Примерное время чтения: 16 минут
150

Инструкция по выживанию (21.01.2004)

"Как и большинство наших граждан, я полностью доверилась специалистам медицинского центра и потеряла дочь. Я, юрист, человек, как я считала, с большим жизненным опытом, у постели умирающей дочери не смогла сконцентрироваться, бороться с медиками за ее спасение, отстаивать права на дорогие лекарства и способы лечения, не примененные ей как неплатежеспособной больной. Поэтому я решила, что мой долг - рассказывать пациентам и их родным очевидные вещи, которые помогут выжить в условиях медучреждений, нарушающих их права на выбор способа диагностики и лечения, бесплатное обеспечение хорошими лекарствами", - так начала наш разговор Любовь Васильевна САМОЙЛОВА, адвокат, бывший прокурорский работник г. Орла.

БОЛЬШЕ двух лет она ведет частное расследование обстоятельств лечения и гибели дочери. Любовь Васильевна убеждена (и доказывает это в суде), что помощь ее дочери на всех этапах была некачественной, с грубым несоблюдением медицинских технологий, неоднократным ущемлением прав больной. Все это в конечном итоге ухудшило состояние и привело к гибели 20-летней девушки. История типична. Жертвами недобросовестности и профессиональной небрежности становятся многие пациенты, но очень немногие догадываются об этом. О том, как избежать подобных ситуаций, и пойдет речь.

Когда мы собираемся купить крупную дорогую вещь (бытовую технику, автомобиль), мы ищем и анализируем информацию о каждой модели, ее преимуществах и недостатках, цене, советуемся со знакомыми, консультируемся с продавцами. Почему же, когда речь заходит о здоровье, мы действуем не так, как со своим имуществом? Большинство из нас доверяет врачам, то есть посторонним лицам, не обсудив с ними в деталях всех действий, не задав ряд важных вопросов, не оценив их способности, возможности и планы в лечении.

Чаще всего многим просто лень, не хочется вникать в сложную медицинскую проблему, хочется быстрее вылечиться и забыть обо всем. Между тем по закону любое действие в отношении организма, способное вызвать изменения как в положительную, так и в отрицательную сторону, должно осуществляться медицинскими работниками только после получения информированного добровольного согласия (ст. 31 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан").

Помимо собственного нежелания пациента разбираться в проблеме многие врачи и сами не считают нужным обсуждать с пациентом свои действия. Однако ссылка на то, что больной ничего не поймет из объяснений врача и должен полностью доверить свой организм врачу, который уверяет, что знает, как его лечить, незаконна. Даже в случае неблагоприятного прогноза информация должна быть предоставлена по желанию пациента ему или членам его семьи в деликатной форме.

Смотри, у кого лечишься

НАРУШЕНИЯ права пациента на информацию могут происходить оттого, что врач сам не знает точно, как и чем лечить больного, каковы современные подходы, альтернативные варианты лечения. Чтобы не показать свое невежество, такой медработник пробует наугад рекомендации, которые, возможно, и считались лучшими, когда он учился в мединституте, но которые уже отстали от современной медицины на много лет. Сейчас наука развивается такими темпами, что примерно за 5 лет весь багаж знаний у врача полностью устаревает. Поэтому он должен раз в 5 лет проходить усовершенствование. Но получается так. Да, через 5 лет теоретически его научат, как теперь надо лечить. Но врач только первый год работает действительно как надо, потом все хуже и хуже. Четвертый и пятый год работает уже неправильно, он уже отстал безнадежно. Хороший врач гордится тем, что имеет всесторонние и полные сведения обо всех видах вмешательств, возможных при современном уровне развития медицины, поэтому он всегда поделится с больным такой информацией (а по закону и обязан), не боясь, что тот параллельно проконсультируется у других специалистов. Но таких докторов немного. Большинство не хотят мучиться, пробовать новые методы. До 30-35 лет некоторые еще пытаются что-то делать, потом все. Чаще всего происходит так: выбирают несколько испытанных схем лечения, которые дают определенный результат в большинстве случаев (хотя, вполне возможно, не лечение помогает, а больные выздоравливают сами, в силу других причин) или стабильный доход. Пациенту говорят: вот так нужно делать и больше никак.

Нередко медработники дают больному одностороннюю информацию о возможностях медучреждения или специалиста и не сообщают о том, что лечение этого же заболевания возможно в другом учреждении (платно или бесплатно) другими, в том числе более эффективными, методами или более квалифицированными специалистами. Мотивы "скрытности" таковы. Во-первых, мало кто захочет показать пациенту (или руководству) свою истинную грамотность. Во-вторых, незачем разглашать проблемы, чтобы не пришлось потом решать их, ссорясь с начальством. А потому вряд ли вы дождетесь от рядового лечащего врача, чтобы он, рискуя своей работой, выписал вам дорогие лекарства из Голландии или Америки, по стоимости сопоставимые с годовым бюджетом всей больницы. Скорее всего, главный врач не одобрит такое "поведение" своего сотрудника и тем более не займется выколачиванием денег у вышестоящего руководства для ничем не примечательного больного, небогатого и без связей. Третий мотив - излишнее стремление врачей щадить чувства больного и его родных, не травмировать их информацией о том, что болезнь успешно лечится современной медициной (но и не в данной больнице), чтобы человек не комплексовал из-за своей нищеты, невозможности, например, выписать из Калифорнии лекарство или лечь на операцию в платный центр, где стоимость одного дня пребывания, не говоря уже о лечении, несопоставима с реальными доходами большей части населения.

Бывает, что врачи намеренно не сообщают больному о лучших специалистах и методах лечения, чтобы не упустить незаконные деньги. Не верьте врачам, которые делают скорбное лицо, обследуя вас, и вашим родным говорят, что вы - не жилец. Надо знать, что случаи вымогательства взяток от пациентов, болезни которых лечатся быстро и успешно, начинаются именно с нагнетания обстановки, преувеличения врачом тяжести болезни. Понимая, что больного можно легко вылечить, врач говорит пациенту, что болезнь тяжелая, но ему повезло, что тот попал именно к нему, потому что только он знает, как и чем его лечить, и, конечно, знает, где "достать" лекарство, которого больше никто и нигде не найдет. Такой "способ лечения" применяется в отношении больных, имеющих деньги и возможности "отблагодарить" врача. Причем информацию о платежеспособности пациента врач получает от него самого. Больной сам рассказывает врачу о своей работе, семье, сам предлагает деньги, продукты, выпивку. Профессионал, ценя свою репутацию, никогда не возьмет предоплату - ведь заранее невозможно гарантировать успех даже самого простого лечения.

Язык до Киева доведет

С ЧЕГО начать заболевшему человеку и его родным? Прежде всего постарайтесь не впадать в панику, отчаяние и депрессию. И начинайте искать информацию. Не поленитесь почитать специальную литературу о своей болезни и способах ее лечения. Если есть возможность, изучите соответствующие консультативные сайты в Интернете. Ежегодно в мире появляются сотни тысяч научных статей в области медицины. С помощью современных поисковых систем практически в любом уголке мира за несколько минут можно получить бесплатные рефераты статей по интересующей проблеме. Активно сопоставьте собственные наблюдения над своим организмом и симптомы заболевания с мнением врача. "Роскошный фармакологический справочник с описанием лекарств, их побочных действий, доз, сведениями, от каких заболеваний их применять, я приобрела свободно в магазине за 300 рублей. Читаю с большим интересом и удивляюсь, почему в клинике, где умирала моя дочь, я разгадывала кроссворды, а не читала этот справочник, которым, кстати, пользовался лечащий врач", - вспоминает Любовь Васильевна. Прогнозируемые отрицательные действия лекарств должны быть известны не только врачу, но и пациенту, чтобы предпринимать совместные действия к уменьшению неблагоприятных последствий лечения.

Расширяйте круг общения. Спрашивайте у своих знакомых, лечащих и нелечащих врачей о болезни и способах лечения. Не забывайте перепроверять полученную информацию. Для гарантии достоверности лучше получать консультации в письменном виде. Берите свои анализы, результаты обследований, историю болезни (напомним, для этого нужно написать заявление) в копиях, заверенных руководством медучреждения, где вы лечитесь, чтобы проконсультироваться у разных специалистов. Медицинская наука многогранна, один врач не может быть универсальным и знать все. Каждый узкий специалист "ремонтирует" отдельный орган или болезнь, игнорируя иные заболевания, порой даже причиняя вред другим органам. Не обязательно объяснять лечащему врачу, что копию истории болезни вы собираетесь показать другим специалистам, чтобы перепроверить правильность его назначений. Можно сказать, что у больного, например, обнаружилась тетя в одном из лучших медцентров страны и она хочет посмотреть документы, чтобы взять племянника в свою клинику.

Не лишним будет поговорить о возможностях региональной медицины с пациентами, лечившимися от аналогичной болезни, с медперсоналом. Не гнушайтесь никакими личными связями, хоть с санитаркой, медсестрой или лаборантом, берущим кровь из пальца, обсудите ваше состояние. Чем ниже по рангу медработник, тем дешевле и проще получить у него информацию - профессионал ли ваш лечащий врач, много ли у него умерло больных и т. д. Вы должны понять, что собой представляет врач как человек и специалист, от действий и разума которого зависит ваше здоровье. Жизнь и здоровье каждого человека - не собственность врача, а организм - не испытательный полигон. Прежде чем выполнять так называемую диагностическую операцию (вместо дорогостоящей компьютерной томографии, ядерно-магнитного резонанса), врач должен получить информированное добровольное согласие. Может быть, пациент найдет возможности и средства на высокотехнологичные и менее инвазивные способы диагностики. Как ни странно это звучит, но, бывает, больного оперируют только для того, чтобы поставить диагноз, иначе говоря, посмотреть, что же там такое внутри у него так болит. Мало того что хирургическое вмешательство само по себе всегда небезопасно, а в случаях с онкологическими заболеваниями оно может нанести непоправимый вред, усугубить тяжесть заболевания. Утверждаю не голословно, поскольку знаю реальные факты.

Многое зависит и от самого пациента. Чем большую активность и заинтересованность он проявляет в отношении собственного здоровья, тем более полную информацию по проблеме собственного здоровья получит. Такое поведение пациентов сделает жизнь врачей беспокойной, но зато помощь от этого станет более качественной. К разговору с врачом нужно подготовиться. Вы можете заранее обдумать и сформулировать вопросы о предполагаемом медицинском вмешательстве. Более простой путь - использование классической "римской семерки" - что, где, когда, кто, как, чем, зачем?

Предупрежден - значит защищен

СОГЛАСИЕ должно быть не только предварительным, информированным, но и добровольным. Во время болезни человек, испытывающий боль, страх, становится более внушаем. А медработники, активно ожидающие его решения, могут попытаться оказать давление на него. Если пациент не в состоянии сделать адекватный выбор или находится без сознания, за него решает законный представитель (им может быть близкий родственник, адвокат). При отсутствии такового решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, "а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения" (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

В случае платной медицинской помощи требования к качеству лечения и диагностики, на которое вы соглашаетесь, формулируются в договоре. В системе "бесплатной" медицины такой возможности нет. Поэтому контролировать качество помощи пациент может, только активно пользуясь правом информированного добровольного согласия. Больной должен получить от врачей ответ на вопрос, в каком лечении или диагностике он нуждается, но что ему не может обеспечить данное медучреждение в настоящее время. Тогда пациент либо откажется от низкокачественной помощи и будет настаивать на направлении в специализированный медицинский центр, либо решит доплатить за больший объем помощи (из личных средств, за счет работодателя, страховой медицины и т. д.). На практике обычно врачи спрашивают согласие только перед хирургической операцией. По закону они обязаны так поступать при назначении любых видов лечения и диагностики: рентгенообследования, УЗИ, лекарственной терапии, внутривенной инъекции и т. д. Например, если больной пневмонией не хочет лечиться гентамицином (эффект которого при данном заболевании сомнителен, а негативные последствия из-за его высокой токсичности серьезны), ему обязаны предложить более эффективные антибиотики. Нет возможности обеспечить ими больного в данной больнице - нужно, по крайней мере, сообщить о том, что существует другое, более качественное лечение. А дальше уж человек сам примет решение, чем именно и где ему лечиться. Причем запись о согласии или несогласии пациента на предложенный вид медицинского вмешательства должна быть в истории болезни. Отсутствие таких записей означает, что помощь пациенту оказывалась без информированного добровольного согласия, в нарушение конкретных статей законодательства. В случае обоснованных претензий к медучреждению ("мне сделали вот это, а я думал, что мне будут делать другое") такой документ будет служить доказательством нарушений прав пациента медработниками, за что их можно привлечь к ответственности.

Главное - действовать

ЕСЛИ тяжело заболел близкий человек, не сидите у постели больного или у дверей реанимации, не ждите плохого финала. С тяжелым больным нужно повозиться, покупать ему дорогие лекарства, настаивать на проведении консилиумов и консультаций разных специалистов, перевозить в медучреждения, где больше шансов на излечение. На практике тяжелобольного изолируют в реанимацию, родные не видят, что там с ним происходит (хотя в реанимации редко делают что-либо особенное), лишены возможности контролировать уход и лечение и не могут потом доказать, болезнь ли убила больного или лечение. По желанию пациента и его близких, с соблюдением правил гигиены и санитарии, в марлевой повязке, сменной обуви, халате, с разрешения руководства больницы можно и нужно посещать больного в реанимации, где ему больше, чем в общей палате, нужен уход и досмотр. Много случаев, когда родные "прорывались" в реанимацию, получали информацию, что нужно принести дополнительные лекарства, которых нет в больнице, найти донорскую кровь, давали вовремя бульон, кисель, оказывали психологическую поддержку, и больной, что называется, оживал, не оставшись один на один со своими горькими мыслями.

Если у вас возникли сомнения в том, что больного лечат правильно, и состояние его ухудшается, обращайтесь в различные инстанции: к руководству больницы, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, отдел управления здравоохранением вашего региона, в комитет по правам человека, к руководству на работе, учебе. В ряде случаев это приносит результаты: улучшаются уход, качество лечения. Расхожее представление о том, что, если пожаловаться, "вколют" что-либо не то или дадут таблетку, от которой больной умрет, не соответствует действительности. Большинство медработников не способны на хладнокровное убийство своих больных. Если на все ваши жалобы вы получаете только отписки, а ситуация тяжелая, - подавайте иск в суд или обращайтесь в прокуратуру по месту нахождения лечебного учреждения с заявлением о возбуждении уголовного дела. Как по заявлениям граждан, так и по сообщениям прессы прокурор обязан возбуждать уголовное дело не позднее 10 дней со дня обнародования фактов, подлежащих расследованию. Возбуждение уголовного дела по факту лечения не означает автоматического признания врачей виновными. Только после расследования всех обстоятельств дела и проведения экспертизы качества врачебной деятельности можно делать выводы о виновности или невиновности врачей. Если их вина не подтвердится, заявитель получит исчерпывающую информацию о том, что все меры к спасению больного были приняты. А репутацию врача это еще больше укрепит. Только заведомо ложный донос влечет для заявителя уголовную ответственность. Обоснованные предположения нуждаются в объективной проверке.

Преступление - не сообщать больному о том, что из-за отсутствия в данном медучреждении требуемых лекарств ему вводят то, что есть, к примеру просто физиологический раствор или другие препараты, неадекватные его состоянию.

Уголовные и гражданские дела по фактам лечения больных требуют проведения судебно-медицинских экспертиз. Они назначаются следователем, прокурором либо непосредственно судом. Потерпевший вправе ходатайствовать об участии в экспертизе, давать экспертам свои пояснения, задавать вопросы. Для объективности судебно-медицинская экспертиза в отношении врачей данного региона может быть назначена в другой области или из числа медицинских специалистов, приглашенных из разных регионов и медучреждений. Возможна вневедомственная экспертиза за счет территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые обязаны не только контролировать качество медицинской помощи при жизни больного, но анализировать причины смертности больных, назначать независимые проверки по заявлениям граждан или по собственной инициативе (Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в РФ от 24 октября 1996 г.). В случае сомнений в объективности экспертов можно дать им отвод и пригласить других специалистов. Наконец, в соответствии со статьей 46 Конституции РФ граждане России, не согласные с выводами российских должностных лиц и экспертов, вправе обращаться в международные организации (такие, как Европейский суд по правам человека) за защитой гражданских прав на жизнь и здоровье свои и своих близких.


За сокрытие от больного жизненно важной информации о способах лечения и диагностики предусмотрена уголовная ответственность, если этим был причинен вред здоровью, возникли иные тяжкие последствия (ст. 237 УК РФ).


Минимальный перечень сведений, которые врач обязан в доступной форме дать пациенту о состоянии его здоровья, включает:

  • сведения о результатах обследования;

  • сведения о наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;

  • информацию о целях и методах предполагаемого вмешательства;

  • информацию об альтернативных видах лечения или диагностики (известных медицине, возможных) и их результатах;

  • информацию о возможной продолжительности рекомендуемого лечения;

  • информацию о болевых ощущениях от данного вмешательства;

  • информацию о возможном риске, побочных эффектах;

  • информацию об ожидаемых результатах вмешательства;

  • информацию о возможных психологических, экономических последствиях лечения.

При обсуждении предстоящего лечения задайте врачу следующие вопросы:

  • Что произошло с пациентом, что планируется, что принято в подобных случаях делать?

  • Где будет производиться лечение, где его лучше всего сделать?

  • Когда (насколько срочно) необходимо лечение?

  • Кто будет лечащим врачом (квалификация), кто из специалистов считается лучшим в данной области?

  • Как будет происходить лечение, как оно должно осуществляться в соответствии с достижениями современной медицины?

  • Чем пациент рискует при данном лечении? Чем оно отличается от альтернативных способов лечения данного заболевания?

  • Зачем необходимо предлагаемое лечение? (Планируемые положительные результаты.)

У современной медицины есть ответы на такие простые вопросы, имеются статистические данные. Проблема в том, знает ли их выбранный вами врач. Хорошо подготовленный специалист всегда ответит пациенту, подкрепляя свои доводы цифрами и фактами. Например, так: "вероятность полного выздоровления при предложенном лечении составляет... процентов", или "в... процентах случаев прием этого препарата может вызвать...", или "вероятность осложнений данного вмешательства у пациентов вашего возраста - ... процентов" и т. д.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно