Примерное время чтения: 18 минут
189

Преодолеем вместе

Теперь ты не будешь такой одинокой, потому что у тебя есть я

В шестом номере газеты "Аргументы и факты" за этот год мы рассказали о самой тяжелобольной девочке Латвии Агнессе КРУСКОПЕ, которая не дышит самостоятельно десять из своих шестнадцати лет. Для тех, кто не читал материал в "АиФ", вкратце передадим его суть.

Агнесса Крускопе родилась 18 октября 1983 года. Первоначальный диагноз - органическое повреждение центральной нервной системы". 11 января 1987 г. перенесла травму головы и позвоночника. 9 февраля 1990 г. - еще одна травма шейного отдела позвоночника. С этого времени подключена к аппарату искусственного дыхания. Более двух лет провела в реанимационном отделении детской клинической больницы. С июня 1992 г. живет в юрмальском реабилитационном центре "Вайвари". По словам бабушки Агнессы Вии Спроге, девочку в прямом и переносном смысле не ждали. Врачи по каким-то причинам, скорее всего по халатности, не смогли определить, что родится двойня. И, после того как на свет благополучно появилась первая девочка, вторая просто-напросто упала в тазик... К сожалению, вылечить девочку невозможно. Даже на Западе. Да ее и не лечат. В реабилитационном центре "Вайвари" она просто живет.

Больше всего Агнесса любит рисовать, и это у нее совсем неплохо получается. Еще она любит смотреть телевизор, не пропускает ни одной религиозной передачи, а самая заветная ее мечта - получить в подарок от Деда Мороза на Рождество мобильный телефон. Тогда бы она смогла разговаривать с мамой, бабушкой, братом, сестричкой, которые живут далеко от Юрмалы и не могут ее часто навещать.

Сказка, ставшая реальностью

ЗА НЕСКОЛЬКО месяцев, прошедших с момента публикации в "АиФ", Агнесса получила более пяти тысяч писем из разных уголков мира, но главное - осуществилась ее мечта: российский адвокат Владимир РЯБИННИКОВ, в настоящее время работающий в Германии, подарил девочке мобильный телефон.

Нянечки и сестры не успевают читать Агнессе письма, которые идут нескончаемым потоком. Сама Агнесса читать по-русски не умеет. "Правда, теперь, - отмечает доктор реабилитационного центра "Вайвари" Зигрида КРУМИНЯ, - у девочки появился стимул учиться".

- Напишите в газете, что я очень благодарна всем, кто написал мне, - попросила Агнесса. - Пусть не обижаются, если я кому-то не смогу ответить.

И дело здесь даже не только в том, что писать по-русски Агнесса тоже не умеет - ребята из близлежащей школы охотно помогли бы ей отвечать на письма. Пенсия, которую Агнесса получает по инвалидности, составляет всего 35 латов - это около 50 долларов, и этих денег не хватит даже на несколько десятков конвертов.

- По 70-100 писем в день приходит, - говорит бабушка Агнессы Вия Спроге. - Смотрите: Израиль, Ханты-Мансийск, Австралия, Республика Коми, Италия. Многие присылают игрушки, сувениры... Только вот из Латвии, от латвийских детей писем почему-то нет.

Вытаскиваю наугад из огромной пачки только что принесенных, еще не распечатанных писем, одно:

- Можно, Агнесса?

- Можно, только читайте вслух.

"Здравствуй, дорогая наша девочка! Здравствуй, моя внученька! Я не оговорилась, я тоже из Крускопов. Мой прадед в конце 19 века с такими же, как и сам, бедняками дошел до Белоруссии, где под Борисовом тогда жило много латышей. Его сын Иван имел хутор в Лобачихе, и было у него 11 детей, в том числе и мой отец. До войны я с родителями жила в Витебске. Потом война закинула нас в Казань. Сейчас мне уже много лет - 67. У меня есть дочь Наташа - это твоя тетя и сын Павел - твой дядя. Наташа несколько раз была в Риге, пыталась найти кого-нибудь по фамилии Крускопе, но не смогла, и вот несколько дней назад Павел открыл газету "АиФ", а там наша фамилия. Я совершенно убеждена, что ты нам родная. Целую тебя и обнимаю, твоя бабушка Леонарда, Татарстан, Казань".

- Не может быть! - Вия берет у меня конверт, разглядывает обратный адрес. - Хотя... Нет, слишком хорошо, чтобы быть правдой. Прямо как в сказке.

Однако я замечаю, что обратно в общую кучу письмо не возвращается.

Пока мы чувствуем чужую боль, как свою, Россия не умрет

- Я ДАЖЕ не представляла, что мир такой огромный, не знала о существовании многих стран и городов, откуда приходят письма, а главное, что там живет так много добрых, отзывчивых людей.

В самом деле сколько тепла, неподдельного сочувствия, желания помочь (зачастую не только словом, но и делом - о чем свидетельствуют хотя бы десятирублевые бумажки, которые наши, российские, отнюдь не жирующие пенсионеры вкладывали в конверты) попавшему в беду пусть и незнакомому человеку. Прав адвокат Рябинников, сказавший, передавая представителю "АиФ" телефон для Агнессы: "Пока есть у нас люди, способные чувствовать чужую боль, как свою, не так уж плохи дела у России".

Хочу привести выдержки из малой толики писем, полученных Агнессой, разумеется, с ее разрешения, чтобы мы все еще раз вспомнили о таких понятиях, как сострадание и милосердие, которые, слава богу, для многих из нас не утратили своего первозданного смысла и значения.

"Агнесса, здравствуй! Мне 20 лет, я учусь в Иркутском педагогическом университете. На фотографии в газете ты прекрасно выглядишь, у тебя замечательные добрые глаза. Я надеюсь, что мы с тобой станем друзьями. В свое письмо я вкладываю все свое душевное тепло и надеюсь, что это послание доставит тебе немного радости. На Новый год я всегда загадываю одно и то же желание, чтобы все мои близкие были здоровы и счастливы. Теперь в канун каждого Нового года я буду и тебе желать здоровья и благополучия. Иркутская область, Наталья П е р е л я е в а".

"Привет, Агнесса! Я живу на полуострове Таймыр, неподалеку от Норильска. Каждый день молюсь за своих друзей и родственников, а теперь буду молиться и за тебя. Моя самая большая мечта - стать врачом и помогать людям. Может, когда-нибудь я и тебе смогу помочь. Катя Х о т е е в а, Красноярский край".

"Дорогая наша Агнесса, ты удивительный человек: твоей силе духа, твоему мужеству может позавидовать любой. Считай, что у тебя появилось на 21 друга больше. Это мы и наш классный руководитель Людмила Кузьминична. Мы принимаем тебя в свой класс. 8 "Б" в полном составе, поселок Жатай, Республика Саха, Якутия".

"Агнессочка, здравствуй! Я была просто потрясена, когда прочитала о тебе. Какая ты сильная, добрая и красивая девочка! У меня растет маленький сыночек, когда он немного подрастет, я обязательно расскажу ему о тебе. Лена Ш е м я к и н а, Санкт-Петербург".

"Здравствуй, милая девочка! Всю свою жизнь я проработала врачом. А сейчас сама очень больна: нарушено мозговое кровообращение, в результате которого совсем не работает левая рука, а по квартире я хожу с палочкой. Несколько месяцев после инсульта я была в жутком состоянии, а потом поняла, что, раз жива, надо приспосабливаться к жизни, и стала учиться все делать одной рукой. Первым делом я научилась чистить картофель, потом - резать лук. Наконец настал день, когда я смогла сама сварить суп. Представляешь, какая я была гордая, когда родные пришли с работы домой, а там их ждал обед, правда, очень простой, но вполне съедобный. Ты, наверное, думаешь, а зачем обо всем этом пишет тебе какая-то незнакомая бабушка. А для того, лапонька, чтобы ты поняла - человек многое может, если постарается и захочет. Обнимаю тебя, мой маленький друг, бабушка Валя".

Даже из зоны приходят искренние, добрые письма:

"Здравствуй, Агнесса! В исправительной колонии я уже два года. А до этого год был в тюрьме. Здесь вполне можно жить, но, к сожалению, осужденные очень редко относятся друг к другу с добром. В основном клевещут, завидуют и злятся. Хотя и на свободе многие так живут. Я люблю читать, особенно о Боге и о том, как в него надо верить. До того, как попасть в тюрьму, я совсем не верил в Бога, поэтому успел понаделать очень много отвратительных и глупых поступков. Сейчас я, конечно, тоже не очень хороший человек, но, по крайней мере, хочу стать лучше. Господи, милая девочка! Как я желаю, чтобы у тебя все наладилось. Как бы мне хотелось показать тебе горы, да и многое-многое другое, чем богат этот мир. Помогай тебе Бог, Агнесса. У тебя доброе лицо, и ты, наверное, очень хороший человек. Я верю, что все у тебя будет еще замечательно. Андрей, Карелия, УМ 220/9".

"Ты за границей, а я - в Европе"

ПОПАДАЮТСЯ среди писем и такие, которые невозможно читать без улыбки.

"Здравствуй, Агнесса! Мне 10 лет. Я верю, что когда ты вырастешь, то сможешь дышать самостоятельно и станешь красивой и здоровой. Ты не поверишь, но у меня разные глаза: один серый, другой зеленый. А я живу и не отчаиваюсь. М ы л ь н и к о в а Ирина, Украина, Одесса".

"Привет, Агнесса. Я учусь в 9-м классе и живу в деревне под именем Кильмюшево, но мне нравится в ней жить. Мне больше писать нечего. Надеюсь, ты ответишь на мое письмо, хотя знаю, что оно не скоро придет, через год или два, ты же за границей все-таки, а я - в Европе. Света В а с и л ь е в а, Чувашия".

"Привет, Агнессочка! Мне 21 год. Больше всего я люблю кушать. Многие даже удивляются, что я так много ем и остаюсь стройной. Наверное, у меня хорошо работает желудок. А какое у тебя самое любимое блюдо? У меня, например, все блюда любимые. С большой любовью к тебе, твоя новая подружка Виола, Узбекистан, Ташкент".

Кому-то история Агнессы помогла взглянуть на мир и окружающих другими глазами.

"Агнесса! Знаешь, прочитав о тебе, я стала с большим пониманием относиться к окружающим. Я осознала, что еще ничего хорошего не сделала в своей жизни, а ведь мне уже 14 лет. Хотя если на меня посмотреть, то я вовсе не кажусь маленькой: я толстая, высокая дура. В школе учусь кое-как, дружу с пацанами. Ты не представляешь, каким я была плохим человеком, но благодаря тебе нашла свое второе "я". Лена Е р м а к о в а, Красноярский край".

Есть письма, в которых люди рассказывают Агнессе о своей жизни, делятся с ней, как с близким человеком, своими историями.

"Привет, Агнесса! Летом у нас случилось очень необычное событие - бабушка моей подруги выиграла в розыгрыше местной газеты свинью. Свинку назвали Борис Ельцин, почему, не знаю. Вообще у нас лето какое-то свиное было. Потому что я тоже свинью видела. Первый раз. Я с моей другой подругой ездила в деревню, а там как раз сенокос был. Соседи, видя, что мы слоняемся без дела, поручили нам накормить свинью. Но не сказали, каких она размеров. А мы этих свиней видели только по телевизору и решили сначала на нее посмотреть. Так и сделали. И увидели, как из хлева вылезает свинища метр в объеме и три в длину. И это чудовище начинает носиться по всему свободному пространству, как молодой олень, и сшибать все на своем пути. Мы там чуть не отпали. Наконец свинья наносилась вволю и стала есть навоз с порога своего жилища, а мы стали думать, как ее засунуть обратно. В результате я решила ее уговорить, спустилась вниз, дрожа от страха, стала общаться со свиньей. Она же, не внемля моим разговорам, грызла порог, а потом, съев весь навоз, потянулась за новым, однако не удержалась и свалилась к себе в хлев. Тут я ее быстренько и закрыла. А эта туша начала ломиться в дверь изнутри, мы еле удержали дверь. В общем, когда она успокоилась, мы твердо решили, что кормить ее не пойдем. Аня Я к у ш е в а, Киров".

"Дорогая Агнесса! Раньше я жил в Чечне, в Грозном. Там работали четыре нефтеперерабатывающих завода, и мы задыхались от смога. По утрам в хорошую погоду я иногда видел горы и моя душа всегда стремилась к ним. Помню, мальчишкой я написал стихотворение, в котором были строчки: "Не лучше ли жить в горах Альпийских, бродить в лугах, чем мучаться в этих лживых задымленных городах". Мои мальчишеские мечты сбылись, только на сердце грустно и тревожно. В этом году моему старшему сыну Виктору исполняется 18 лет. Что ждет его впереди? Младшему Эдуарду 13 лет. Я привез их в горы, о которых мечтал с детства, но они им не нужны. Их манят большие города, хотя место, где мы живем, очень красивое. Рядом протекает горная река Лаба, в реке водится форель, в лесах и на склонах гор много всякого зверья: олени, волки, зайцы, лисы, зубры и даже медведи. Растут айва, виноград, кизил, черешня. Полно грибов. Обнимаю тебя, Агнесса, с уважением Юрий, Краснодарский край".

А есть совсем коротенькие письма всего в несколько строчек.

"Привет, Агнеска! Мне 16 лет. В Германии живу почти 2 года. У меня очень много друзей в разных странах, очень надеюсь, что теперь будет подруга и в Латвии. Теперь ты не будешь такой одинокой, потому что у тебя есть я и на меня ты можешь всегда положиться. Твоя Таня".

"Дорогая Агнесса, хочу, чтобы ты знала, мы думаем о тебе и желаем выздороветь. Семен Г о р д о н, США".

"Агнесса, сейчас я служу в израильской армии, но, как только я попаду в Иерусалим, обязательно помолюсь за твое здоровье у Стены Плача. Оля О с т р о в е р, Израиль".

"Дорогая Агнесса! Я мало пишу по-русски, но хочу сказать тебе, что у тебя есть друг даже здесь. Это я, Атиллио Р и б о р а. Италия".

"Милая внученька Агнесса! Не падай духом, крепись. Авось что-нибудь да придумают, чтобы помочь тебе. Маргарита Ивановна К а б а н о в а, Санкт-Петербург".

Наверное, у него есть другая женщина

ХОЧЕТСЯ верить, что это действительно случится и Агнессу удастся вылечить - медицина ведь и в самом деле не стоит на месте. Пока же девочка живет и на судьбу не ропщет.

- Если бы я не была такой больной, у меня бы не было столько времени молиться Богу, сколько сейчас.

Жизнь продолжается. Не так давно Агнессе понравился мальчик, который так же, как и она, живет и лечится в реабилитационном центре "Вайвари". "Бабушка, когда меня немножко подлечат, чтобы я смогла хоть на одной ножке постоять перед алтарем, ты мне сошьешь белое платье?" Правда, в последнее время Янис неважно себя чувствовал и навещал подружку не так часто, что позволило Агнессе испытать еще одно чувство - ревность. "Я так думаю, что у него где-то есть другая женщина", - заявила девочка. Жизнь продолжается...

Еще раз от имени Агнессы хочу поблагодарить всех, кто не остался равнодушен к ее судьбе. Ваше душевное тепло и участие согрели латвийскую девочку. Однако оглянитесь вокруг, дорогие соотечественники, может быть, в эту самую минуту не где-то за тридевять земель, не в другом государстве, а рядом, у вас под боком, кто-то нуждается в помощи...

P. S. Мы обратились в епархию Русской Православной Церкви в Латвии, а также к руководству телефонных компаний LMT и BALTCOM помочь своей соотечественнице в оплате телефонных счетов. Хотя бы на минимальную сумму. Ответ пока не получен.

Мечтаю поймать божественную искру

Жена Юриса Петерсонса трагически погибла - утонула в 1994 г. Младшей дочери было тогда всего полтора месяца. Старшему сыну - 14 лет. А всего детей у Юриса пятеро. У старшего уже своя жизнь. Он живет отдельно, учится в полиграфической школе. Четверо малышей живут с отцом. И все они неизлечимо больны. Врачи, по словам Юриса, сами толком не знают причин и характера этого заболевания, которое называется целиакия, и проявляется в том, что организм не просто не усваивает мучные изделия - для него это яд. Кусочек сдобной сладкой булочки ведет к отравлению крови, немедленной госпитализации и продолжительному лечению.

- УМЕНЯ никогда не возникало даже мысли определить детей в детский дом, хотя родственники жены настоятельно советовали это сделать. А когда несколько лет назад я и два мальчика заболели туберкулезом, они и вовсе от нас отвернулись. Даже звонить перестали. Правда, Агнессе пришлось все-таки познакомиться с детским домом: она провела там первые полгода своей жизни. Я еще тогда работал, однако регулярно навещал ее. Но однажды вдруг заметил, что девочка перестает меня узнавать, и тогда, не раздумывая, забрал ее домой. Работу, разумеется, пришлось оставить. Сейчас дети подросли, но новую работу найти я уже не могу. По профессии я патентовед. В свое время окончил в Москве высшие государственные курсы руководящих работников и патентоведов. Во-первых, в моем возрасте, мне 53 года, работу найти практически невозможно. Во-вторых, я инвалид второй группы, больные сосуды. Раз в год должен ложиться на операционный стол, чтобы не оставить детей круглыми сиротами. Ну и, в-третьих, дети часто болеют. С кем их оставить? Кроме того, если детсадовское меню Агнессы не соответствует ее обычному рациону, мне приходится забирать ее, кормить обедом дома, а потом вести обратно. Побаловать детей хлебом из рисовой и кукурузной муки или диетическим печеньем удается крайне редко. Наших инвалидных пенсий едва хватает на самое-самое необходимое. Знакомые иногда спрашивают, а не думаешь ли ты создать новую семью? Думать-то об этом можно, но... Найти жену-любовницу для себя или мать-хозяйку для детей? Меня ни тот, ни другой вариант не устраивает. Не знаю, может, у меня завышенные требования, может, такой женщины, которая меня бы устроила, и не существует. Встретить и любимую женщину, и заботливую мать чужим детям - это ведь все равно что божественную искру поймать. Я знаю женщин, которые говорят: "Как мне надоело сидеть дома с ребенком, как я устала". А я-то сижу с четырьмя. Да, тяжело, порой очень тяжело. Иной раз после стирки, готовки, уборки с ног валишься, спать хочется смертельно, но кто-то из малышей плачет, не может заснуть, и ты должен встать с постели, пойти к нему и сидеть рядом, пока он не успокоится. И все равно, как бы трудно ни было, я никогда не соглашусь расстаться хотя бы с одним из них. Был, кстати, случай, когда мне предложили пристроить кого-нибудь из детей в хорошую семью на Западе. Я отказался. И не жалею об этом. А может, мне еще и посчастливится поймать свою божественную искру.

P. S. Если найдется добрая женщина, которая захочет познакомиться с Юрисом Петерсонсом, - в редакции имеется его телефон.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

БОЛЕЗНИ ребятишек Юриса скорее всего чисто психосоматические. Возникли они в результате психической травмы. А развились в хронические заболевания потому, что после смерти матери малышам не оказали своевременную психотерапевтическую помощь.

Каждый ребенок в своем развитии проходит четыре кризисных периода: рождение, три года, пять-шесть лет и подростковый возраст. Если в эти годы он теряет мать или обоих родителей, его здоровье требует пристального внимания. Почти все дети Юриса в момент смерти матери находились у опасных возрастных границ. Особенно тяжело пришлось Агнессе.

Уже то, что отец сделал все возможное, чтобы смягчить последствия утраты, безусловно, очень сильно помогло ребятишкам. В детдоме, среди чужих людей им в любом случае жилось бы хуже.

Однако, ни отец, ни его дети не прошли до конца все стадии потери близкого человека. Они не приняли ситуацию такой, какая она есть, не успокоились. По всей вероятности, застряли на шоковой или болевой фазе. Это тоже могло способствовать переходу болезней в хроническую стадию. Сейчас, когда дети подросли, Юрису неплохо бы попытаться в чем-то изменить созданную им модель семьи и пустить в дом ветер перемен. Для этого:

Оставаясь нежным, любящим отцом, перестать быть матерью.

Не замыкать детей в узком семейном кругу. Учить их выживать в окружающем мире, полном трудностей, опасностей и боли.

Стремиться почаще устраивать всевозможные семейные праздники. приглашать в дом знакомых женщин.

Как бы ни было трудно и некогда, хоть немного времени уделять самому себе, самоанализу, делать для себя что-то приятное.

Несмотря на большое количество проблем и детей, все-таки поискать добрую, терпеливую подругу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно