Примерное время чтения: 6 минут
95

Сельский телеайболит

ВРАЧЕЙ в глубинке всегда не хватало, но после отмены обязательного распределения вообще настала пора заносить их в Красную книгу как изчезающий вид. Казалось бы, Архангельскую область в отличие от многих других регионов России кадровый вопрос должен волновать меньше всего: местный медуниверситет ежегодно выпускает молодых специалистов. Но даже те из них, которые поступают по целевому набору от районов, оседают в городе, устраиваются в больницы или уходят в бизнес, и заставить их вернуться в село юридически не может никто. Если в Архангельске на 10 тысяч населения приходится больше 50 врачей, то в северных районах области - Мезенском и Пинежском - только 10. По всей области вакантны 409 должностей, и 306 из них - в селах. Из 40 участковых больниц в пяти вообще нет врачей, а из 53 сельских амбулаторий 17 укомплектованы только средним медперсоналом. Мало того, во многих поселковых больницах больше половины врачей - пенсионеры.

Котлас. Врачам местной районной больницы до сих пор памятен случай трехлетней давности. 19-летняя женщина на седьмом месяце беременности летела на лечение из Нарьян-Мара в Архангельск, но из-за нелетной погоды самолет приземлился в Котласе. Женщина была больна остеомиелитом - воспалением костного мозга. Котласские врачи на рентгеновских снимках видели все пораженные инфекцией органы, но обнаружить ее источник им никак не удавалось. Болезнь прогрессировала, произошло заражение крови, ослабленное бедро переломилось... Транспортировать в Архангельск больную в таком состоянии было опасно, и местные врачи начали лечение совместно с архангельскими, общаясь с ними посредством телемедицины. Ведущие специалисты Архангельска в течение месяца собирались 25 раз и передавали свои рекомендации в Котлас. Ребенка спасти не удалось, но женщина поправилась и спустя два месяца благополучно вернулась к себе в Нарьян-Мар.

- Такой аховой ситуации с кадрами у нас еще не было, - говорит директор департамента здравоохранения областной администрации Сергей Эммануилов. - Сейчас мы частично пытаемся вернуться к прежней системе распределения. Из областного бюджета выделяются деньги - 1700 долларов в год - на обучение 63 студентов, с которыми заключается договор об обязательной отработке в селах в течение трех лет. В случае отказа они должны будут вернуть эти средства. Возможно, в какой-то мере это поможет решить кадровую проблему. Но всем понятно: пока в глубинке не будут созданы условия для работы и жизни, молодежь туда не поедет.

Лечение на расстоянии

КАК лечить людей в условиях, когда не хватает половины врачей, а у больных нет денег, чтобы доехать до областного центра (область по территории больше целой Франции, и до многих ее уголков "только вертолетом можно долететь")? Архангельские врачи нашли один из выходов - в 1996 году начали развивать в области сеть телемедицины и помогать людям на расстоянии.

Няндома. "В феврале 1998 года мы впервые столкнулись с редчайшим случаем течения вирусной инфекции у ребенка, - вспоминает работавший тогда заместителем главврача районной больницы Юрий Сумароков. - Мальчик погиб. А правильный диагноз, к сожалению, поставили только посмертно - мононуклеоз. При наличии телемедицинской связи (она появилась у нас спустя два месяца после этого случая) мы бы отправили изображения с микроскопа в Архангельск и получили рекомендации по лечению. Возможно, ребенка удалось бы спасти.

Теперь телемедицину используем очень широко, особенно удачны консультации для пациентов с кожными заболеваниями".

- С введением телемедицинской связи больше чем на 30 процентов сократилось количество вызовов санавиации в глубинку, - говорит руководитель Центра телемедицины Юнель Амерханов. - Врачи районных больниц, проконсультировавшись у высококлассных специалистов, зачастую сами справляются с лечением и лишний раз доставляют больного вертолетом в Архангельск, рискуя его жизнью. А затраты на один вылет санавиации - сегодня это 40 тысяч рублей - равны работе четырех телемедицинских установок в течение года. Что касается оборудования, то еще ни одна больница не покупала его полностью: сначала помогали норвежцы, сейчас подключились шведы. Последние приобрели для области еще мобильную студию, вмещающуюся в два чемодана, в которую также входят автономный источник энергии и ноутбук. Благодаря ей мы обследовали уже тысячу людей, живущих вдалеке даже от районных клиник.

Не будь телемедицины...

ОНЕГА. Ирина Рогачева, главврач районной больницы: "9 августа прошлого года упал со столба электрик. Сломал себе руки, ноги, ребра, получил ушиб легкого. Через четыре дня его состояние ухудшилось - началось осложнение со стороны легкого. Мы постоянно консультировались с архангельскими медиками, посылали им все данные о больном. Но сами больше не в силах были помочь, так как не имели бронхоскопа. Аппарат привезли из Архангельска, и мужчину мы выходили".

Принцип действия телемедицины достаточно прост: врачи районной больницы вводят в компьютер все необходимые данные о больном: его внешний вид, снятый на видео- или фотокамеру, результаты анализов, ЭКГ, рентгеновские снимки, цитологические материалы и др., передают их в Центр телемедицины, расположенный в областной больнице в Архангельске, и получают бесплатную консультацию у архангельской профессуры.

Северодвинск. Вадим Вахнин, врач-эндоскопист детской больницы: "В нашем городе рождается немало детей с различными пороками развития. В Северодвинске нет генетиков того уровня, какие работают в Архангельске, поэтому мы отправляем по телемедицинской связи материалы и получаем прогнозы: как будет развиваться порок или каков риск патологии при дальнейших беременностях у женщины.

Телемедицина для нас уже стала будничным методом. Чаще всего мы обращаемся к архангельским коллегам с последней надеждой, что они помогут снять приговор пациентам, поставленный нами".

Сегодня из 20 районных центров телемедицинские установки есть в тринадцати, а нынешней осенью должны появиться еще две: на Новой Земле и Соловках. Кстати, в Архангельской области одной из первых в России связь наладили не только с московскими клиниками, а и внутри региона, и ее услугами стали пользоваться сельские жители.

Нарьян-Мар. В городской больнице 45-летней женщине поставили диагноз под вопросом - "злокачественная опухоль голени". Больная должна была лететь на прием в областной онкологический диспансер, потратить на билет на самолет почти 4 тысячи рублей. В это время в городе только-только открылся центр телемедицины. Местные врачи отправили цитологический материал в Архангельск и получили оттуда ответ, что опухоль не обнаружена, поэтому тратить время и деньги женщине нет никакого смысла.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно