Примерное время чтения: 11 минут
282

Главный - всегда травматолог

В новостях стало привычно слышать фразу об "очередном" происшествии: теракте, взрыве, обрушении, аварии... Но в этой невидимой очереди страдают и калечатся обычные люди, состоящие из плоти и крови. После подобных трагедий многие пострадавшие задаются вопросом "почему?". Почему именно я и мои близкие оказались в этом месте, в это время? На это невозможно ответить, а те, кто спасает раненых и покалеченных людей, должны отвечать скорее на вопрос "как?". Как быстрее и профессиональнее им помочь. Диагноз пострадавших чаще всего - сочетанная травма, и лечением таких больных занимаются самые опытные специалисты. Одно из таких мест - это 1-я Градская больница им. Пирогова, где было создано отделение множественной и сочетанной травмы. Заведует им кандидат медицинских наук Елена Алексеевна ЛИТВИНА, с которой мы и беседуем.

- САМО определение сочетанной травмы широко прозвучало с экранов после обрушения крыши в развлекательном центре "Трансвааль парк", и действительно трудно себе представить, что после такого происшествия вообще можно остаться в живых, как и после взрыва в метро, но тем не менее, несмотря на тяжелейшие повреждения, люди выжили и даже спасали других. С какими повреждениями чаще всего поступают пациенты?

- Если привести точную формулировку определения сочетанной травмы, то это травмы различных анатомических областей, когда имеются и переломы костей конечностей и скелета, и травмы живота, головы, органов таза, черепно-мозговая травма. Вот когда эти повреждения сочетаются вместе, то мы получаем ту самую сочетанную, или множественную, травму. К нам поступают пациенты после самых разных происшествий. Больные с более легкими травмами лежат в других отделениях, а вот самые тяжелые, которые на момент нашего разговора еще находятся в реанимации, потом поступят к нам.

Самые тяжелые

- К ВАМ попадают самые тяжелые?

- Да, больные с сочетанной травмой - самые тяжелые, и каждый день огромный поток идет еще и в общую травму. Поэтому должна быть общая система, которая начинает постепенно отрабатываться. Нельзя не сказать о коллегах из института Склифосовского, но и 1-я Градская принимает на себя немало пациентов. Это одна из старейших больниц в Москве, и уже более 200 лет она верой и правдой служит городу. Уникальна тем, что в ней работают врачи всех специальностей, а при сочетанной травме, когда могут быть травмированы самые разные органы человеческого тела, это немаловажно. У пострадавшего могут быть повреждены ухо, нос, челюсть, шея, грудная клетка, разорваны внутренние органы и сломаны рука или нога, а иногда и то и другое. Поэтому одновременно нужна помощь нейрохирурга, хирурга, стоматолога...

Пациент поступает в травматологическое отделение или при очень тяжелой травме в реанимационное отделение, где все специалисты обследуют его одновременно, но старший в этой бригаде всегда травматолог, а при критическом состоянии - реаниматолог. Именно тогда определяются приоритеты, что наиболее серьезно повреждено и требует немедленного вмешательства. Бывает так, что сломана рука, нога, лодыжки, но при этом если у человека повреждена селезенка или у него внутреннее кровотечение, то именно это первично, потому что главное - это спасение жизни. Как только состояние больного стабилизируется, им уже будут заниматься другие специалисты.

Последнее время подход несколько изменился, потому что повреждение брюшной полости, грудной клетки, перелом бедра - практически равноценны. Так, перелом бедра - очень тяжелая травма, и кровопотеря при этом повреждении ничуть не меньше, чем при разрыве селезенки, единственное - она не так быстро происходит, но стабилизировать перелом бедра нередко оказывается ничуть не менее важным, а для жизни больного это может оказаться принципиальным. Эту помощь надо оказывать в первые часы после травмы.

- Время решает многое?

- Конечно, некоторые манипуляции важно сделать в первые часы после травмы. Есть проблема хирургии первых трех дней, когда врачи могут произвести срочные операции, например остеосинтез бедра. Сегодня это делается с помощью малоинвазивных методик, и пациента можно достаточно быстро активизировать, сажать, что немаловажно для профилактики пневмонии, особенно если сломана грудная клетка. Если перелом не очень сложный с точки зрения хирурга-травматолога, т. е. не оскольчатый, то после операции по новейшим методикам можно уже через несколько дней ходить с полной нагрузкой на ногу без костылей или с ограниченной нагрузкой. Возможности очень большие, и мы можем произвести операцию, не вторгаясь в зону перелома, не мешая природе восстанавливать эту зону, и при этом мы восстанавливаем и функцию всей конечности больного, и функцию смежных суставов. Для больных с сочетанной травмой это принципиально важно, так как если у него несколько переломов, то ему при применении современных методов нет необходимости делать несколько операций, а их можно сделать в одном наркозе двумя-тремя параллельными бригадами хирургов.

Куда стелить соломку?

- ПОСЛОВИЦА говорит: "Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил". Можно ли предугадать место и время возможной травмы?

- Опасность внезапного происшествия есть всегда, и так уж устроена жизнь, что пострадать можно совершенно неожиданно и в любом месте. Иногда последствия "столкновения" со скинхедами бывают страшнее любого взрыва. Самые частые и страшные повреждения происходят в результате автомобильных аварий, и это то, что на сегодняшний день называется "высокоэнергетические травмы". Скорости и качество машин реально изменились, а вот культура вождения... По мировой статистике известно, что дорожно-транспортные происшествия уверенно делят первые места по смертности с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Еще одна частая травма - это падения с высоты, причем это может быть и производственная травма, и, как это ни печально, попытка самоубийства. Не оставляет специалистов без работы и криминал.

Отдельная тема - мотоциклисты, которых можно сравнить только с камикадзе. Надо сказать, что смертность от подобных аварий выше, чем от железнодорожных, и это мировая статистика. Травмы неимоверно тяжелые, в основном открытые, и начальное, первичное загрязнение этих ран очень осложняет и удлиняет лечение, конечно, при условии, что человек вообще остается жив.

- Авария, травма могут случиться в самом непредсказуемом месте. Что делать до приезда специалистов?

- Несомненно, при любых травмах чем дольше нет качественной, я подчеркиваю, качественной, квалифицированной помощи, тем хуже. Но если быстро "выдернуть" пострадавшего человека после раздавливающей травмы, это не всегда окажется лучше. Поэтому иногда минуты, которые затрачены на качество, компенсируют скорость оказания помощи. Если обратить внимание на американские фильмы, которые не обязательно посвящены медицине, а просто по сюжету показывают ситуацию аварии, то при извлечении человека из машины первое движение - это наложение специального ортеза, похожего на ошейник, на шейный отдел позвоночника. Люди, оказывающие помощь, а там этим занимаются парамедики, не знают, есть ли повреждения шеи, но сразу же эту зону обездвиживают (на всякий случай).

Это очень важный момент, потому что, будь под рукой у тех, кто оказывает первую помощь, одноразовые фиксаторы и будь их применение обязательным, многих проблем удалось бы избежать. Нередко бывает так, что не очень грамотные, не очень квалифицированные действия, просто от желания помочь как можно быстрее, только вредят. Великое дело, что сейчас есть система МЧС, потому что это люди обученные и подготовленные и они умеют это делать профессионально.

- Может, еще несколько советов?

- Существует целая система помощи, и тот, кто хочет не быть беспомощным, может найти, где этому обучиться, или почитать советы профессионалов. Если сказать кратко, то в первую очередь надо обеспечить свободное дыхание, при этом не нужно запрокидывать человеку голову или наоборот, главное - обеспечить проходимость дыхательных путей, желательно при этом не двигать голову пострадавшего. Нужно обязательно контактировать с человеком, разговаривать, и тогда будет понятно, в сознании он или нет. Определить, дышит он или нет, попытаться нащупать пульс, ведь в такой ситуации немаловажно понять, жив человек или нет, и каждый должен уметь это определить. Можно это сделать, приложив зеркальце к губам пострадавшего, посмотреть его зрачки, но тут есть тонкости, потому что зрачок может быть расширен и при черепно-мозговой травме.

Определив, что человек жив, не нужно делать никаких резких движений. Если он разговаривает, то необходимо спросить, где ему больно, но категорически не стоит вправлять вывихи и вообще самостоятельно ничего вправлять не нужно. А вот что действительно нужно - это аккуратно и осторожно извлечь человека из машины, придерживая поврежденную конечность, потому что неизвестно, вывихнута она или просто поранена, а может быть, там серьезный перелом. Желательно, чтобы это делали несколько человек и один обязательно фиксировал голову. Потом надо уложить пострадавшего на ровную поверхность, зафиксировать шею, наложить шину на поврежденную конечность.

Типичные травмы

- КАКИЕ части тела подвержены наибольшей опасности?

- Существуют типичные травмы по механизму. Например, есть травма водителя, когда страдает грудная клетка (она повреждается при сдавливании рулем), позвоночник, особенно шейный отдел при отсутствии подголовника, "травма передней панели", которой подвержены как водитель, так и пассажир, сидящий справа. В этом случае происходит удар согнутым коленом о приборную доску, при этом повреждается коленный сустав и очень тяжело - тазобедренный сустав, бывают и травмы стоп о педали. Это такие типичные, часто встречающиеся травмы, которые происходят в результате автомобильных аварий. Все остальное может быть настолько разнообразным и непредсказуемым, что мы, врачи специализированного отделения, которые немало повидали, иногда встречаемся с такими травмами, которые и представить нельзя. Но глаза боятся, а руки делают, ведь наша больница приспособлена к оказанию подобной помощи и отделение множественной и сочетанной травмы специально создано для лечения больных с такими тяжелейшими травмами.

- Раны на теле затягиваются, а как скоро проходит психологическая травма?

- Залечивается она ничуть не быстрее, а иногда даже дольше, чем раны и переломы на теле. Вот ехал человек на работу - и вдруг авария или еще что-то, что приводит его на больничную койку, ведь обрывается целый кусок жизни на непонятно какой срок, непонятно, с каким дальнейшим результатом, и важно, чтобы человек поверил, что все еще будет и жизнь не кончена. Тенденция вылечивания - это двигаться вперед, и только вперед. Как вернуться к работе, как заниматься с детьми, что сажать на участке - все разговоры должны быть о земном, обыденном, и это очень помогает в выздоровлении. Было бы идеально, чтобы в травматологических отделениях работали штатные психологи. Конечно, это не просто. А пока этого нет, то в силу обстоятельств мы, хирурги-травматологи, сами в какой-то мере становимся психологами для наших пациентов, научаясь работать не только с телом, но и с внутренним миром человека, который иногда "покорежен" не меньше.

- Можно ли сказать, что наши специалисты работают на уровне лучших мировых стандартов?

- Например, недавно я была в Ганновере в клинике, которая так и называется: "Клиника политравмы". Это одно из известнейших мест в мире, и честно скажу: я не увидела там чего-то такого принципиально нового, чего бы мы не делали или не знали. В нашем отделении все врачи прошли курс изучения методик современного остеосинтеза, молодые доктора и ординаторы очень много читают по этой теме. Есть очень хороший потенциал для научной деятельности, на сегодняшний день две диссертации защищены, две готовы к защите и еще три на подходе, есть в проекте и докторская.

Технологическое обеспечение и возможности там, конечно, другие, но это обусловлено другой системой страхования. У нас обязательное медицинское страхование (ОМС) не покрывает всех расходов, но нашему отделению повезло, так как нам очень помогает больница. Это очень важный момент, ведь расходы на лекарственное обеспечение, наркоз, операции, фиксаторы немаленькие. Мы объясняем человеку, что применение современных фиксаторов значительно облегчит выздоровление, но пока этим невозможно обеспечить всех нуждающихся, и иногда сами пациенты и их родственники выбирают путь самостоятельной покупки необходимых приспособлений. Конечно, люди разные и возможности у них разные, но знать о том, что есть варианты, им просто необходимо. К счастью, наши пациенты понимают, что если кто-то помог им, то они тоже могут помочь другим. Бывает так, что тем, кто не может приобрести дорогостоящий фиксатор, помогают это сделать родные и сослуживцы других больных.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно