Конечно же, имеется в виду не обычный строительный, а специальный медицинский цемент на основе высококачественных полимерных материалов, который успешно применяется на базе Московской городской клинической больницы N 59 для лечения переломов высокой степени тяжести. "Костно-цементный остеосинтез переломов трубчатых костей у лиц с остеопорозом" - так называется новый метод лечения, который изобрел доктор медицинских наук, академик АМТН, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета Василий Иосифович ЗОРЯ.
Вместо лечения сплошные мучения
ДЛЯ людей, больных остеопорозом (ревматоидным полиартритом), жизнь превращается в существование. Тотальное развитие остеопороза приводит к нарушению прочности в первую очередь трубчатых костей. Любое неловкое движение, не говоря уже о падениях, оборачивается переломом. А долгое, в течение 6-8 месяцев, пребывание в больнице измотает и здорового. Отдельно стоящая группа больных, страдающих несовершенным остеогенезом - или врожденным остеопорозом. Большую часть своей жизни они проводят в больнице. Здоровым людям не понять, как можно сломать ногу, просто повернувшись в постели. В детстве у таких людей бывает до 20-30 переломов. Кости срастаются с различными деформациями. Проблема лечения врожденного остеопороза - белая страница мировой ортопедии. Причины его неизвестны, генетики активно работают над их выявлением. Были предположения о возникновении этого заболевания по причине нехватки кальция в организме матери в период формирования плода. Но постепенно эта гипотеза оказалась несостоятельной. Ленинградская блокада тому подтверждение. В 40-х годах среди ленинградских детей не было взрыва остеопороза.
Однако остеопороз может быть и приобретенным из-за длительной обездвиженности, например, когда из-за сложного перелома человек вынужден долго лежать. Это связано с функцией мышц. Если у здорового человека при ходьбе мышцы сокращаются и работают, как насос, с притоком крови поступают полезные для кости вещества. То у больного эти процессы значительно замедлены. А "благодаря" травме, инфекции, вирусу, такому, например, как полиомиелит, в месте поражения кости можно приобрести локальный остеопороз. В этом случае поражается мышечная система, что ведет к атрофии, недостаточному питанию кости полезными элементами.
ЕЩЕ ДРЕВНИЕ врачи знали, как лечить переломы, используя при этом шины и на время лечения добиваясь неподвижности сустава. Но люди и соответственно их кости были покрепче, чем у наших современников, а такое заболевание, как остеопороз, встречалось у единиц. Сейчас эта напасть у каждого пятого пожилого человека, и гипсом такие переломы не вылечишь, у костей нет сил срастись - не хватает кальция.
Породит болезней воз страшный остеопороз
НА РЕНТГЕНОВСКИХ снимках, которые показывал мне доктор Зоря, мягкие ткани и трубчатые кости практически одного цвета, настолько хрупкие они стали по причине нехватки кальция. По традиционной схеме лечения остеосинтеза (то есть сращивания кости) бедную трубчатую кость сверлят в нескольких местах, загоняют туда несколько металлических штырей, и в таком положении человек может находиться полгода, а иногда и год. Тут-то и начинаются проблемы. Инфекции, гипостатическая пневмония, пролежни, внешний гимп, выключающий функцию суставов, которые и так поражены. Кости пожилых людей срастаются еще медленнее. Для них это еще и огромное психологическое испытание. "Кому мы нужны, старые и больные?" - думают они. Не говоря о том, что длительная иммобилизация может оказаться для них смертельной.
Даже если человек выдержал все эти больничные мучения, результаты лечения сомнительны. Дело в том, что вокруг этих металлических штырей остеопороз только усиливается и кость все равно не срастается.
Строительные работы в хирургическом кабинете
КАК преодолеть этот замкнутый круг? Еще при советской власти были в нашей медицине попытки использовать цемент (а точнее, акрил-оксид, применяемый в стоматологии) для полной замены сустава. Профессор из Ленинграда Александр Васильевич Воронцов удалял разрушенный сустав и прямо во время операции проводил скульптурные работы. По слепку, сделанному с удаленного сустава, изготовлял точно такой же, только из цемента, и с помощью металлического стержня закреплял в кость. Такие экземпляры доктора Воронцова можно назвать "дедушками" современных титановых эндопротезов суставов. Если эндопротез крепится в кости с помощью цемента, почему бы не применить его для сращивания трубчатых костей? Этот вопрос и задал себе профессор Зоря. А так как Василий Иосифович еще и заслуженный изобретатель Российской Федерации, то, не откладывая в долгий ящик, он впервые экспериментальным путем применил цемент для сращивания трубчатых костей. Метод прост: в полость кости закладывается цемент, костные отломки соединяются, несколько минут требуется для отвердевания - и кость как новенькая. Через четыре-пять дней больного выписывают, и он уходит домой на своих ногах. Первую операцию доктор Зоря и его коллеги провели осенью прошлого года, в феврале подали документы на патент. Возможно, скоро у многих безнадежно больных людей появится шанс облегчить свои страдания, а у государства - существенно сэкономить. Сколько денег ежегодно тратится на лечение переломов! Можно представить, каких сумм требует содержание одного больного в течение полугода: койкоместо, питание, дорогостоящие антибиотики, обслуживающий персонал, а главное, все это не приносит людям реальной медицинской помощи, остеопороз только сильней прогрессирует. После сращивания кости по методу Василия Иосифовича больной выходит из больницы через несколько дней сам!
Костная пыль
АКАДЕМИК Зоря мог бы спасти ногу Святославу Федорову, ступню Хитер Миллз - невесты Пола Маккартни - и конечности многих других людей, кости которых при травмах были раздроблены, и докторам ничего не оставалось, как приступить к ампутации.
За этот небольшой срок - несколько месяцев, в течение которого Василий Иосифович пробует свой метод, он уже спас от ампутации и общего заражения крови молодого мужчину. Владимира сбила машина - в результате закрытый перелом правого и левого бедра, тяжелая травма стопы и открытый перелом левой большой берцовой кости. Вернее, вместо нее была костная пыль, перемешанная с асфальтом. Традиционная помощь при таком переломе - ампутация ноги выше колена. Если бы не новый метод, пациент остался инвалидом. Впервые Зоря и его коллеги применили цемент для скрепления отломков кости длиной пять сантиметров. Затем, когда антибиотики сделали свое дело и угроза некроза конечности были позади, хирурги приступили к следующему этапу. Убрали старый цемент и соединили отломки кости и замкнули коленный сустав путем укорочения голени. Так как коленный сустав был раздроблен, сейчас он не функционирует, но современная медицина позволяет осуществить его эндопротезирование, и тогда длина ноги может быть восстановлена.
P. S. Нам со своей стороны остается только надеяться, что метод хирурга Зоря будет одобрен Министерством здравоохранения, запатентован и начнет внедряться на территории России повсеместно.