Когда программа "Геном человека" гремела по всему миру, ученые обещали: как только прочитаем генетический код по-настоящему, узнаем, как записана информация на ДНК, - сможем лечить людей от рака, СПИДа, чего угодно. Понадобилось десять лет и десятки миллиардов долларов. Все прочитали, разгадали... А все ли? Трансгенная инженерия, клонирование появились. Рак, СПИД, диабет остались. К разгадке секретов природы мы приблизились ненамного. Волновая генетика - попытка выйти из тупика, найти способы лечения тяжелых заболеваний с совершенно других позиций.
Мы встретились с одним из создателей нового направления в биологии, доктором биологических наук, академиком Российской академии медико-технических наук Петром ГАРЯЕВЫМ.
Как "разговаривают" клетки
МЫ ВСЕ состоим из сотен миллиардов клеток. Такой огромной армией кто-то должен руководить, иначе все рассыплется. Генеральный штаб находится в клеточном ядре. А заправляют всем ДНК, или хромосомы (та же ДНК, только усложненная, покрытая белками структура). На них записана информация, как построить организм, как он будет существовать. Чтобы направить клетку на истинный путь, хромосомы прокручивают для нее "видеофильм", не сразу, а маленькими кусочками (в оплодотворенной яйцеклетке вы не увидите сразу взрослого человека). Природа придумала хитрый механизм, как "обучать" клетки таким способом. Наши хромосомы излучают лазерный свет. Освещая себя собственным светом, они создают пространственные картинки - голограммы. Чтобы было понятнее, приведем пример с технической голограммой. Пластинку, на которой закодирован объект, допустим, стол, освещают. Получается объемное изображение, причем, как ни заглядывай со всех сторон, - полная иллюзия того, что стол можно схватить руками. И построить по этому плану. Точно так же хромосомы светом рисуют план построения клетки, организма в целом, его жизни и старения. Остается только заполнить световой каркас веществом.
То, что хромосомы строят трехмерные световые образы, подтверждает явление фантома. Если от листочка березы отрезать маленькую часть и поместить в высоковольтное, высокочастотное поле (кирлиановская установка), возникнет искрящееся изображение целого листа, т. е. нарисуется и та часть, которой нет. Таким свойством обладают и голограммы. Их можно разрезать на мелкие кусочки, и каждый из них хранит целостный образ, записанный на целой голограмме. Только чем меньше кусочек, тем более тусклой будет картинка.
Каждая живая клеточка не только "видит" образы, она еще и "читает" саму себя, свою собственную программу, как библиотеку. Такое как бы зрительное восприятие осуществляется генетическим аппаратом клетки, то есть хромосомами. Причем каждая клетка или ткань, или орган "смотрит" свой фильм и "читает" свою книжку, обучающую их, как расти и развиваться. Идея о том, что ДНК - это текст, "написанный" на разных языках (в реальном, не метафорическом, смысле), нам пока не известных, находит все большее подтверждение. А текст в свою очередь образует рисунок, или голограмму. Но мало знать только свою программу, нужно учитывать, что там, у "соседа". Если клетка будет жить сама по себе, то ее развитие не пойдет дальше уровня одиночных бактерий. Когда же сотни миллиардов клеток объединяются в большое государство-организм, им надо "переговариваться" между собой, "видеть друг друга, согласовывать действия". Иначе государства не будет. Это, конечно, упрощенная аналогия, но она реальна. Соседствующие клетки как бы разговаривают. Условно так: "Ты в порядке?" - "Я в порядке. А ты в кого хочешь превратиться?" - "Я вот эту программу прочитала, хочу превратиться в печеночную клетку, имей в виду. А ты читай другую часть, чтобы превратиться в костную, согласна?" - "О,К, договорились". "Разговор" (обмен информацией) ведется с помощью светового сигнала (фотонов), радиоволн и звуков.
Это не просто красивая теория. Если ухватиться за эту ниточку, понять, как клетки обмениваются информацией на световом, звуковом и радиоволновом языке, можно управлять организмом. Достаточно дать клеткам нужную команду - и человек не будет болеть, вылечится от рака, СПИДа, даже сможет омолодиться.
Лечение без лекарств
ИТАК, пробуем использовать теорию, чтобы научиться лечить человека, к примеру, от сахарного диабета. Правда, лечить будем сначала не людей, а крыс. По-хорошему, конечно, начать лучше с бактерий, перейти на растения, а уж потом - на животных. Но иногда обстоятельства (например, нехватка денег у спонсоров или условия договора) вынуждают перескочить первые две стадии и экспериментировать сразу на животных. Почему выбрали сахарный диабет? Во-первых, болеют и умирают от него миллионы людей. Во-вторых, его легко смоделировать у лабораторных животных. Есть специальный яд алоксан. Впрыснули - поджелудочную железу убили. Инсулина, который расщепляет сахар и поставляет в клетки энергию, нет. Сахар накапливается в крови. Развивается жуткий диабет. Крысы начинают быстро погибать. Чтобы их спасти, нужно передать клеткам некую здоровую программу, так, как делают это хромосомы. Это реально. Создали что-то вроде маленького биокомпьютера. Как работает обычный компьютер? Дискету вставили, она читается, по соответствующей программе возникают текст, образы и все прочее. Так же и живые клетки "читают" программу, заданную хромосомами. Этот процесс смоделировали. Взяли "дискету" в виде живой ткани здоровой поджелудочной железы. Подставили под луч лазера, который "считал" с нее информацию. Получились фотоны "умные", информированные. При этом они ухитрились, имитируя живые клетки, превратиться в радиоволны и переписать на них информацию, которую фотоны не могут передать. Дело в том, что фотоны, которые излучают хромосомы, пролетают только небольшое расстояние и поглощаются клетками. Мы не прозрачны для света. Радиоволны могут "гулять" по всему организму и уходить и за его пределы. Они достигают бедных крыс и предлагают им здоровую программу. "Хотите восстановить у себя поджелудочную железу, как хвост у ящерицы?" - "Хотим", - говорят они, подыхая. Клетки слушают "радиопередачу" и восстанавливаются - их перепрограммировали. После минутного сеанса введения информации десятки больных диабетом крыс выздоровели в течение недели. Произошло клонирование поджелудочной железы внутри организма.
Выходит, можно обойтись без инсулина при лечении сахарного диабета? Ученые не спешат с выводами. Эксперименты нужно продолжать, точно рассчитать условия, исключить элемент случайности, везения. Наконец, вылечили крыс, а не людей. Такой волновой программы для человека будет недостаточно. Потребуется двойная терапия - введение инсулина и волновых команд.
Двусмысленный вирус
НЕ МЕНЕЕ сложная задача - подобрать ключик к ВИЧ-инфекции. Волновая генетика трактует вирус иммунодефицита человека не так, как официальная медицина. Генетический аппарат ВИЧ умен и хитер. Он захватывает сразу генеральный штаб - встраивается в человеческую хромосому и заставляет зараженную клетку работать на него и против человека (синтезировать белки и РНК ВИЧ). Так вирус быстро размножается и приводит организм к гибели. Часто инфицированные ВИЧ люди годами живут нормально, считая себя вполне здоровыми. Почему? Генетический текст вируса занимает такое место в генетическом тексте человека, что потенциально больная клетка, читая свою ДНК вместе с вирусной, не понимает (или понимает неправильно) текст вируса. ВИЧ использует прием "лингвистической мимикрии", как, например, слово "коса" может пониматься по-разному в зависимости от смысла целого текста (контекста). ВИЧ "затаился". Но вот какие-то условия в организме поменялись. Человек, скажем, начал колоться наркотиками. Это вирусу "нравится", он "решает" проявить себя в истинном свете. Для этого он, точнее его генетическая программа, то есть ДНК, "перепрыгивает" в другое место в тексте хромосом человека. И как следствие - "коса девичья" в другом контексте человеческой ДНК превращается в "косу смерти". Иными словами, клетка человека внезапно "понимает" истинный смысл генетического текста ВИЧ, и этот текст начинает работать как новая программа клетки, предназначенная для производства сотен новых вирусов. Такой двусмысленностью генетические тексты сильно напоминают человеческие. Например, слово "лук" - омоним. Читая одно предложение, мы понимаем, что речь идет об овоще, а в другом контексте это уже лук со стрелами. Так же и генетический белковый код насквозь омонимичен. Вот почему хромосомы малы, а информация в них огромна, она многосмысловая. И вирусы ловко используют эту особенность для обмана наших клеток.
Текстовые хромосомные двусмысленности используют и онкогены. Ведь они есть у каждого человека. Но до поры до времени онкогены в одном контексте имеют положительный смысл и выполняют для нас те или иные полезные функции. Перескакивая по генетическому тексту и мутируя, они меняют свои смыслы и становятся факторами ракового перерождения клеток. Постепенно раковые клетки вытесняют здоровые. Развивается опухоль. Если мы найдем причину таких перемещений по генетическому тексту и научимся управлять "прыжками" генов, мы сможем лечить людей от рака, СПИДа, других неизлечимых сегодня заболеваний. Нужно только заставить клетки "не понимать" ДНК вируса, то есть держать его в безопасном контексте. То же относится и к онкогенам.
Зачем нам "мусорная" ДНК
ОФИЦИАЛЬНАЯ медицина и генетика шарахаются от теории волновых генов, как черт от ладана, называя ее лженаукой. Но давайте обратимся просто к здравому смыслу. Хорошо известно, что основа всего живого - это ДНК, длинная-длинная молекула. Если ее развернуть, то в одной клетке ее будет метра два. В ней записана информация о главном компоненте любого организма - белках. Эта информация и есть генетический код, то есть совокупность генов, кодирующих белки, так считает так называемая официальная наука. Причем гены, которые отвечают за белки, занимают всего лишь от 2 до 5% на этих двух метрах ДНК. Остальные 95-98% генетического аппарата, как полагает официальная биология, ничего не кодируют. Их обозвали "мусором". Вы можете себе представить, чтобы за миллионы лет эволюции в главном информационном центре организмов сохранилось 99% "мусора"? Так не бывает. Лишнее - долой. Другой парадокс: гены белков человека, свиньи, мух, растений примерно одинаковы. Но почему же тогда мы, имея одинаковые белки с каким-нибудь червячком, так отличаемся от него? Выходит, код белков - это только маленькая часть генетического кодирования. А где же основные программы, которые определяют, что человек есть человек, а это свинья, дуб, кишечная палочка? Начали возникать сомнения.
Постепенно сомневающиеся перешли от сомнений к действиям и обосновали свою теорию генетического управления организмами. Первым идею волнового кодирования высказал наш соотечественник А. Гурвич в 20-х годах прошлого столетия. Спустя полвека американский биолог Ричард Алан Миллер дополнил ее, выдвинув гипотезу о том, что генетический аппарат имеет свойства голограммы. Русский ученый Петр Гаряев с коллегами пошел гораздо дальше. Генетический "мусор" - это волновые программы строительства любого сложного организма, и они резко отличаются от тех, что заведуют синтезом белков. Около 99% хромосом генерируют волновые гены. В этом нет никакой мистики, ничего сверхъестественного, это результат объединения физики, молекулярной биологии, лингвистики и математики. Вот, к примеру, аудио- или видеопленка. Это вещество. Никто не спорит. Вещество, которое отчуждает от себя электромагнитное поле, которое мы видим на экране телевизора. Нормально и никого не удивляет. Приближенно "мусорную" ДНК можно сравнить с аудио- или видеопленкой, на которой записан многосерийный фильм о будущем организма. Стоит поменять один фрагмент - изменится весь сценарий. Природа так и делает. А мы учимся у нее и повторяем.
Однако принять такую идеологию, кроме отдельных групп ученых, пока не могут ни в России, ни на Западе. Непонимание со стороны большинства биологов и гордыня, что они вроде как все понимают, объясняют, привели к тому, что начали манипулировать генами белков. Появилась трансгенная инженерия. Куча дешевых генетически модифицированных продуктов - картошка, соя, кукуруза, молоко. Что означает введение чужеродного гена (трансгена) в растение, животное или микроорганизм, если оценивать это с двух позиций - официальной и волновой генетики? Официальная генетика и молекулярная биология говорят: допустим, мы ввели особый ген в картофель. Колорадский жук его не жрет, поскольку введенный ген дает фермент, разрушающий хитиновый покров жука, и тот не может размножаться. Картошки много, очень много. Хорошо? Не очень. Нас ожидает неприятный сюрприз: новое трансгенное растение губит не только жука-злодея - дохнет все вокруг: микробы, земляные червячки, пчелы, бабочки. Откуда эта напасть? Трансгенные "инженеры" стыдливо отводят глаза. Не знаем, мол. И таких примеров тысячи, да пострашнее. Ген гормона роста вводят свинье. Думают, что свинья будет развиваться в слона. В бактерию подсаживают гены - возникает куча ядовитых веществ. Стада и поля уродов, явных и скрытых, полчища опасных микробов и вирусов - вот результат такой инженерии, торопливо желающей одного - денег, денег и еще раз денег. А как объясняет эти сюрпризы волновая генетика? Подсадили чужой ген в растение, картошку ту же самую - сразу же поменялись контексты других участков ДНК. Смыслы генетических программ исказились и запутались, потому что трудно проконтролировать, куда точно сядет ген. Причем он может давать копии, которые оказываются в разных местах хромосомы. Кроме того, новый ген не только синтезирует нужный белок, но одновременно играет роль "запятой", полностью меняя смысл предложения. Классический пример: "казнить нельзя помиловать" - где поставить запятую? Допустим, человек поражен ВИЧ. Вирус сидит в геноме, но организм его не узнает. И человек живет 10-15 лет. Подсадили другой ген - поменялся контекст вокруг. И клетка начала воспринимать вирус совершенно в другом смысле. То же самое, как басня: один текст, а подтекст другой, между строк.
Другое проклятие современности - клонирование. На простых организмах это ничем не грозит. Вегетативное размножение растений - типичный пример. Клубнику усиками размножаем - нормально. Вырождается, правда, быстро. Не беда, новую купим. С животными, овечками, другими бедолагами - хуже. Овечка Долли быстро померла, потому что она очень скоро постарела. Почему? Потому что берут клетку из старого организма, в ДНК которой записана информация о старой программе. Она сбивает с толку, дает неправильные команды. Как стирать такую память, пока неизвестно. Волновая генетика предсказывает, что с человеком-клоном будет еще хуже: если и доживет до 10 лет, станет уродом и дебилом. Трансгенные инженеры хотят создать новый организм за несколько недель или месяцев, в то время как в природе на это тратятся миллиарды лет эволюции. Такая наглость наказуема и может привести к генетической катастрофе. Чтобы манипулировать генами, нужно знать о них гораздо больше, чем знает современная наука.
Новое оружие или спасение человечества?
КОНЕЧНО, далеко не все еще известно и о волновых генах. Предстоит большая работа: полезное взять, нехорошее - учесть и постараться заблокировать. Перспективы гигантские. Неправильно думать, что волновая генетика позволит отказаться от лекарств. Крыс-то без инсулина вылечили от диабета. Но эффективность такого и любого другого волнового лечения повысится на порядки, если будут созданы фармакологические препараты, модулирующие волновые гены. Лечение диабета - только часть терапевтических возможностей волновой генетики. Другая радужная перспектива - решение проблемы восстановления органов и тканей, например, сердечной мышцы при инфаркте миокарда, при инсульте. И вообще, регенеративная замена (клонирование прямо в теле) всех органов и тканей у стареющего и больного человека теперь не выглядит фантастикой. Крысы создали прецедент. В нашем организме есть очень интересные клетки - стволовые. Каждая из них в принципе может превратиться в любой орган или ткань. Например, такие клетки есть в пуповине плода. Ее выбрасывают, а можно эти драгоценные клеточки отбирать, замораживать и хранить неопределенно долго. (Если человека заморозить, он погибнет, потому что клетки рвутся. А когда отдельно клеточки - ничего страшного. Например, замороженной хранят сперму быка.) Потом можно запрограммировать клетки, ввести больному человеку, и у него, скажем, вместо больной почки вырастет новая. Для сельского хозяйства это создание любых гибридов у растений и животных. В эфире электроники - биокомпьютеров, мыслящих устройств, сходных с возможностями живой клетки, человеческого мозга.
Однако опасность тоже велика. Волновой аппарат - обоюдоострая вещь. Можно помогать людям. А если промахнешься, не дай бог, попадет кому-то, мало не покажется. Может достать каждого. Поэтому надо быть очень осторожным. "В первом нашем эксперименте чуть не погиб мой коллега, - рассказывает Петр Петрович. - Он взял собственные хромосомы и подставил под пучок лазера. Подал на самого себя команду своих собственных клеток. Это ввело организм в замешательство, потому что на него обрушилась его собственная информация. В обмене веществ - хаос полный. Десять дней он погибал. Меня тоже зацепило, ведь люди близки по своему генотипу. Но я в течение вечера оклемался. Это было первым предупреждением, что с этим делом надо быть аккуратнее".
Смотрите также: