Русский врач Е. Аркин более ста лет назад впервые обратил внимание на то, что так называемые лекарственные сыпи - это не что иное, как сложная, иногда опасная для жизни, лекарственная болезнь. Естественно, что никакой статистики неблагоприятных реакций на лекарства в то время не велось.
ЛИШЬ спустя почти 70 лет эта проблема стала предметом обсуждения на пленуме Всероссийского научного общества терапевтов, где был заслушан доклад академика АМН Е. Тареева, в котором он отметил, что неблагоприятное действие лекарств - это комплекс лекарственных синдромов или сложное заболевание, которое нужно изучать по тем же критериям, что и любую другую болезнь, включая этиологию, эпидемиологию, патогенез, патологическую анатомию, клинику, течение, сочетания с другими заболеваниями, исходы, диагноз и лечение. Однако в отечественной медицинской литературе того периода времени мало обсуждалась информация о специальном заседании международных экспертов, где было дано определение неблагоприятной реакции лекарственного препарата как "вредной и непреднамеренной реакции, возникающей при назначении лекарственного препарата в обычных для людей дозах". Поэтому целые поколения ныне практикующих врачей ничего о нем не знают. Обычно неблагоприятные реакции лекарственных препаратов не воспринимаются как осложнения лечения. Поэтому наряду с отсутствием сведений о частоте их возникновения формируется неправильное отношение к безопасности лекарственной терапии, а по сути - игнорируется сама проблема. Однако, согласно принятой в России Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, осложнения терапевтических и хирургических вмешательств должны кодироваться, причем в этот раздел включены "любые неблагоприятные реакции, связанные с соответствующими назначениями, правильно введенными в терапевтических или профилактических дозах лекарственными средствами". Тем не менее в России пока нет статистических данных о неблагоприятных реакциях лекарственных препаратов.
Не знают, а лечат
НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ реакция на лекарство может быть обусловлена не только свойствами препарата или состоянием организма человека, но и медикаментозной ошибкой: неправильный дозовый режим (передозировка), направильная выдача или прием лекарства по ошибке, игнорирование информации о совместимости применяемых препаратов и т. п.
Накануне XXI века сотрудники курса доказательной медицины и медико-фармацевтической информации (Российская медицинская академия последипломного образования) и Центра доказательной фармакотерапии (университет Астона, Великобритания) сообщили, что: "Вопросы безопасности лекарственных средств в клинической практике в России практически никогда не рассматривались. Бюллетень по безопасности лекарственных средств, выпускаемый под эгидой Министерства здравоохранения, выходил крайне малым тиражом, что делало его доступным только очень узкому кругу специалистов. В результате у врачей общей практики существовало убеждение, что лекарственное средство не может быть вредным. Оно может быть низкоэффективным, но не вредным. Справедливости ради следует отметить, что на курсе фармакологии традиционно говорится - pharmacon в переводе с греческого означает и лекарство, и яд, но студенты воспринимают это теоретически, а став врачами, попадают под пресс информации об эффективности препаратов.
В настоящее время эксперты ВОЗ считают, что все лекарственные препараты потенциально вредны для больных, иногда смертельно опасны, однако причины возникновения неблагоприятных реакций лекарственных препаратов могут быть как неизбежными, так и предупреждаемыми.
Неизбежные причины:
Предупреждаемые причины:
Применение нескольких препаратов или лечение у нескольких специалистов в значительной степени увеличивает риск отрицательного взаимодействия лекарств.
Как обезопасить больного
ПРЕДУПРЕЖДАЕМЫЕ причины неблагоприятных реакций лекарственных препаратов можно уменьшить, если:
Специальная оценка качества лечебно-профилактической помощи одного из регионов России показала, что в структуре ошибок фармакотерапии преобладают ошибки, связанные с нерациональным использованием имеющихся лекарственных препаратов. Так, в 36% назначались не показанные, а в 2,5% - противопоказанные препараты, тогда как в 31% необходимые медикаменты не были назначены. Установлено, что лечащие врачи, как правило, не учитывают взаимодействия назначенных препаратов, а также противопоказаний при их назначении. В то же время более 300 фирм, в подавляющем большинстве иностранные, не скупятся на затраты для продвижения на российский рынок своих лекарств, поэтому информация об их положительных свойствах намного перевешивает предупреждения о возможных неблагоприятных реакциях. В то же время фармакоэпидемиологические исследования в развитых странах показывают большую частоту неблагоприятных реакций лекарственных препаратов. Так, в США ежегодно 2,2 млн. госпитализированных больных имеют серьезные неблагоприятные реакции лекарственных препаратов; у 106 тыс. они заканчиваются фатально. В некоторых странах более 10% госпитализаций связаны с неблагоприятными реакциями на лекарственные препараты; на лекарственные осложнения тратится до 20% бюджета здравоохранения.
В США стоимость связанных с лекарствами заболеваемости и смертности составляет более 177 млрд. долл., а по сравнению с 1995 г. стоимость связанных с лекарствами проблем более чем удвоилась и превысила стоимость самих лекарственных препаратов. Исполнительный вице-президент и генеральный директор Фармакопеи США Роджер Л. Вильямс в своем докладе на 10-м конгрессе "Человек и лекарство" говорил о создании более безопасной системы здравоохранения США, включающей:
Таким образом, проблема неблагоприятных реакций лекарственных препаратов за последние сто лет не утратила своей актуальности, и пройдет еще немало времени, прежде чем основная масса медицинских работников поймет, что лекарственные препараты могут быть не только малоэффективными, но и вредными для здоровья больных.