Примерное время чтения: 6 минут
133

Головная боль Америки

Проблема медицинской помощи - одна из острейших в США. Расходы на медицину составляют астрономическую сумму - примерно 14% ВВП страны, при этом многие жители США не имеют средств на оплату визита к врачу и покупку лекарств.

ЕЖЕГОДНО более 18 тыс. американцев погибают только из-за того, что у них нет медицинской страховки и они не в состоянии оплатить медицинскую помощь. Согласно исследованию, проведенному Институтом медицины (негосударственной организацией, проводящей независимые экспертизы в медицинской сфере для конгресса США), незастрахованные люди, у которых обнаружен рак груди, имеют на 50% больше шансов умереть, чем застрахованные. Также значительно больше шансов расстаться с жизнью у жертв несчастных случаев, диабетиков и гипертоников.

В конце ноября 2003 года конгресс проголосовал за закон о компенсации стоимости рецептурных лекарств по программе "Медикэр" (федеральная программа медицинского страхования для пожилых людей). Согласно новому законопроекту предусматривается компенсация стоимости лекарств не только для пациентов больниц (эта услуга уже оказывалась в рамках действующей программы), но и для больных, находящихся на излечении вне госпиталя. Общая стоимость закона $395 млрд. Закон является одним из приоритетных для обеих партий и президента. Объясняется это актуальностью реформирования системы медицинского страхования, существующей в США.

В 1965 году была учреждена программа "Медикэр" - это одна из федеральных программ медицинского страхования для населения старшего возраста (старше 65 лет). С 1972 года программа также обслуживает инвалидов. Она состоит из двух основных частей:

Часть А. Больничное страхование: оплата больничных услуг, некоторых форм домашнего ухода.

Часть B. Дополнительное медицинское страхование: оплата посещений врача, амбулаторных услуг и услуг независимых лабораторий.

В отличие от обязательного больничного страхования дополнительное страхование производится на добровольной основе. В 2002 году 34,6 млн. престарелых граждан и 6 млн. инвалидов получили помощь по части А программы. Услугами части В воспользовались соответственно 32,9 млн. и 5,2 млн. В том же году средняя сумма возмещенных средств на обслуживание одного пациента по программе больничного страхования составила $3 689, а по программе дополнительного страхования - $2 915. Медицинское обслуживание в США одно из самых дорогих в мире, поэтому программа "Медикэр" не способна покрыть 100% стоимости медицинских услуг. В частности, не полностью оплачивается длительное пребывание в больнице, не оплачиваются стоматологические услуги, проверка зрения, изготовление очков.

Другая федеральная программа - "Медикэйд" - рассчитана на оказание медицинской помощи малоимущим гражданам, имеющим доход ниже уровня бедности. В 2000 году эта программа обслуживала 44,3 млн. человек. Но отнюдь не каждый американец, чей доход ниже уровня бедности, может быть включен в эту программу. "Медикэйд" распространяется на членов семей с детьми, беременных женщин, пожилых людей, слепых, инвалидов, а также людей, страдающих некоторыми заболеваниями (туберкулез, некоторые формы рака). Так же, как и в случае с "Медикэр", программа не оплачивает 100% расходов на лечение. Помимо этих двух федеральных программ существует также рынок частного страхования по здоровью и разнообразные местные, муниципальные и окружные программы.

Однако вне сферы внимания всех этих видов медицинского страхования оказывается большая часть населения страны. Приблизительно 44 млн. американцев не имеют медицинской страховки, а 77 млн. имеют так называемую "прерывную страховку", т. е. в определенные периоды не имеют никакой (например, в случае потери работы).

Несовершенство системы медицинского страхования прямо и косвенно касается всех жителей страны. И дело не только в социальной незащищенности большой части населения. Например, если в больницу поступает пациент, не имеющий медицинской страховки, больница не имеет права отказать ему в обслуживании. Расходы на лечение такого больного в скрытом виде перераспределяются между пациентами, имеющими страховки. Это, в свою очередь, ведет к росту стоимости страховки. Ежегодно органы власти различного уровня вынуждены тратить до $30 млрд. на покрытие расходов неимущих, еще примерно $5 млрд. "дарят" им медики, которые часто соглашаются оказывать медицинскую помощь бесплатно. Однако это не снижает остроты проблемы.

При общем согласии, что система медицинского страхования нуждается в значительных изменениях, у демократов и республиканцев разные претензии к программе "Медикэр", как и в целом к системе медицинской защиты в стране. В общих чертах демократы стремятся к созданию государственной программы медицинской защиты, которая бы гарантировала каждому нуждающемуся определенный уровень медицинской помощи, а республиканцы предлагают максимально освободить систему медицинского страхования от государственного финансирования и отдать ее на откуп рынку. Законопроекты о компенсации стоимости рецептурных лекарств по программе "Медикэр" уже неоднократно рассматривались в конгрессе. В 2000 и 2002 годах нижняя палата конгресса принимала "республиканский" вариант закона, однако оба раза законопроекты не находили поддержки в сенате, где большинство принадлежало демократам. На этот раз республиканцы, имеющие контроль над обеими палатами, сумели провести закон.

Республиканцы настаивали, чтобы компенсация расходов на рецептурные лекарства клиентам "Медикэр" выплачивалась через частные страховые компании уже начиная с 2006 года, а в перспективе все услуги "Медикэр" должны быть переданы в частные руки. В то время как большинство демократов предлагало использовать традиционный путь - государственную программу "Медикэр". Республиканский проект, по мнению оппонентов, не только подрывает сложившуюся систему "Медикэр", но и является более дорогостоящим, поскольку административные расходы в частных страховых компаниях значительно выше, чем в "Медикэр": 15% от общего бюджета против 1%. Демократы предложили компромисс. По вопросу о механизмах финансирования расходов на рецептурные лекарства была предложена следующая модель: если в регионе действует лишь одна частная страховая компания, клиент может выбирать между государственной ("Медикэр") и частной страховой службами, если же их несколько, финансирование расходов осуществляется через частные компании. Что же касается "приватизации" государственной страховой медицины, противники сошлись на том, что начиная с 2010 года в шести регионах страны будет проведен эксперимент, который покажет, какая из систем медицинского обеспечения - частная или государственная - более эффективна.

Опросы общественного мнения показали, что значительная часть населения США не одобряет этот способ решения проблем здравоохранения. Исследование телекомпании Эй-би-си и газеты "Вашингтон пост" дало обескураживающий результат: "за" подобные реформы высказались 32%, "против" - 38% (у остальных респондентов не было определенного мнения на этот счет).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно