СЕРГЕЕВ Евгений Иванович, 1928 года рождения, кандидат физико-математических наук, доцент, автор 70 научных работ, 12 изобретений. В молодости переболел энцефалитом, который перешел в хроническую форму. Обреченный медициной на пожизненные страдания, самостоятельно разработал систему упражнений и упорным трудом вернул себе работоспособность.
Я не могу пожаловаться на невнимательность врачей, отсутствие необходимых лекарств или явные ошибки в лечении. Было все: и внимание, и желание помочь, и необходимые лекарства. Однако когда мне предложили оформлять инвалидность, я понял, что больше для меня медицина сделать ничего не сможет.
Сейчас мне 74 года, я абсолютно здоров, но подчас горько видеть, как люди повторяют мои ошибки, как молодежь своими необдуманными действиями губит свое здоровье и при этом пытается доказывать, что поступает правильно. Может быть, мой опыт поможет кому-нибудь, отведет от кого-то беду. Искренне на это надеюсь.
Из университета я вышел инвалидом
Моя жизнь во всех отношениях была "правильной". Я родился в обычной крестьянской семье, и от рождения мне досталось завидное физическое здоровье. Учеба давалась легко, я был одним из лучших учеников школы. Бег, плавание и лыжи были естественным состоянием жизни.
Мировоззрение складывалось в борьбе усилий семьи привить веру в Бога и атеистического воспитания школы и окружающей действительности. Жизнь Иисуса Христа я знал во всех подробностях с дошкольных времен, но воспринимал ее как легенду. Про себя я наивно полагал, что Бога на самом деле нет и впереди светлая эпоха атеизма. Мне казалось, что это случится тотчас, как уйдут из жизни люди старшего поколения. Позже я неоднократно переживал разочарование, наблюдая, как из жизни уходят один за другим люди старшего поколения, но когорта верующих не уменьшается, в нее вливаются новые и новые люди, пришедшие к вере каждый своим путем.
Перед окончанием школы меня стали интересовать вопросы сущности человека и смысла человеческой жизни. Ответы на них я надеялся получить в вузе.
С первых месяцев учебы в университете текущая жизнь заставила позабыть об этих мечтаниях. Все внимание было сосредоточено на сдаче лабораторных работ, зачетов, экзаменов и т. д. О смысле и сущности человеческой жизни я вспомнил вновь, когда прошел все круги лечения.
Умение мыслить, способность прочитать и изучить любую книгу - все это университет мне дал, но я вышел из него инвалидом. Потребовалось более 40 лет упорной работы над собой, чтобы вновь обрести здоровье.
Хождение по врачам
Разобраться в характере заболевания подчас очень сложно. Существующая сейчас специализация врачей исторически сложилась очень давно и, как правило, оправдывает себя. Однако при сложных заболеваниях, подобных хроническому энцефалиту, это обстоятельство не способствует успеху лечения. Болеет весь организм. Мучают бессонница и головные боли. Текут слезы, двоится в глазах, шум и свист в ушах, ларингит, гранулярный ларингит, фарингит, воспаление десен и зубные камни, атрофия слизистой оболочки. Через слизистую оболочку, как мелкий белый песок, просачивается костная ткань, боли в животе, печени, изжога и т. д. К какому врачу обращаться? Невропатолог выписывает микстуру Павлова, окулист - глазные капли, отоларинголог - капли для носа. Терапевт - опять же капли, но уже от колита. В итоге в меня вогнали космическое количество пенициллина, уротропина, экстракта алоэ под кожу, биохиноль - внутримышечно и т. д.
Система йогов
В 1958 году мне в руки попала книга йога Рамачараки "Наука о дыхании". Эту книгу также прочитали все мои сослуживцы, но у большинства реакция была однозначно отрицательной. Каждый понял, что оздоровление - это путь длительного и настойчивого труда. Кто думает о том, что этот труд окупится сторицей в будущем, пока молод и здоров? Я же ухватился за систему йогов, как утопающий за соломинку.
О том, что правильное дыхание играет важную роль в деятельности человека, я знал с детства. Знал, как правильно дышать во время бега, лыжных гонок, зачем нужно задерживать дыхание при поднятии тяжестей, как дышать при косьбе и колке дров и т. д. Но возможности с помощью дыхания лечить болезни и управлять работой внутренних органов были для меня откровением.
Ритмическое дыхание
Обучение этому способу дыхания сводится к отслеживанию пульса при вдохе и выдохе с задержкой дыхания между вдохом и выдохом. Рекомендуется продолжительность вдоха доводить до шести ударов пульса, после вдоха - задержка дыхания на три удара пульса, затем выдох на шесть ударов пульса с последующей задержкой дыхания на выдохе также на три удара пульса.
Описанный цикл повторяется многократно в течение всего упражнения. В период обучения рекомендуется биение пульса контролировать по руке общепринятым способом. Цель обучения - выработать в себе способность контролировать биение пульса, не прикасаясь к руке. Йоги рекомендуют при каждом ударе пульса мысленно произносить слово "ом". Они считают это слово священным и утверждают, что оно усиливает эффект ритмического дыхания.
Ментальные образы
Я пришел к пониманию сущности этого понятия в итоге многолетней практики занятий психическими и духовными упражнениями, путем проб и ошибок. Вначале в состоянии ритмического дыхания я сосредотачивал внимание на больном органе и представлял, что в нем находится источник света, который при каждом ударе пульса вспыхивает и гаснет в период паузы. Через некоторое время в органе тоже начинал биться пульс. Я сосредотачивал внимание на нем и мысленно усиливал удары, как будто раскачивал качели. Возникал усиленный приток крови к органу. Кровь как бы промывала орган. Через некоторое время биения начинают ослабевать, что является естественным сигналом к прекращению упражнения. Практикуя этот прием, я обратил внимание, что боли проходили, когда при ритмическом дыхании я воображал, что держу печень в руках и полощу ее, как белье в воде, чистой и прозрачной. Мозг рисовал картину, как из кишечника вымывается грязь и уносится течением.
При болях в ногах хорошо помогало представление, что ходишь по мелководью реки и ощущаешь, как вода омывает ноги, как они очищаются и светлеют.
На десны и слизистую оболочку рта воздействовал, стараясь представить, как с поднесенной к щеке руки в десны стекает чистый поток воды, постепенно промывающий и осветляющий их. При всех упражнениях в больных местах возникало биение пульса, я старался его "гонять" до тех пор, пока не наступало облегчение.
Возможно, с позиций более высоких уровней познания йоги этот прием не является оптимальным. Может быть, кому-то это покажется примитивным, но для моего изболевшегося организма он был единственным, который давал ощутимые результаты.
Возрождение организма
Так называется одно из упражнений йогов, описанное в "Хатха-йога" Рамачараки. Сущность упражнения сводится к мысленному отслеживанию волевых усилий, возникающих в мышцах тела при ходьбе, физических упражнениях или при любой другой физической работе.
Понятие волевых усилий в мышцах, может быть, не совсем точно передает суть взаимодействия мышц и центральной нервной системы, так как мы считаем, что волевые усилия возникают в центральной нервной системе, а в мышцах ощущается отклик на волевые усилия. Но, во-первых, я пользуюсь терминологией Рамачараки. Во-вторых, сокращения мышц оказывают воздействие на рецепторы, которые в них расположены, и тем самым вызывают отклик в центральной нервной системе. Таким образом, налицо круговорот нервных сигналов от центральной нервной системы к мышцам и обратно.
Цель упражнения - научиться чувствовать этот круговорот. Эти ощущения в некотором смысле подобны ощущениям голода или жажды. Они отражаются в сознании в виде неких абстрактных картин, т. е. являются ментальными образами. Упражнение помогает выработать способность видеть и представлять ментальные образы, совершенствует нервную систему, укрепляет связь и взаимное влияние центральной и вегетативной нервных систем.
Главное психическое упражнение йогов
Девизом к этому упражнению йоги считают фразу "Блажен йог, дышащий через кости". Йоги считают, что, выполняя это упражнение, человек насыщает свой организм жизненной силой, называющейся праной и являющейся, по их мнению, основой жизни, которая особенно важна для функционирования нервной системы.
Каждый человек легко может представить себе, как поток воздуха проходит через носоглотку и по бронхам устремляется в легкие, а при выдохе - в обратном направлении. Однако воображение также может нарисовать картину, что при вдохе воздух проходит, как бы фильтруясь, через определенные части тела, через ступни ног, голень, бедро и т. д. Ритмическое дыхание с подобными ментальными образами и называется дыханием через кости.
Ощущение души
Это упражнение выводит человека на совершенно иной уровень знания природы и сущности человека. Необходимо лечь, расслабиться, дышать ритмически и воображать, как в тебя втекает мудрость Вселенной. В то же время необходимо представить себя, свое тело, наполненным любовью ко всему окружающему миру, ощущать, как эта любовь исходит и втекает в окружающих, творит там благость.
По собственному опыту могу сказать: если хочешь выздороветь - вообразишь все, что хочешь, лишь бы помогло. Я повторял это упражнение снова и снова на протяжении нескольких лет. И понял, что существуют процессы, которые в обычном состоянии заторможены и не позволяют человеку нормально развиваться. Может быть, это те процессы, которые заставляют ребенка в порыве любви крепко прижиматься к матери или обнимать близких друзей после долгой разлуки. Может быть, это нечто подобное объятиям влюбленных. Скорее всего, и то и другое. Освоив это упражнение, я почувствовал, что в состоянии моего организма наступил коренной перелом.
Медитация
В ученом мире отношение к этому термину неоднозначное. Существуют философские школы и направления, в которых во главу угла ставится трансцендентальная медитация. В переводе на русский язык это означает "размышления о запредельном". Через это запредельное надеются поправить собственное здоровье, улучшить состояние семьи и нации в целом. Но мой опыт свидетельствует о том, что быстрых скачкообразных изменений, особенно в пожилом возрасте, ждать не приходится, это иллюзия. Любые упражнения - это прежде всего труд, это тренировка. Только труд и правильное мышление позволяют достичь желаемого результата. Есть люди, склонные видеть в понятии медитации нечто мистическое, идущее не от Бога, а потому готовые предать анафеме и этот термин, и людей, которые его употребляют. Порой мне кажется, что лучше исключить это слово из употребления. Но сделать это, наверное, невозможно, так как оно получило слишком широкое распространение. Поэтому следует понять, что ничего мистического в этом слове нет. Это просто размышление на определенную тему.
Куда ведет познание
Я неодинок в своих страданиях. Мне известны многочисленные случаи, когда из вуза выходили тяжелобольные люди. Конечно, учение - это очень тяжелый труд. Но не это главное. Главное в том, что люди разные. В их генной структуре развития заложены различные программы. Насилие над человеком совершается, когда вузовская программа не совпадает с программой генной.
В медицине принято считать, что для обеспечения работоспособности в течение дня необходимо принять с пищей от 2000 до 4000 килокалорий энергии. Как распределяется эта энергия? 10% от всей потребляемой за день энергии уходит на физический труд. Остальная же энергия расходуется на обеспечение психической и умственной деятельности.
Так называемый здоровый образ жизни и поддержание здоровья с помощью физкультуры опираются на 10% энергии. А 90% остаются вне поля зрения. Вот почему мы говорим о резервных возможностях психики. Психические и духовные упражнения йогов опираются на эти невостребованные 90%.
Евангельский свет
На протяжении жизни мне приходилось общаться с верующими много и часто. Встречались такие, кто пронес свою веру с детства до конца дней своих. Встречались и такие, которые в юности были ярыми материалистами, а к старости под влиянием разных причин пришли к вере в Бога.
Я называю себя не верующим, а убежденным сторонником религии. Я уже говорил, что в молодости был атеистом. Но во мне жила потребность знания. Я понял объективную реальность и логическую необходимость существования Бога. Произошло это естественным путем. Убедившись, что те примитивные образы, которые я применял в начале своего пути, сравнительно малоэффективны, чтобы как-то внедриться в больную голову и научиться влиять на процессы, в ней происходящие, я предположил, что необходимые образы должны лежать в области представлений о психической и ментальной деятельности.
Мои школьные и университетские познания в этом отношении были примитивны и помощи оказать не могли. У меня хватило ума по крайней мере это понять. Я решил использовать альтернативные представления. Решил понять, как это делают верующие. В моем распоряжении оказались напечатанные на церковно-славянском языке Евангелие и Часослов. Часослов - это описание церковной службы и молитв. С этого началось изучение мною церковной литературы. Моей целью было понять, вернее, ощутить на уровне образов тот отклик, который возникает в воображении при чтении. Я надеялся использовать эти образы как предмет медитации при упражнениях с ритмическим дыханием. Наиболее яркие образы я многократно повторял.
Я полагаю, многие, изучавшие Евангелие, обратили внимание, как сложно подчас воспроизвести в памяти точное содержание того или иного раздела. Можно понять, можно пересказать своими словами сущность раздела, но выучить и точно воспроизвести прочитанное очень сложно и утомительно. Очевидно, многие также обратили внимание на то, что при чтении, при попытке воспроизвести в памяти прочитанное всегда возникает ощущение белого и яркого света. За этим светом зрительная память с трудом различает образ страницы и текста. Я считаю, что этот свет и есть образ прочитанного, ментальный образ.
Представление этого образа при ритмическом дыхании в высшей степени развивает и расширяет сознание, восстанавливает нормальное функционирование нервной системы, снимает искажения сознания, вызванные ограниченностью материалистического мировоззрения. Эти представления расширяют понимание сущности ментальных образов, высоко поднимают человека над нулевой плоскостью духовного развития. Я многократно повторял это упражнение, поскольку оно на практике соединяет человеческое сознание с Божественным.
Пределы духовного развития
В литературе описано много воистину чудесных явлений, к овладению которыми стремятся йоги. Среди них и хождение по воде, которое Иисус Христос демонстрировал своим ученикам, и левитация, или летание по воздуху, что демонстрирует Дэвид Копперфилд, прохождение через плотные препятствия и многое другое. Механизмы этих чудес сводятся к единению сознания с Божественным сознанием и Божественной волей. Подчеркивается, что Высшая воля человека, соединенная с Божественной волей, становится Божественной волей. Это означает, что человек, научившийся соединять свою волю с Божественной волей, приобретает определенную власть, подобно власти малого дитя над своей матерью.
Все чудеса с точки зрения обыкновенного человека творит Божественная воля. Однако это возможно только тогда, когда человек реально во всей глубине на уровне ментальных образов представляет, как говорят, матрицу превращений. При этом его понимание не должно противоречить законам физического мира. Человек, стремящийся получить, вернее, достичь подобного совершенства, должен быть хорошо образован в техническом и физическом планах. Хорошо представлять сущность физических и химических процессов, протекающих при подобных превращениях. Только тогда станут понятными описанные в Евангелии события, когда Иисус Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами несколько тысяч человек. Воля Бога сотворила эти хлеба и рыбы по имеющемуся образцу и по воле Иисуса Христа, олицетворяющей Волю Бога.
Перспективы достичь подобного совершенства заманчивы, но трудно надеяться, что идея подобного совершенства захватит большинство современных людей, если для этого потребуется отказаться от незначительной доли комфорта и сытости современной жизни. Другое направление совершенствования личности йоги видят в приобретении способности подавлять в себе собственные мысли и отдавать себя во всех отношениях в распоряжение Бога, позволяя ему творить с собой все, что он захочет в любой ситуации. Человек, обладающий подобными свойствами, приобретает необыкновенную интуицию, способность не теряться при любых ситуациях.
Для человека, достигшего в своем духовном росте подобных высот, понятия болезни не существует. Все болезни отскакивают от него, как капля воды от раскаленного утюга.
Другое дело, когда, пренебрегая всеми правилами развития своей духовной сущности, человек довел свой организм до крайней степени истощения. Восстановить здоровье в таких условиях практически невозможно, если не разобраться в причинах заболевания. Предположим, нашелся целитель, который подобно Иисусу Христу полностью восстановил здоровье безнадежного больного. Как будут развиваться события дальше? Если человек не осознает, в чем он был неправ, в чем заблуждался, будет и дальше считать свое заболевание случайностью, через некоторое время все вернется на круги своя - он снова заболеет.
Своими усилиями в ментальной области человек в значительной степени может помочь медикаментозному лечению. В системе йогов существует специальное упражнение под названием "самолечение". Это комплексы различных физических упражнений, подобранные для лечения тех или иных болезней.
В моем случае наиболее эффективными всегда оказывались упражнения на базе ритмического дыхания и ментальных образов. Методика самолечения описана следующим образом. Дыхание ритмическое. Одновременно необходимо четко представить себе на ментальном уровне состояние своего здоровья в то время, когда организм был здоров. Необходимо вспомнить свои ощущения во всех частях тела, воспроизводить их в памяти поочередно и вместе. Сосредоточить внимание на органе, который беспокоит больше всего. Воспроизвести свои ощущения, которые были до заболевания. Если при этом в больном органе возникнет биение пульса, перевести внимание на это биение, стараясь мысленно ощущения здоровья перевести из памяти непосредственно в орган, закрепить этот перенос в солнечном сплетении. Наиболее точной аналогией этому действию может быть деятельность артиста, перевоплощающегося на время спектакля в персонаж, которого он играет. То есть самолечение сводится к перевоплощению больного человека в здорового на ментальном уровне. Таким же образом можно избавиться от вредных привычек: курения, алкоголя и т. д.
Напрашивается аналогия. Когда реставратор восстанавливает ценное архитектурное сооружение или произведение искусства, главная цель состоит в сохранении идей, которые были заложены при его создании. С этой целью реставратор стремится максимально использовать сохранившиеся элементы, а испортившиеся заменить предельно точными копиями. Эта аналогия довольно точно показывает, как мы пытаемся вернуться назад к исходному состоянию. Это одна из сторон человеческого бытия. В ней есть элемент объективного содержания, но не главный, тем более не абсолютный.
Бог всемогущ
Представьте себе, вы посадили рассаду в горшочек и накрыли стеклянным колпаком. Сначала все идет хорошо, растение развивается. Но потом становится тесно корням, колпак не позволяет расти ввысь. Требуется пересадить растение. Для человека ментальные, духовные представления - это колпак. По мере роста организма колпак должен расширяться. Сознания должно расширяться.
Материалистическое мировоззрение - это очень низкий колпак, под которым стебли гнутся и искажаются, искажается само представление о жизни. Человек должен сам раздвигать свой колпак, избегая всяческих предвзятых теорий или выхватывания отрывков теорий и их абсолютизации. Преодоление той или иной болезни зависит от самого человека: насколько широко раздвинет он свой колпак, какие духовные условия он создаст для развития своего организма. С Богом все возможно. Вирус СПИДа - это тоже Божественное изобретение. Бог знает, как от него избавиться. При достаточной воле и труде, при достаточной устремленности можно сделать так, чтобы Божественная Воля поработала в этом направлении. Неизлечимых болезней нет. Есть неизлечимые люди. Это девиз йогов.
Для йога нет неизлечимых болезней
Прежде всего необходимо определить, что же считать неизлечимой болезнью. В истории человечества и медицины известны многочисленные случаи, когда люди десятилетиями страдали, достойно перенося свои страдания, а потом вдруг, как по мановению волшебной палочки, получали исцеление. Описание подобных примеров можно найти, например, в Библии. Обратимся к главе "Иов". Страдания этого человека были определены Богом, решившим подвергнуть его испытаниям. Убедившись в его стойкости, Бог снял с него эту печать, и человек исцелился. Иисус Христос не только исцелял людей, среди которых были тяжело больные, не имевшие реальных шансов вылечиться, но и поднимал умерших. Для Бога неизлечимых болезней нет. Иисус Христос - Бог-сын, Бог в образе человека. Это воплощение Божественной души в человеке. Высшая воля этого человека тождественна с волей Бога. Ему не нужно соединять свою волю с Божественной, они тождественны, и все ему подвластно.
Для йога высшим идеалом совершенства является способность, приобретенная в итоге упорной тренировки, соединять свою высшую волю с Божественной волей. В этом случае высшая воля человека приобретает способность, свойства Божественной Воли. Такой человек может творить чудеса, исцелять людей и даже поднимать мертвых. В истории человечества описано много личностей, обладавших такими исключительными свойствами. В России подобной славой пользовались Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Йоги разработали конкретные методики, следуя которым человек может пойти по пути совершенства и достичь результатов в меру своего труда и способностей. Именно от способностей зависит коэффициент полезного действия прилагаемых усилий. Я оцениваю свои способности объективно и считаю их весьма посредственными. Но я проявил завидную настойчивость и достиг по крайней мере понимания сущности.
Если сравнивать эту деятельность по аналогии со спортивными соревнованиями по бегу на длинные дистанции, то можно отметить следующее: каждый будет двигаться вперед и в правильном направлении, но скорость движения будет разная. Однако это не главное. Принципиально то, что все движутся в нужном направлении. Это направление духовного совершенства. На этом пути человек максимально защищен от всех болезней, он развит физически и нравственно, испытывает истинные удовольствия от жизни. Для поддержания жизненного тонуса ему не нужны ни наркотики, ни алкоголь, ни курение. Человек не просто воздерживается от них, они перестают быть условиями его существования.
На нулевом уровне духовного состояния сознание человека поглощено вещизмом. Как животное, он не видит грани между добром и злом. Наслаждение видит в ощущении превосходства над другими людьми хотя бы в одном из показателей: богатство, количество выпитого вина, побед над женщинами (мужчинами) и так далее. Ищет удовольствие в сексе, вине, наркотиках...
Духовная незащищенность приводит к быстрому изнашиванию организма и заболеваниям. Человек уповает на медицину, заграничные лекарства, предпочитает лечиться у знаменитостей и т. д. В этом опять-таки видит подтверждение своей исключительности по отношению к другим людям. Можно ли такого человека вылечить? Ответ отрицательный. Мой опыт общения с медициной - наглядное тому подтверждение. Среди медиков всех уровней, с которыми меня сводила судьба, даже не было термина "вылечить". Каждому, кто к ним обращался, они отвечали "подлечим". Вылечить таких клиентов принципиально нельзя. Для них практически все болезни неизлечимы, даже элементарная простуда. Истинное же излечение возможно, только если идти по пути духовного роста и совершенствования.
С позиций унитарной философии изложенные выводы можно сформулировать следующим образом.
Абсолютно неизлечимая болезнь осуществляется через бесконечную совокупность болезней, каждая из которых излечима.
Любую болезнь можно считать неизлечимой, даже банальный насморк, в том смысле, что нельзя развитие организма вернуть назад к исходному состоянию. После каждого выздоровления организм отличается от того, каким он был до болезни.
Полное выздоровление надо понимать как обновление организма, как приобретение новых положительных качеств, которыми организм не обладал ранее.
Болезни - в наших руках
Помнится, в разговоре с одним знакомым, который жаловался на плохое самочувствие, я рассказал о своих злоключениях молодости, надолго задержавших мою научную карьеру, и о пути, пройденном мною в целях выздоровления. Собеседник отреагировал в высшей степени оригинально. Он сказал, что мне крупно повезло в жизни в том смысле, что я заболел так рано. По его мнению, у меня оказалась возможность найти пути и средства для восстановления своего здоровья. Повезло в том, что хватило ума и силы, чтобы пройти этот путь. Я обиделся, но промолчал. Не высказал своей обиды, но про себя подумал: "Тебе бы такое везение..." Со временем обида прошла, а позже я даже стал благодарен ему за то, что он в какой-то степени способствовал моему духовному росту.
Нервная система обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям - это известно. Она обязана в изменяющихся внешних условиях находить черты стабильные, постоянные, вечные. Она ведет, обязана вести духовное развитие человека к вечному, к единению сознания человека с космическим и Божественным сознанием.
Адаптация сводится к минимизации сигнала ошибки. Какие элементы человеческой психики и сознания могут быть аналогами сигнала ошибки? В физическом плане это болезнь, в духовном плане это ложь и обман. Как нельзя жить долго в болезни, так нельзя жить долго во лжи и обмане. Рано или поздно болезнь необходимо лечить, а с дороги лжи, обмана и заблуждений необходимо возвращаться на путь истины и правды.
Между болезнью, ложью и обманом принципиальной разницы нет. С этим тезисом я ознакомился сравнительно давно, но долго не мог понять его истинную сущность. Медитация на эту тему и ритмическое дыхание оказали чрезвычайно благотворное влияние на мой организм. Осознание того, что живешь во лжи и обмане, всегда мучительно. Это страдания. Однако болезни, ложь и обман являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни.
Наша действительность изобилует примерами, иллюстрирующими эту истину. Жаль только, что люди не делают из них правильных выводов. Между тем это прекрасно понимали древние египтяне. Недаром, расписывая храмы, они изображали человека, бредущим по пустыне, в руке которого посох, а в другой фонарь. Путь по пустыне символизирует путь познания, путь к истине. На этом пути человек опирается на уже добытые знания, которые символизирует посох. Капюшон подчеркивает односторонность этих знаний, узкую специализацию, зашоренность. Фонарь символизирует сознание, ограниченность его возможностей, так как он освещает путь только под ногами. Весь дальнейший путь человека - во тьме. Там его ожидают трудности, страдания, болезни, ложь и обман. Но через знания он приобретает силу и смелость, преодолевает трудности, выходит на понимание сущности вечного и бесконечного.
В университете я приобрел способности независимого логического мышления, знание методологии наук, но начальный импульс, направление моих ближайших научных поисков оказались перпендикулярными к линии духовного совершенства. К тому же эта линия оказалась полностью во тьме. Только через преодоление болезни, через самостоятельный поиск путей выхода из положения, в котором я оказался, я нащупал путь духовного роста и совершенствования, который дает силу и уверенность в жизни даже в преклонном возрасте. Все в наших руках, было бы желание.
Исцеление через познание
Подводя итоги своей исповеди о преодолении неизлечимой, по мнению врачей, болезни - хронического энцефалита с кортиковисцеральным синдромом, хочу сказать еще вот о чем. Еще Екклесиаст в Библии отмечал, что все, что существует в мире в настоящее время, было когда-то реализовано в других мирах в другое время. Все, о чем я поделился с читателями, было высказано и опубликовано многочисленными авторами в различные исторические эпохи. Мне лишь посчастливилось найти, нащупать и осмыслить единую нить, объединяющую все точки зрения, и понять их единую сущность. Понимание этого значительно облегчает достижение физического и духовного совершенства. Встав на этот путь, человек получает знания, позволяющие уйти от болезней, дающие мудрость и магическую силу. Все люди болеют по-своему, у них отличные от других болезни. Точно так же индивидуальны пути духовного роста и избавления от болезней. Я прошел свой путь поисков и ндежды. Не всегда следовал в точности рекомендациям классиков системы йогов, но всегда стремился не отходить от сущности этого учения. Всегда старался найти такие ментальные образы, которые были бы наиболее эффективными для данного момента и текущего состояния организма.
Главное - не останавливаться. Человек, остановившийся в своем духовном развитии, подобен камню на плоской наклонной крыше, когда сила трения уравновешивает силу скатывания. Практически любой толчок приведет к тому, что камень покатится вниз. Человек обязан прилагать усилия, чтобы двигаться вверх. Надо читать, изучать и пробовать. Все зависит от вашей активности и настойчивости. Бойтесь показухи. Нужны не разговоры, а знание, умение и дело. "Прежде всего ищите царствия Божия и Его правды, и все вам дастся". В этом гарантия успеха каждого начинания.
Все дыхательные упражнения йогов делятся на три категории: физические, психические и духовные.
Физические упражнения связывают процесс дыхания с механическими движениями туловища, конечностей и головы относительно друг друга, а также с напряжениями мускулатуры в различных частях тела. При этом сознательное влияние на нервную систему связано только с волевыми усилиями сознания на создание мускульных напряжений и управлением процессом дыхания. В системе йогов колоссальное количество таких упражнений. Каждый сам для себя должен выбрать из них те упражнения, которые для него будут наиболее эффективными.
Я опробовал многие упражнения из хатха-йоги и "Науки о дыхании", и их благотворное влияние не замедлило сказаться: окрепло горло, прошел насморк, улучшилось общее физическое состояние и т. д. Это прибавило уверенности, я с большим энтузиазмом взялся за изучение психических и духовных упражнений.