Примерное время чтения: 9 минут
552

Кто защитит инвалидов

В редакцию приходит много писем с вопросами о правах инвалидов. "Сколько можно издеваться над инвалидами непенсионного возраста, у которых нет ноги? Каждый год мы должны приезжать и проходить комиссию в поликлинике и ВТЭКе", - спрашивает группа молодых инвалидов из Москвы. Николая Константиновича Жарова из Орехово-Зуева интересует, является ли он инвалидом по зрению из-за потери глаза после безуспешного лечения. Что делать, если отказывают в группе инвалидности? - звучит почти в каждом письме. Непосвященному человеку, особенно больному, трудно разбираться в хитросплетениях законов, тем более что постоянно появляются новые нормативные акты, которые отменяют или дополняют прежние. Поэтому мы попросили адвоката Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать законодательство РФ о защите инвалидов.

ИНВАЛИД - это лицо, имеющее определенные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, у которого есть право на социальную помощь по Конституции РФ и законодательству РФ о правах инвалидов I, II, III групп инвалидности, детей категории "ребенок-инвалид", не достигших 18 лет. Законодательство о классификации и критериях установления группы инвалидности медико-социальными органами в России постоянно меняется при изменении названий госорганов, занимающихся этим вопросом. По старым законам утрата одного или половины органа, руки, глаза, неспособность организма выполнять в полном объеме положенные по законам природы функции рассматривалась органами ВТЭК (затем переименованными в МСЭ) как утрата жизненно важных функций человека, влекущая потерю трудоспособности. Восполнение оторванной ноги, удаленного при операции глаза или отрезанного желчного пузыря невозможно, за исключением удивительных единичных случаев, описанных в достижениях медицины. В эпоху недалекого прошлого ни у кого не вызывало сомнений, что не имеющий одной руки человек является инвалидом. Вопрос был только в том, какую категорию инвалидности присвоить: третью - рабочую или первую, вторую - нерабочие, от которых зависели суммы пенсий и льгот.

Реформа для реформаторов

РАНЬШЕ государство ограничивало возможность работать инвалидам I и II групп, а работающих инвалидов III группы лишало пенсии по инвалидности и инвалидных льгот. В последние годы инвалидное законодательство выровняло права инвалидов всех категорий. Теперь все они имеют право трудиться с сохранением пенсий по инвалидности, льготы при проезде в транспорте, оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, субсидии на санаторно-курортное лечение.

Только наши инвалиды оживились, как на них обрушилась реформа 2004 г., предполагающая с 1 января 2005 г. замену льгот на приобретение лекарств, получение лечения, соответствующего по объему и качеству мировым стандартам, на российские рубли. Каждый регион, город, район как бог на душу положит учитывает своих инвалидов, неимущих и нуждающихся в льготах и дотациях граждан. И пока те в панике обсуждают: взять деньги, несопоставимые со стоимостью положенных льгот, либо дождаться льготной путевки, Правительство РФ весной - летом 2004 г. все старые госорганы здравоохранения и соцобеспечения ликвидировало, аппараты МЗ и Пенсионного фонда объединило в новое Министерство здравоохранения и социального развития. И теперь старые чиновники, получая немалые оклады, по-новому отфутболивают граждан, объясняя, что за долги прежнего Минздрава и Пенсионного фонда они не отвечают. Дабы не лукавили господа аппаратовцы Минздравсоцразвития, обращаю внимание налогоплательщиков, что на министра М. Ю. Зурабова регламентом работы Правительства РФ М. Е. Фрадкова возложен ВЕСЬ высший правительственный контроль и надзор за распределением лекарств между больными, квот на высокотехнологичное лечение, назначением и выплатой пенсий и пособий инвалидам. Проверка жалоб на неустановление либо непродление групп инвалидности - тоже обязанность ведомства М. Ю. Зурабова. Поскольку в Правительстве РФ министр М. Ю. Зурабов отвечает еще и за туризм и спорт, понятно, что ему заниматься только проблемами заболевших людей и инвалидов особо некогда. Надо чаще к нему обращаться со своими вопросами.

Чиновники, призванные отстаивать интересы налогоплательщиков, на деле защищают клановость и закрытость системы льгот, выдаваемых дозированно и избранным. Обжалование вышестоящим медико-социальным экспертам отказов нижестоящих медико-социальных экспертиз в установлении и продлении группы инвалидности чревато получением дополнительных заболеваний, инфарктов, инсультов, неврозов. Ответы-отписки чиновников, как правило, однотипны. Больной и инвалид у них сам во всем виноват - и в своей болезни, и в том, что зря отнимает время у работников органов здравоохранения и социальных служб. Подозрения в симуляции своих недостатков крайне оскорбительны и тягостны для человека-инвалида, просящего не подачку, а то, что положено по законам РФ. Не зря распространено мздоимство. Чтобы не подвергаться унижениям, а быстро и без оскорблений получить и группу, и пенсию, и льготы, люди дают взятки. Нет сил судиться за волокиту, радуются наши инвалиды, что им дали группу, и прощают чиновникам МСЭ все обиды. А зря потворствуют граждане экспертам МСЭ, не наказывают их рублем за их проделки - волокиту и профанацию. Это ведет к тому, что каждый новый инвалид проходит те же круги ада, что и предыдущий. Гораздо дешевле нанять одного адвоката на 10 человек и подать 10 исков, вместо того чтобы судиться в одиночку. При изобличении членов МСЭ с помощью независимых консультантов либо независимой медико-социальной экспертизы в суде те быстренько утихомириваются и выдают удостоверения инвалидов.

Есть и независимые

СОВЕТУЮ инвалидам, обиженным в региональных МСЭ, обращаться к независимым экспертам, имеющим лицензии на выдачу экспертных заключений по определению оснований для установления группы инвалидности. Таких экспертов немало. Их можно найти по реестрам выдачи лицензий на указанную экспертную деятельность, имеющихся в лицензионных органах, деятельность которых для гражданина не может быть засекречена. Сведения о наличии в нашей стране экспертов, лицензированных на производство проверок жалоб инвалидов о незаконном отказе в установлении группы инвалидности, не составляют государственную и военную тайну и должны выдаваться беспрепятственно органами, выдающими такие лицензии. Поиск экспертов возможен всеми законными способами - в экспертных учреждениях Минздравсоцразвития и Минобороны, проводящих независимые от органов здравоохранения экспертизы. Их специалисты выдадут экспертное заключение, проверят доводы инвалида о наличии оснований к установлению группы инвалидности.

Территориальная страховая медицина также обязана проводить проверку по жалобе застрахованного в данном регионе инвалида, поскольку неприсвоение группы инвалидности прямо ущемляет его права на льготное обеспечение лекарствами и способами лечения, путевками. В октябре 2004 г. распоряжением Правительства РФ образовано новое правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в лице опять же министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова, его заместителя В. И. Стародубова и присоединившихся к ним депутатов Госдумы и представителей иных структур. Так что обращаться по вопросу помощи и оплаты консультаций экспертов в случае незаконного отказа выдачи группы инвалидности можно теперь напрямую в новое правление ФФОМС. (Адрес: Москва, Рахмановский пер., 3, или: ул. Новослободская, 37, - к директору ФФОМС А. Таранову.)

Очень жаль, что такие известные юристы, как Генрих Падва, Генри Резник, Анатолий Кучерена, другие адвокаты, занятые на процессах известных олигархов, авторитетов и общественных деятелей, не занимаются защитой прав инвалидов. Ведь большие деньги можно получить и при правильно налаженной исковой работе в их защиту. Иски в суд госпошлиной не облагаются, зато выигрыш ущерба с юридических лиц можно поделить пополам с клиентом-инвалидом. Без опытного адвоката сложно судиться с государственными структурами. Дела данной категории отличаются волокитой в судах. Юристы противоположной стороны пользуются преимуществами госорганов перед жалобщиком, не сведущим в хитросплетениях наших социальных законов, меняющихся так часто, что в суде приходится изобличать самих чиновников в незнании нового законодательства и собственных приказов и инструкций. Но иногда помогает даже простая жалоба инвалида в письменной форме начальству местного органа медико-социальной экспертизы.

Мало написать - надо исполнить

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ могу отметить как юрист, что, на мой взгляд, постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и утвержденные этим постановлением нормативные документы просто ненадлежащим образом исполняются и интерпретируются медико-социальными экспертизами. Например, не применяется перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, утвержденный Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г. Согласно п. 28 Положения о признании лица инвалидом, "переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование". В соответствии с п. 29 этого Положения "без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам" - в соответствии с утверждаемыми критериями. Если независимые эксперты посчитают отсутствие органа и наличие фантомных болей или иных последствий необратимыми анатомическими дефектами, инвалиду надо требовать в судебном порядке по иску к МСЭ признания права на получение бессрочной группы инвалидности.

Лично мне в 15 лет в 1969 г. ВТЭК г. Домодедово установил бессрочную инвалидность III группы при потере одного пальца и травмы руки на заводе. Почти всю жизнь льготами по данной группе инвалидности я не пользовалась, начала пользоваться с 1998 г., когда III группу приравняли ко второй. Но при этом я не ходила на перекомиссии, сама себя избавила от морального унижения доказывать, что новый палец на руке не вырос и фантомные боли в отрезанном машиной пальце я чувствую до сих пор. Очень были удивлены работники пенсионного отдела администрации Советского района г. Орла, когда я встала у них на учет как бессрочный инвалид III группы, и мне поставили штамп в инвалидном удостоверении 1969 г. о том, что я могу ездить на поезде за полцены. Чем я и пользуюсь, пока не отобрали у меня эту льготу. Если бы я не работала и жила только на пенсию по инвалидности III группы, не исключаю, прошла бы издевательства переосвидетельствования по новейшим антисоциальным критериям, применяемым в ущемление ранее установленных Конституцией СССР и законов СССР прав инвалидов и льгот.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно