"ТРЕТИЙ этаж - прием и классификация трупов, - пропела лифтерша.
- Пятый этаж - первичная обработка органов.
- Девятый этаж - косметика, элементарные рефлексы и управление мускулатурой.
В этот момент я представил себе медленно ползущую ленту конвейера с человеческими органами и тканями, над которыми корпят усердные биотехники".
Так увидел фантаст Уильям Тенн Центр утилизации человеческой протоплазмы, или, проще говоря, хранилище человеческих органов. Его герой - капитан боевого космического крейсера неоднократно был ранен. "После каждого ранения меня латали, и я становился как новенький. Даже лучше. Взгляните на эту руку. - Он согнул ее, демонстрируя. - До того как моя старая рука сгорела в бою шесть лет назад, я не мог нарастить на ней такие мускулы. К культе мне приделали руку лучше прежней".
Рассказ, написанный Тенном в 50-е годы, воспринимался тогда как описание медицинских технологий отдаленного будущего, а сейчас - как будущего ближайшего. Уже давно функционируют банки крови, спермы, ученые принялись за создание банков человеческих органов, а, осваивая технологии клонирования, наука шагнула в область тканевой инженерии. Непреодолимая мечта человека - иметь "запчасти" к собственному телу - начинает сбываться.
Наша справка
В 1979 ГОДУ два американских ученых Рейнвальд и Грин разработали метод выращивания клеток эпидермиса, которые называются кератиноциты. По инициативе Института хирургии им. Вишневского в начале 80-х годов были развернуты работы по исследованию этой проблемы. Сотрудникам Института биологии и развития удалось получить эти клетки только в конце 80-х годов. В 1989 году в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга впервые в России была сделана успешная трансплантация выращенных клеток кожи. Благодаря этому методу выжили более ста российских пациентов. Прежде всего это - ожоговые больные.
В наш бурный век сумасшедших скоростей катастрофы уносят жизни огромного числа людей. Почему? Просто многим своевременно не оказывается квалифицированная помощь. При железнодорожной катастрофе в Уфе сгорели заживо около 1000 человек. Считается, что спасательные мероприятия закончились после того, как пациент доставлен в больницу. А как его будут спасать там? Это уже, как говорится, по другому ведомству. В России ежегодно серьезные ожоги получают более 600 тысяч человек. Это население большого города. А в стране всего 70 ожоговых центров, и все они работают с большой нагрузкой, однако, несмотря на это, смертность ожоговых больных довольно высока. Что же может спасти обожженных людей? Только их собственная кожа. Но где ее взять, если у самих пациентов она поражена на 40-50%? На этот вопрос могут ответить гости "АиФ. Здоровья", владеющие технологией искусственного выращивания клеток кожи, заведующий лабораторией Института биологии и развития РАН Василий Васильевич ТЕРСКИХ и старший научный сотрудник Андрей Валентинович ВАСИЛЬЕВ.
Кожа из пробирки
НИКТО не придумал для ожоговой раны покрытия совершеннее Природы. Кожа многофункциональна, и, несмотря на научный прогресс, не все ее функции детально изучены. Буквально 10 лет назад были открыты функции кожи как иммунного органа. Это открытие в иммунологии стало одним из самых выдающихся на протяжении последних десятилетий. Трансплантация кожи даже от другого человека позволяет закрыть рану на время как повязкой, очистить и значительно улучшить ее состояние - фактически залечить рану. К тому же она снимает боль практически за 12 часов. Но чужая кожа рано или поздно начинает отторгаться. Человеку требуется его собственное покрытие. Раньше в таких случаях ожоговую рану закрывали лоскутом, вырезанным из неповрежденного места, оставляя на теле человека шрамы. Но последние 20-30 лет во всем мире используется американская технология выращивания клеток кожи. Из небольшого, в квадратный сантиметр, кусочка кожи выделяют эпидермальные клетки, или кератиноциты. Кожа обрабатывается специальным ферментом - диспазой, трипсином или каллогеназой, который позволяет отделить эпидермис от дермы. После этого клетки эпидермиса разделяются. Эти единичные клетки не любят плавать, им нужно обязательно к чему-нибудь прилепиться. Используя это свойство, их сажают на дно специального пластикового сосуда и выращивают там (путем деления) приблизительно две недели. Теоретически их площадь может увеличиться в 10 тысяч раз. Для сравнения: при открытой ране в естественных условиях кожа закрывает рану со скоростью 2 миллиметра в сутки, это значит, если рана величиной с блюдце, нужно ждать год, чтобы она закрылась. В лаборатории Василия Васильевича этого эффекта добиваются за две недели.
Таким образом, вне организма реконструируется новый эпидермис - тоненькая пленочка, которую нужно открепить от поверхности сосуда с помощью специального раствора - диспазы. Чтобы достать пленочку, сосуд нужно разрезать, после чего он идет в помойное ведро. Разумеется, американское оборудование очень дорого, поэтому лаборатория Терских намного удешевила технологию, предложив выращивать клетки на маленьких коллагеновых шариках (коллаген - вещество, из которого состоят некоторые слои кожи размером с десятую часть миллиметра). Клетки "садятся" на эти шарики. Затем специальная повязка вместе с шариками переносится на рану, где они постепенно растворяются. Коллагеновые шарики играют роль носителя как при выращивании, так и при переносе. В таком виде их удобно хранить, замораживать и выращивать хоть в трехлитровой банке. Врачу очень легко их пересаживать - просто равномерно разместить на ране, перевязать больного, и все. Никаких швов, шрамов, косметический эффект очень хороший. Главное, чтобы пациент дождался своей кожи, ведь для смертельно обожженного человека две недели - огромный срок. Чтобы он не умер за это время, ожоги необходимо временно закрыть чужой кожей. Но это невозможно, потому что сейчас нет ни одного запасного сантиметра кожи. России позарез нужен банк кожи.
Проблема национальной безопасности
ЕСЛИ страна не в состоянии обеспечить сохранение жизни своих граждан в критических ситуациях - это уже проблема национальной безопасности. В России никто не думает о создании банка кожи, такое ощущение, будто этот предмет в мире неизвестен. А зря. Развертывание современного банка кожи, который будет одновременно являться и научно-техническим центром, оценивается от 800 тыс. долларов до миллиона. Я уверена: деньги на подобные медицинские центры в России есть, другое дело - отсутствует опыт подобного рода. Еще 15-20 лет назад хирурги пересаживали человеческую или свиную кожу, доставая ее всеми правдами и неправдами. Сейчас об этом забыли, и те выдающиеся хирурги уже ушли, не передав традиций. Молодежь не делает подобных операций. К тому же не каждой больнице по силам иметь подобный банк, потому что она не сможет обеспечивать соответствующее хранение и безопасность трансплантации кожи. Донорская кожа должна быть проверена на наличие инфекций и вирусов, должна храниться в определенных условиях. Донор должен быть также оттестирован. Чем болел, от чего умер. Чаще "сырье" берут у трупов или пациентов после косметических операций. Кожа должна быть типирована. Например, кожа, типированная по группам крови, сохраняется на ране на 30-40% дольше.
Хотя под руководством Василия Васильевича идея создания банков кожи в России развивается с 1988 года, мало что сдвинулось с мертвой точки.
От вашего стола - нашему
НО МИР не без добрых людей. С 1991 года научные исследования лаборатории Терских поддерживает Министерство обороны и Академия наук. Уже полтора года программу создания банка кожи в России поддерживает американская организация "Айрекс". На деньги этой организации Институту скорой помощи им. Склифосовского было куплено оборудование на 10 тыс. долларов. Если уж речь зашла об Америке, интересно узнать об их опыте работы банков кожи. В США есть горячая линия, по которой можно позвонить в любое время суток и заказать кожу точно к определенному времени и определенным условиям. Квадратный сантиметр выращенной кожи стоит от 3 до 5 долларов. Более того, они используют систему срочной почты с доставкой за 24 часа и по почте отправляют сосуды с кожей даже в другие страны. А нам хотя бы себя кожей обеспечить. Например, потребность города Санкт-Петербурга - 200 кв. метров в год. Откуда же у американцев "закрома" человеческих "запчастей"? Оказывается, быть донором в Америке очень почетно, хоть и бесплатно. Они всегда имеют при себе значок в виде зеленой ленточки, который носят с особой гордостью. Это означает, что человек абсолютно здоров не только физически, но и социально, потому что, завещая свои части тела после смерти, он думает не только о себе, но и об окружающих.
Невидимые миру слезы
В НАШЕЙ стране огромное количество людей страдают трофическими язвами. Старение населения, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, слабый иммунитет - вот небольшой перечень причин их возникновения. Многие виды этих заболеваний неизлечимы. Человек, страдающий трофической язвой (незаживающей раной), находится в заколдованном круге. Из-за инфекции, которую нельзя подавить, и плохих сосудов, не обеспечивающих хорошее кровоснабжение ткани, сосудистый хирург никогда не возьмет на операцию этого человека. Поэтому люди много лет живут с подобными ранами и умирают от них. На улице мы таких людей не увидим. Их можно встретить, придя в любую городскую больницу в гнойное отделение. Они - отверженные, бедные старики, бомжи, асоциальная молодежь - алкоголики и наркоманы, все чаще встречаются бывшие "новые русские". Когда-то эти люди были толстыми, пьющими, курящими, употребляющими наркотики, при этом думали, что им все позволено, а сейчас сидят кто без руки, кто без ноги. Излишества бесследно не проходят. Никто из нас не застрахован и от несчастных случаев, например, сильного ушиба, когда бедро превращается в сплошной синяк. Вдруг эта гематома в силу каких-то причин, например раздробления тканей, начинает нагнаиваться. Открывается рана размером 600 кв. сантиметров. Ее вскрывают, и дай бог, чтобы все прошло хорошо. Но в некоторых случаях такое неудачное падение может привести к потере ноги. Вот где нужна трансплантация кожи. Так, может, хватит хотя бы воздвигать никому не нужные памятники, а направить эти деньги на создание банков кожи? Дать людям шанс излечиться.
Жаль, что Кутузов не дожил до этих дней
ВО ВСЕМ мире хранилища кожи одновременно занимаются выращиванием клеток кожи и создают их запасы. Казалось бы, какая разница - кожа или ее клетки. Разница значительная. Использование клеток кожи и их трансплантация расширяют возможности лечения неизлечимых доселе болезней. Эффективность использования клеток кожи для лечения ран, язв, ожогов намного выше использования самой кожи. Но для этого в руках нужно иметь весь арсенал. Лаборатория Терских работает с семью госпиталями - Институтом Склифосовского, Военным госпиталем имени Бурденко, 29-й городской больницей и кафедрой военно-полевой хирургии при ней, Институтом глазных болезней им. Гельмгольца, МНТК микрохирургии глаза, 3-м госпиталем Министерства обороны в Красногорске, Кожно-венерологическиим институтом. Они знают об этих методах и могут ими воспользоваться.
Трансплантация аллогенной кожи или трансплантация искусственно выращенных клеток кожи - щадящие методы для пациента. Наркоз при этом не нужен. Если рана хорошо подготовлена, больной не испытывает никаких болевых ощущений.
С помощью этого метода вылечили свищ величиной с кулак около почки. На протяжении полутора месяцев доктора раз в неделю делали трансплантацию. Таким образом удалось нарастить собственную кожу больного, и свищ закрылся без каких-либо операций. Из-за эрозии шейки матки женщина никак не могла родить. Благодаря клеткам кожи, введенным через шприц (!), на свет появился новый человек. В Институте глазных болезней им. Гельмгольца под руководством сотрудников лаборатории врачи впервые в мире восстановили конъюнктиву человеку, потерявшему глаз. Его глазница стремительно зарастала, так что нельзя было вставить протез, и хирург был вынужден формировать глазную орбиту хирургическим путем. Но даже после нескольких подобных операций глазница упорно продолжала зарастать. Положение спасла трансплантация аллогенной кожи. Святослав Федоров по этому поводу сказал: "Как жаль, что Кутузов не дожил до этих дней!"