Чтобы покорить такую сверхдержаву, как Россия, нашим противникам не нужно прилагать никаких усилий. Главная защита страны - армия вскоре может стать неспособной защитить свой народ. Не нужно никаких бомб и террористов, все произойдет само собой, тихо и без шума.
ПРИЧЕМ проблема кроется не снаружи, а внутри. Военнослужащим России угрожает эпидемия СПИДа, которая в последнее время распространяется все больше и больше. В вооруженных силах она опасна прежде всего тем, что затрагивает самую молодую и здоровую часть населения. СПИД влияет на социальную ситуацию, подрывает мощь страны, разрушает семьи. Своей безопасностью озабочены не только мы, но и США. Именно поэтому Американо-российская конференция по профилактике ВИЧ/СПИДа в вооруженных силах призвала военные и гражданские службы обеих стран включиться в борьбу со смертоносной инфекцией.
Внешне стойкие и непоколебимые военнослужащие на службе оказываются в стрессовой ситуации - вдали от семьи, в непривычной обстановке. Поэтому они и склонны к рискованному поведению, которое выражается в походах "налево" к гражданскому населению. Заместитель помощника министра обороны США по вопросам здравоохранения доктор Дэвид Норман ТОРНБЕРГ считает, что основная причина такой беспечности военных - уверенность в том, что опасность им не грозит. Нужно довести до их сознания, что вирусом заразиться может буквально каждый. Кроме того, должна быть доступна медицинская помощь. И если в США инфицированному предлагается противовирусная терапия из трех препаратов, то армия нашей страны таким сервисом похвастаться не может.
К тому же наши военкоматы не проверяют призывников на наличие ВИЧ/СПИДа, как это делают в США. Вследствие этого с каждым призывом армейские ряды пополняются "свежей" инфекцией. Кстати, в США наличие заболевания практически не отражается на службе. Конечно, если вирус был обнаружен до поступления в армию, то военная карьера не состоится. Если же это случится во время службы, человек не может быть уволен в запас до тех пор, пока в состоянии справляться со своими обязанностями. Благодаря соответствующему лечению, срок его активной службы в вооруженных силах продлится в среднем 15-20 лет. На сегодняшний день в США служат почти 1000 ВИЧ-инфицированных.
Но даже в такой демократичной стране не обошлось без подводных камней: зараженные ВИЧ/СПИДом не могут участвовать в зарубежных операциях (в основном по той причине, что там вряд ли смогут получить необходимую медпомощь), не допускаются к участию в дорогостоящих учебных программах (зачем тратить деньги на "неперспективных" военных?), морские пехотинцы не могут стать сержантами или инструкторами личного состава. Чего ждать российскому зараженному ВИЧ/СПИДом (с 1989 года их выявлено более двух тысяч), если болезнь станет известна, - непонятно.
"Чтобы бороться со СПИДом, России нужно разработать адекватные профилактические программы, тем более что в дисциплинированной армии есть все условия для четкого исполнения указаний, - считает главный государственный санитарный врач Минобороны РФ генерал-майор медицинской службы Павел МЕЛЬНИЧЕНКО. - В нашем распоряжении подготовленные профессионалы, всевозможные НИИ, лечебные учреждения, нужна только правильная стратегия".
Несмотря на то что у нас есть все для борьбы с эпидемией, она продолжает распространяться. То ли мы реагируем медленно, то ли гражданские и военные службы никак не могут скоординироваться. Но уже сейчас целые регионы страдают от СПИДа, в сорока из них количество больных перевалило за тысячу. Это не замедлит отразиться на благополучии России. Мировой банк, озаботившись масштабами эпидемии, спрогнозировал снижение количества рабочей силы в целом по стране, снижение ВВП. Огромные ресурсы уже тратятся на лечение заразившихся, тогда как профилактика в десятки раз дешевле. Про снижение рождаемости и увеличение смертности, в то время как демографическая обстановка у нас хуже некуда, и говорить не стоит. Получается, молодое поколение будет болеть, а будущее по определению здоровым не родится, если появится вообще. Защищать страну станет некому?
ЯЗЫКОМ ЦИФР