Примерное время чтения: 11 минут
304

Как не сгореть на работе

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, ощущение тумана в голове, замутненности сознания. Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другим бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник... Вызвав врача, вы услышите от него: "это психика", или "нервишки расшалились", или даже "симуляция!".

Вот что думает о таких приступах "серого состояния" ведущий научный сотрудник лаборатории психологической реабилитации личности ГосНИИ семьи и воспитания Наталья Георгиевна ОСУХОВА.

- СИНДРОМ эмоционального сгорания, или выгорания, - термин, который возник в психологии в последние 30 лет. Другими словами, это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы.

- Какого специалиста?

- В основном это те, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми: педагоги, психологи, менеджеры, продавцы, врачи, журналисты.

Один из первых исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу "Сгорание - плата за сочувствие". Но я, пожалуй, смещу акцент. Нельзя призывать всех "не сочувствовать". Сочувствовать нужно, можно, но только грамотно и технологично.

Вообще в жизни, общаясь с людьми, мы постоянно находимся между Я и ТЫ. Если человек совсем забывает о Я и полностью растворяется в ТЫ - сгорание неизбежно. Человек, который полностью растворяется в другом, чаще всего слабо осознает себя и свои границы.

- Границы своих возможностей?

- Нет, другие границы. Невидимые, но существующие у каждого из нас, границы "персонального пространства человека". Когда вы общаетесь на слишком близкой дистанции - и пространственной, и эмоциональной, происходит "заражение" состоянием другого человека: вы как бы втягиваетесь в него, как в воронку, где растворяетесь и теряете "чувство себя".

Другой случай диаметрально противоположен первому: человек настолько жесток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя словом "должен". К этой же категории относятся люди, которые бегут в чужие заботы от собственных, компенсируя недостаточную часть своей личной жизни. Например: у человека нет своих детей или не ладятся отношения с ними, и он, закрывая эту "брешь" в частной жизни, с головой уходит в работу. То есть "сгорание" - не от непосильной трудовой деятельности, а скорее от плохого знания самого себя, своих особенностей и от неразрешенных личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость. Общение по долгу службы не может заменить частной жизни.

Когда вы сочувствуете по обязанности и при этом не учитываете ни своих особенностей, ни особенностей другого человека, происходит сгорание. Один из моих клиентов заметил: "До наших консультаций я жил в постоянном стрессе. Приходил на работу и старался избегать контактов с людьми. Мне часто казалось, что они меня раздергивают. Думал: может, я недостаточно технологичен, что-то неправильно делаю? А причиной оказались мои отвратительные отношения с женой. Когда я понял это и расстался с нею, то ощутил потрясающую легкость: работаю в два раза больше, успеваю отдыхать, и работа мне в радость!"

Работа - это тя-же-ло!

- У русского народа сложилось много пословиц типа "от работы кони дохнут", "работа - не волк, в лес не убежит". Интересно, спасает ли такое самосохранение от выгорания?

- Я вообще не люблю слова "работа". Глубоко убеждена в том, что у каждого человека существует индивидуальный миф о себе, о других, о мире вокруг, о судьбе. Слово "работа" в мифах россиян сопряжено с ощущением тя-жести. Чего-то непосильного, совершаемого "из-под палки", безрадостного.

Я называю то, чем занимаюсь, делом, деятельностью. Я люблю это дело и чувствую себя в нем как рыба в воде - то есть естественно, в своей среде, в своей стихии. Каждый из нас пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы делать то, от чего его тошнит. Кстати, тошнота в этом случае не метафора, а реальное действие защитных механизмов психики. Вывод прост: важно найти деятельность по себе и для себя. Если тебе трудно с людьми, если тошнит от контактов с ними - значит, это не твоя деятельность. Найди другую - по себе. Поменяй тип общения "человек - человек", на тип "человек - предмет" или "человек - машина". Посмотрите, как много людей находят себя сегодня в деятельности, связанной с компьютерами! Работу стоит выбирать не по престижности, а по принципу совместимости с вами. Вот если к деятельности нет склонностей, то она безусловно станет работой, от которой, извините, дохнут не только кони!

- Что еще способствует возникновению синдрома эмоционального сгорания?

- Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих клиентах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает ее, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

От людей тошнит

- С какими конкретно явлениями?

- Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем в неумеренных количествах. Многие бизнесмены, работающие с людьми, расслабляются в казино.

- Вернемся к списку причин, плодящих армию "выгорающих".

- Следующую причину я называю не очень научно - "зверски серьезное отношение к работе".

- Повышенная ответственность?

- Не только она. Главное - убеждение в том, что "лучше меня это никто не сделает", и, соответственно, недоверие к сотрудникам и стремление во всем проконтролировать их.

Очень важно, если работаешь с людьми, доверять своим сотрудникам и распределять обязанности, перестать загружать себя той работой, которая напрямую не входит в твой функционал, и перестать бояться, что другие выполнят ее хуже.

- Означает ли такая гамма чувств - недоверие и страх, что человек в любом случае считает себя лучше других?

- Да, базовая установка такого страдальца - "я - лучше, вы - хуже". И ему приходится ежедневно доказывать свое превосходство себе и другим. Противоядие одно: "Мы - равны. Я не лучше и не хуже других. Другой тоже может сделать то, что делаю я. Надо лишь дать ему возможность и посмотреть, а где-то и подсказать, но не тянуть воз самому!"

- К тому же, наверное, человек, выполняющий еще и чужую работу, подсознательно ждет благодарности или восхищения от других?

- Это уже ближе к следующей причине - жертвенности. В нашей культуре жертвенность почти приравнена к святости. С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей!

"Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться жизни. "Жертвующий" нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал "спасибо" за сделанное. Вообще существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания: ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел, СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку), ОБИДА (о ней мы только что говорили), СТРАХ (не получится, не поймут).

Но тут есть противоядие (женщины примут его скорее): хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом: "Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!" Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - не можете быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешными.

Но существуют не только личностные моменты выгорания, есть, например, организационные: человек работает без перспективы роста, его задачи нечетко сформулированы (а ситуация неопределенности - одна из самых стрессогенных), и он страдает от этой расплывчатости.

Но человеку стоит помнить: у него есть право выбора, он выбирает - работать или уйти, заняться ли собой и соблюдать гигиену трудовой деятельности, которая поможет справиться с нагрузками и сберечь себя от выгорания. Приведу несколько советов первой помощи для руководителя предприятия, желающего заботиться об эмоциональном здоровье своих сотрудников, и для рядового специалиста, который научился уже заботиться о своем здоровье.

Советы руководителю:

Постарайтесь объяснить сотрудникам или, если говорить высоким стилем, дать им представление о миссии вашей фирмы.

Предельно четко объясните каждому его место в общей структуре и функции, права и обязанности. Это облегчит жизнь и вам, и вашим сотрудникам.

Отслеживайте сами (а если есть возможность, наймите психолога) особенности отношений между сотрудниками вашей фирмы и старайтесь создавать благоприятный психологический климат в команде.

Человек не может жить без будущего. Поэтому обговорите с сотрудниками перспективы их роста в вашей фирме.

Вырабатывайте традиции во всем: стиле одежды, еженедельном "разборе полетов", совместном отдыхе.

Не забывайте о системе поощрений (но не наказаний!).

Научитесь отказывать людям и не испытывать при этом раздражения и вины.

Советы рядовому специалисту:

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Подбирайте дело по себе: своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы и испытать радость от хорошо сделанной работы.

Перестаньте жить за других, их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время на себя. Вы имеете полное право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется срочно кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно, а может, он справится сам, и что случится, если вы этого не сделаете?

Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно