Каждый из нас, наверное, может вспомнить, как с глубоким интересом читал свою "историю болезни" где-нибудь в районной поликлинике, перехватив медицинскую карту у медлительного персонала. Что мы там надеемся узнать нового про себя? Почему нам так мучительно любопытно прочесть запись про пломбировку зуба и назначение лекарств при гриппе? Ведь все это мы и так знаем. Почему же выискиваем между строк что-то еще? Наверное, все дело в тайне - ничто не манит сильнее, чем она, а врачебная тайна - особенно. И нам, пациентам, не всегда бывает понятно, почему доктора скрывают правду о состоянии НАШЕГО здоровья под покровом врачебной тайны.
Чего боятся врачи?
ВРАЧИ долго, внимательно приглядываются к пациенту, прежде чем рискнут раскрыть хотя бы частично тайну его болезни. В зависимости от личности больного они строят различные "версии", которые информируют больного о тяжелой, серьезной, но излечимой болезни. К сожалению, мы, пациенты, очень часто бываем не готовы принять правду о себе. И врачи не без оснований опасаются, чтобы правда, сокрытая врачебной тайной, не стала для больного самоубийственной.
В лечебное учреждение поступил молодой мужчина. Он требовал от врачей правду о своем заболевании. Говорил, что она поможет ему стать настоящим союзником докторов в борьбе с недугом. Врачам он показался сильным и психологически устойчивым человеком. Они сказали, что у него опухоль толстой кишки, но это начальная стадия заболевания, и они гарантируют ему полное и окончательное выздоровление. Мужчина не поверил и выбросился из окна клиники. А ведь врачи говорили ему ПРАВДУ! Они действительно могли его излечить!
Отечественные врачи до сих пор впадают в шок от прямолинейности своих западных коллег, когда те у постели смертельно больного человека в присутствии его близких и посторонних людей обсуждают с больным все детали ужасного диагноза и его последствий. На все замечания российских коллег, что человек может не выдержать, у них один ответ: это его жизнь, он вправе распорядиться ею как хочет. Видимо, наши врачи все же лучше знают нашу ментальность и... жалеют нас.
Между тем по закону "каждый гражданин имеет право... получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проводимого лечения. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья". И в то же время: "Информация, содержащаяся в медицинских документах, составляет врачебную тайну...". Большинство врачей и пациентов понятия не имеют о действующем законе. Может, это и к лучшему и остается только тихо радоваться подобному незнанию?
В то же время, если врач слишком переусердствует и совсем уж скроет истинный диагноз, пациент может отказаться от необходимого лечения, особенно если оно связано с серьезным и иногда рискованным хирургическим вмешательством, тяжелой восстановительной терапией, а иногда и с последующей инвалидностью. В МНИОИ им. П. А. Герцена поступил мальчик, страдающий саркомой бедра. Ампутация была неминуемой. Больной не давал согласия на калечащую операцию. Лечащие доктора обратились за помощью к хирургу С. И. Сергееву. Они испытывали некоторую неловкость, т. к. у того была ампутирована нога и они боялись поступить неделикатно. Сергей Иванович немедленно отправился в палату мальчика, пробыл там около часа и, выйдя, сказал, чтобы его готовили к операции. Мальчик жив до сих пор. А Сергеева вскоре не стало - он внезапно умер в расцвете сил от разрыва брюшной аорты. Знал ли он, что страдает аневризмой? Эту тайну уже никогда не раскрыть.
Вместо эпикриза
ПСИХОЛОГИЯ больного человека - это психология человека голого, он так же не защищен перед врачом, болезнью и судьбой. И задача врача - сделать так, чтобы больной не испытывал ужаса. Это прекрасно понимал еще Гиппократ, проповедуя: "Окружи больного любовью и разумным убеждением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает".
Поэтому, наверное, врачебная тайна останется тайной навсегда, особенно единственно настоящая врачебная тайна - тайна врачебного искусства.
Автор благодарит академика РАМН В. И. Чиссова, профессора С. Л. Дарьялову за предоставленную информацию.