долю приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка.

Что же делается для того, чтобы уменьшить влияние школьного фактора? По словам специалистов центров госсанэпиднадзора, в школах регулярно проверяют освещенность в классах, микроклимат, соответствие школьной мебели росту ученика, полноценность питания, уровень электромагнитного излучения от компьютеров. Например, превышение предельно допустимых уровней электромагнитных излучений было обнаружено в 188 школах Москвы. Кстати, санитарными правилами регламентируется и время работы учащихся на компьютере - не больше 30 минут. В школах это требование, как правило, выполняется, а вот что касается домашних занятий - в каждой семье свои правила. Правда, Минздрав нас и здесь предупреждает: школьники старших классов могут заниматься один час, а потом сделать перерыв. Лучше этим и ограничиться.

Школьный гастрит

В СТРОГОМ смысле такого термина нет, но эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 процентов) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше голодными не остаются - везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 процентов старшеклассников.

Гигиенисты считают, что дети страдают "скрытым голодом", когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейшие аминокислоты, микроэлементы, витамины. Поэтому в московских школах просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории, - газировки, чипсов, а только качественные, биологически ценные продукты питания. Это молочные, хлебобулочные, обогащенные витаминами и микроэлементами, витаминизированные напитки, колбасные изделия с пониженным содержанием соли и без перца. Та же соль в школах используется только йодированная. Сейчас специалисты Центра госсанэпиднадзора Москвы совместно с учеными Института питания РАМН разрабатывают специально для школ рецептуру кондитерских изделий с пониженным содержанием жира и сахара.

Большие перемены

ПОСЛЕДНИЕ десять лет для школьного образования были периодом больших перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосып приводят к неврозам - еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школ, но малознакомый родителям, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", которые регламентируют учебную нагрузку. Например, в школах с углубленным изучением предметов (начиная с пятого класса) она не должна превышать 36 часов при шестидневной рабочей неделе. На практике же такие школы часто работают не по шестидневной, а по пятидневной неделе. Закон об образовании дает право родителям и администрации выбирать: один или два выходных будет у школьника. Казалось бы, что два выходных предпочтительнее. Но это только кажется.

В оставшиеся пять дней учебы дети основной школы (начиная с пятого класса) учатся не по шесть уроков в день, как это предусмотрено санитарными правилами, а по семь и по восемь уроков. Дома они еще несколько часов посвящают занятиям. Не все родители, вероятно, знают, что есть рекомендованные нормы времени для выполнения домашних заданий. Как показывают проверки службы госсанэпиднадзора, гигиенические нормативы часто не выполняются. Конечно, составляются предписания о нарушении, выносятся предупреждения, иногда, правда очень редко, штрафуют руководителей школы.

В акты проверок не попадают и факты "двойного" расписания, о которых негласно говорят медики, будто в некоторых школах существуют два расписания: одно - для проверяющих, соответствующее санитарным правилам, а другое - реальное. Поэтому чаще всего специалисты окружных центров госсанэпиднадзора учебную нагрузку проверяют не по расписанию уроков, а по школьным дневникам учащихся. Такую проверку могут провести и сами родители, используя приведенную ниже таблицу.

Часто при составлении расписания завучи нарушают и такие гигиенические требования, как чередование основных предметов с уроками музыки, изобразительного искусства, физкультуры, труда. И если подобные нарушения можно устранить довольно просто, то внедрение многочисленных инновационных программ при обучении осуществляется вообще без всякой санитарно-гигиенической экспертизы. А ведь эти программы рассчитаны на "продвинутых" школьников. Однако, по данным Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, даже обычные программы не под силу более чем трети учащихся. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранному языку до 20-кратного по математике. На сегодняшний день только две программы ("Школа 2100" и программа обучения, представленная Республикой Коми) имеют положительное санитарно-гигиеническое заключение. Но это отдельная тема для разговора.

Тяжелый груз знаний

БОЛЬШАЯ учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой, тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен "тянуть" не более полутора килограммов. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе.

На прошедшей недавно в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков конференции по проблемам нарушений опорно-двигательного аппарата были приведены любопытные цифры. У школьников начальных классов ранец весит на два килограмма тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 килограмма - в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке - с 1-2 килограммами учебного груза.

У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.

Здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно