Примерное время чтения: 10 минут
118

В роддом или к повитухе?

В редакцию пришло письмо от так называемой Московской общественной группы поддержки грудного вскармливания, подписанное активистами группы и родителями - всего 33 подписи. Приводим текст этого письма с некоторыми сокращениями.

Данные об умирающих в родильных домах детях - смертный приговор Министерству здравоохранения. Такое министерство нужно распустить, а не улучшать его работу по уничтожению новорожденных.

Рожать нам станет легче тогда, когда мы будем рожать дома с помощью повитухи, а не в роддоме в присутствии акушера. Беременность и роды - нормальный физиологический акт. Это часть биологии человека, а не болезнь, требующая вмешательства врача! Болезненными бывают роды лишь в случаях разрушения психоэмоционального комфорта и непрофессиональной помощи.

Тотальное внедрение медицины в область деторождения привело к катастрофическому ухудшению здоровья нескольких поколений. На это указывают официальные статистические данные 2000 года:

- дети I группы здоровья в возрасте до 1 года составляют по России от 0,1 до 10%;

- на грудном вскармливании до 1 года в Москве находится 10% детей, по России - 14%, самый высокий показатель грудного вскармливания до 3 месяцев в отдельных благополучных районах - 30%;

- увеличение числа умственно неполноценных детей;

- увеличение числа кесаревых сечений до 18-20%, в отдельных клиниках до 60%;

- "медикализированные роды" составляют 90-97% от общего числа клинических родов в больницах и родильных домах, что изначально снижает показатели физического и психического здоровья детей.

Важной причиной стремления вмешаться в течение беременности, ход родов, развитие маленького ребенка является элементарное незнание физиологии родов, грудного вскармливания, естественных потребностей младенца и приемов ухаживания за ним. При обучении акушеров в медицинском учебном заведении внимание студентов акцентируют на изучении патологии и совершенно не касаются нормальных физиологических процессов материнства. Будущего медика учат полностью игнорировать материнский опыт. Акушерство - это мужская наука о женских родах. Как мужчина может понять, что чувствует женщина в родах и как ей нужно помогать? Акушеры прекрасно справляются со случаями различной патологии, но не умеют оказывать помощь в нормальных родах, которые составляют 90%, и оказываются абсолютно несведущими в вопросах грудного вскармливания и ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Медицина рассматривает матерей как рынок для сбыта различных препаратов, базу для наработки клинической практики и клиентурную сеть. Результатом бездушного механистического подхода, сочетающегося с алчными коммерческими интересами, стало катастрофическое положение:

- детская смертность;
- материнская смертность;
- уменьшение населения России на 1 000 000 человек ежегодно;
- наркомания (как результат поголовного обезболивания родов);
- бесчисленные болезни младенцев, вызванные неправильным уходом и вскармливанием.

А ведь единственный выход из такого катастрофического положения - это полноценные матери. Без позитивного материнского опыта невозможно вырастить полноценных детей. Материнский опыт - это не инстинкт, а результат обучения. Получить такие знания матери могут от других матерей через общественные группы поддержки грудного вскармливания и другие немедицинские организации. Минздрав должен способствовать развитию немедицинской помощи матерям, а не мешать этому! Задача Минздрава - поощрять создание групп общественного содействия, поддерживать повитух и программы домашних немедицинских родов, содействовать работе групп поддержки грудного вскармливания и распространять информацию о них через организации здравоохранения.

Мы заявляем, что сегодня пользоваться услугами врачей акушеров-гинекологов опасно для жизни и здоровья матери и ребенка. Мы настаиваем на упразднении медицинской монополии на оказание помощи беременным, роженицам и кормящим матерям. Мы предлагаем Минздраву поддерживать немедицинскую систему перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания, которая создается сегодня в России при нашем участии.

Редакция попросила прокомментировать это письмо академика РАМН, заместителя директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, профессора Владимира СЕРОВА:

Мракобесие не новость

ЧТО Ж, подобный мракобесный взгляд на медицину не новость: в средние века, когда холера и чума косили десятки тысяч людей, многие тоже считали виновными в этом медиков и призывали их уничтожать. Долой врачей - виновников всех бед!

Но давайте взглянем на проблему не эмоционально, а с точки зрения объективных данных. Ежегодно в мире в результате беременности и родов умирают примерно 500 тысяч женщин. И львиная доля материнской смертности приходится как раз на те страны, где нет медицинской помощи.

В Европе, США, Канаде и, между прочим, в России - низкая материнская смертность. У нас она вдвое больше, чем, например, в Европе, - около 40 на 100 тысяч рожающих женщин. Но в Африке этот показатель - 600 умерших на 100 тыс. рожениц, в Океании - 800 на 100 тыс., во всем мире в среднем умирают 400 женщин из 100 тысяч. Так что в России, несмотря ни на что, положение с уровнем материнской смертности удовлетворительное. И рекомендации ВОЗ по организации родовспоможения на дому рассчитаны не на Германию или США и даже не на Россию, а на страны с гораздо более низким уровнем развития, где как воздух нужны хоть сколько-нибудь подготовленные люди, способные правильно принять роды и оказать роженице первую помощь. Для сравнения можно вспомнить наше недавнее прошлое - в годы Отечественной войны всего за 3-4 месяца готовили фельдшеров, медсестер, но делалось это не от хорошей жизни, а под влиянием суровых обстоятельств. А нам предлагают заняться тем же в мирной жизни, в начале ХХI века!

Другой пример. Считается, что в Москве - не более 30% нормальных беременностей, в Германии еще меньше - 18%. А, например, в Кении - до 90%, и это при самой зверской материнской смертности! Как же это может быть? Да просто в России и Германии развито дородовое наблюдение, и многие с виду здоровые женщины при тщательном обследовании оказываются носительницами инфекций, имеют хронические заболевания, различные патологии, которые могут передаться ребенку. Правильное медицинское ведение беременности поможет такой женщине как следует подготовиться к родам. А в Кении не проводится никаких обследований, большинство женщин там считаются здоровыми, а то, что мрут они во время родов, - никто на это особого внимания не обращает.

В консультации женщине рассказывают, как питаться, как вести себя, в какой срок сделать ультразвук, в какой - маркеры на патологию плода. Может ли все это сделать повитуха? А ведь если не следить за развитием плода с помощью современных средств, можно получить ребенка с пороками развития. И если женщина нездорова, то для того, чтобы к родам она была как следует готова, потребуются и лекарственные препараты.

И в России, и за рубежом акушеры-гинекологи - как правило, мужчины. Но они только наблюдают за родами и вмешиваются в случае возникновения сложных ситуаций. А непосредственно помогают в родах - женщины-акушерки. У нас они получают 3-летнее образование и могут самостоятельно принимать роды. В Германии акушерки учатся 6 лет и получают к тому же право вести беременность. Но даже они не рискнут вести беременную, если за плечами у нее один-два аборта, если она больна гипертонией, диабетом, ожирением и т. п., - здесь уже нужна квалификация врача-акушера.

Кстати, я - врач-мужчина - против обезболивания родов. А многие мои коллеги - женщины-профессора - за (при заболеваниях сердца, легких). Но говорить о поголовном обезболивании - абсурд. В США роды обезболиваются несравненно чаще, точно так же в США гораздо больше кесаревых сечений - 25%. На наш взгляд, это слишком много и не всегда оправданно - часть кесаревых там делается не по объективным показаниям, а по желанию пациентки. У нас в стране - 10% кесаревых сечений, а для снижения детской смертности нужно - 14. Чаще же всего в ходе родов у нас применяют спазмолитические средства, без которых в принципе можно было бы обойтись, поскольку особого влияния на течение родов или на ребенка они не оказывают.

Не веря в будущее, рожать не станешь

ГОВОРЯ о сложной демографической ситуации, авторы письма, на мой взгляд, смешали проблему чисто медицинскую с социальной. Стремительная убыль населения, как правило, лишь на 10-15% бывает связана с медициной, остальное - неблагоприятные социальные факторы: например, ежегодно в стране от употребления недоброкачественной водки умирают 30 тыс. человек, столько же гибнут на дорогах, есть масса других факторов, не связанных с медициной. Да, мы видим, что женщины нездоровы, дети больны, но что тому причиной? Сам акт родов мало что решает, когда мы говорим о здоровье ребенка. Вот если бы женщина полноценно питалась, жила в хорошей экологии, не надрывалась все 9 месяцев на работе, была бы окружена любовью и заботой в семье - и результат был бы иной. Беременная женщина у нас сейчас брошена не медициной, а обществом. Не говоря уже о том, что, не имея стабильного хорошего заработка, уверенности в завтрашнем дне, кто ж станет рожать?

Ежегодно нам не хватает 600 тыс. новорожденных, в то же время сегодня примерно 7-9 млн. супружеских пар бесплодны. Они готовы прибегнуть к искусственному оплодотворению, но готово ли государство выложить по 1000 долларов на каждую женщину? Ясно, что это по силам лишь немногим состоятельным людям. Для сравнения: в Израиле первые две попытки искусственного оплодотворения в семье оплачиваются за счет государственного страхования.

Почему возникают идеи, подобные тем, что изложены в письме? С одной стороны, это невежественность, незнание многих фактов, о которых я сказал. С другой - нельзя исключать и циничный расчет: слишком много людей зарабатывают на таких вещах, как роды в воде, с духовными акушерками и т. д. Нельзя сбрасывать со счетов и состояние нашего медицинского обслуживания - сегодня медсестра, акушерка получает по 600-900 рублей, в результате мы ежегодно лишаемся 40% среднего медицинского персонала, во многих местных больницах, поликлиниках просто уже нет медсестер. Ясно, что спрос с оставшихся невелик - они могут нарушить медицинскую этику, неправильно провести медпроцедуру (и такое, конечно, случается), и никто их за это не уволит, потому что работать и так некому. Нищая медицина опасна для общества - это давно уже пора понять. Но хочу подчеркнуть, что даже в эти годы у нас в стране была снижена материнская и детская смертность - и все это за счет самоотверженной и практически бесплатной работы акушеров-гинекологов.

Не ломитесь в открытую дверь

В ЭТИХ условиях многие, кстати, начинают рожать и дома. И это никому не запрещено - авторы письма здесь просто ломятся в открытую дверь. Но что хочется сказать женщине, решившейся подвергнуть себя испытанию "домашними родами"? Любая беременность - это риск, хотя в 90% случаев она действительно нормально и благополучно разрешается. Но есть и другие 10% - например, когда ребенок идет лобиком, гарантирован разрыв промежности, а ребенок может погибнуть. Когда околоплодные воды проникают в сосудистое русло и развивается угрожающее жизни кровотечение - такое случается один раз на полторы тысячи родов, но с этим ни одна повитуха не справится. Есть сейчас богатые люди, которые могут позволить себе рожать дома, вызвав на дом бригаду акушеров и акушерок, анестезиологов. При них постоянно дежурит машина, которая при неблагоприятном развитии ситуации в считанные минуты доставит роженицу в больницу. Вы можете себе это позволить?

И последнее - медицинские, чисто профессиональные проблемы по организации родовспоможения и выхаживанию детей в развитых странах решают не министерства, а мощные медицинские ассоциации. Они ведают вопросами подготовки и обучения специалистов, решают дела о профнепригодности и нарушении врачебной морали, анализируют ситуацию и принимают конкретные меры по организации медицинской помощи. У нас в стране нет единой медицинской ассоциации, которая взяла бы на себя эти вопросы, созданы лишь некоторые отраслевые ассоциации, в том числе и врачей-гинекологов, но пока к их мнению прислушиваются мало.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно