Сергей НИКОНЕНКО сейчас снимается в своей 118-й роли в кино! Одна из его самых ярких работ - в незаслуженно забытом, очень светлом фильме "Пой песню, поэт", где Никоненко сыграл Сергея Есенина. Мы и встретились с ним в Есенинском центре - небольшом музее, целиком созданном руками актера. Прерывая интервью, то и дело звонил телефон. Извиняясь за очередной звонок, Никоненко пояснил, что поддерживает отношения с людьми, близко знавшими Есенина. В частности, к нему приезжала ученица Айседоры Дункан и, несмотря на свой более чем преклонный возраст, демонстрировала... балетные па!
- Сергей Петрович, ведь этим людям уже за 90! Но они сохранили ясный ум, они по-прежнему деятельны, тогда как следующие поколения зачастую умирают совсем молодыми. В чем дело? Что в них есть такого, что утратили мы?
- Я не врач и, наверное, точных рецептов не могу дать... Но всех их отличает обстоятельность, несуетливость. Мой отец, к примеру, прожил 80 лет, будучи раненным на гражданской... или даже на Первой мировой войне. А когда гибнет Шукшин в 45 лет, невольно задумываешься: что ж так? Он же с Алтая, а там - изумительная природа, все целебные травы растут. То ли годы были такие голодные, то ли рано он уехал оттуда. Или, уехав, силы потерял, как Антей, оторвавшийся от земли. Мне трудно это объяснить. Есенина не стало в 30 лет! По нынешним меркам - мальчик! И Пушкин мог бы жить... Все его потомки жили очень долго. Его дочь - Мария Александровна - дожила до советской власти. Родившись, по-моему, в 1832-м (если не в 1831-м!), она умерла в 1919-м. И еще бы пожила, очевидно, но вот советская власть, в лице Луначарского, обделила ее буквально куском хлеба - элементарной социальной помощью, от чего и сегодня, кстати, многие-многие старики уходят из жизни.
Лев Николаевич Толстой, проживший очень долгую и очень непростую жизнь, все время сражался с болезнями и все время себя закаливал. И у него была поразительная работоспособность: 90 томов человек написал пером, от руки! Так что труд - это большой залог здоровья. Но есть одно условие: труд должен быть любимым, он не должен быть проклятием. Вот я - затеял этот есенинский уголок, а меня спрашивают: "Зачем вам это надо?!" Да удовольствие я от этого получаю! Просто удовольствие! Я иногда обращаюсь к кому-нибудь просто за советом, а они никак не могут поверить, что я пришел не за материальной помощью!
- А вы как-то поддерживаете свое здоровье? Спортом занимаетесь?
- Да, занимаюсь. Не спортом, конечно, - зарядкой. Причем очень щадящей зарядкой. С утра надо как следует потянуться - это от природы, это очень полезно. Потом я делаю 8 приседаний во 2-й, по-моему, балетной позиции - ступни на одной черте и направлены в противоположные стороны. И так - медленно-медленно приседаешь, даже держась за что-то, но - с прямой спиной. Это очень хорошо тянет мышцы ног, практически все участки.
- Мне рассказывали, что на фестивале "Кинотавр", утром, когда все еще спали, вы уже плавали - "нарезали круги".
- Я люблю утренние купания... как и вечерние. Они очень бодрят. Я и сейчас, когда с утра душ принимаю, то не забываю про ледяную водичку. Выключу горяченькую и... хотя бы побрызгаю на себя ледяной. Попробуйте с утра побрызгать на себя ледяной водичкой. Чуть-чуть покричите, да! Но необыкновенно полезно! А мой знакомый батюшка - настоятель церкви Святой Троицы, что в Останкино, уговаривает меня: "Сережа, приходите, будем вместе в прорубь залезать! Прямо в Останкино, рядом с церковью... И вытираться не надо - оденетесь потом в свою же одежду, и вам будет тепло..."
- Кошмар!
- Да! Но он настолько убедителен, что я, наверно... ну не этой зимой, а следующей, но попробую!
- Весь телецентр сбежится!
- Пускай сбегаются! Пускай снимают и показывают, как человек впервые в жизни спускается в прорубь! А еще я убежден, что один из главных факторов укрепления здоровья - хорошее настроение. Очень хорошо для здоровья общаться с людьми, которые тебе дороги, которых ты любишь, с теми, кто симпатичен. С теми, кто вызывает у вас хорошие эмоции, пробуждает добрые чувства. В свою очередь и вы у них, соответственно, будете стимулировать хорошее настроение.
Еще замечательно пойти, уединиться и тихо поговорить со Всевышним. Неплохо сходить в церковь.
Кроме того, христианство подразумевает молитву с постом. Вот что идеально-то соблюдать для здоровья! Тому, кто хочет жить долго, надо следовать одной-единственной диете, придуманной тысячелетия назад: соблюдайте посты. Потрясающая диета! Тем более сегодня, когда многое стало доступным. Это, правда, несколько недешево - перейти на питание орехами, грибами, овощами, фруктами. Это, может быть, даже дороже, чем покупать мясо. Но мы же говорим о здоровье!
- Сергей Петрович, а у вас никогда не было в жизни комплексов из-за невысокого роста?
- Был комплекс. Еще до института. Тогда мне уже исполнилось 16 лет, а меня из-за роста не пускали на вечерние сеансы в кино. И вот я шел с девушкой на последний сеанс, а в рукаве прятал паспорт. Протягивал билеты и потихоньку показывал билетерше паспорт, но так, чтобы девушка моя не видела. А так вообще - не припомню, чтобы мне когда-нибудь рост мешал.
Вообще все гениальные люди (кроме Петра I) были очень невысокие: и Пушкин, и Лермонтов, и Суворов, и Наполеон... Да-да! Правда, когда я поступал в театральное училище, на меня как-то с недоверием посматривали: "А сколько вам лет? Вы что, школу уже закончили?" Я в свои 18 лет выглядел, наверное, лет на 15. А при этом читал на экзамене очень серьезные произведения.
Курс этот набирал актер, которого я очень любил, - ныне, к сожалению, уже покойный Анненков Николай Александрович. Он мне сказал: "У вас какое-то несоответствие внутренних и внешних данных. Вы еще очень юный, а пытаетесь уже изображать какого-то героя". И не принял...
Набрал курс, на котором учились Виталий Соломин, Олег Даль, Виктор Павлов, Миша Кононов... Вот с такими ребятами я конкурировал при поступлении! Они тоже не отличались ахти каким ростом, но чуть-чуть повыше, чем я, все-таки были. А вот Есенин был ровно моего роста! Его замеряли в Германии, когда повторно регистрировали брак с Айседорой Дункан. Его рост был 168 см. Мне в жизни хватило этого роста сполна!
- Чем вы сейчас занимаетесь? Есть ли у вас работа?
- Моя первая и главная профессия - киноактер. Сейчас я снимаюсь в новой картине, которая называется "Новый год в октябре, или 30 лет спустя". Ставит ее режиссер Иван Попов по собственному сценарию, написанному в соавторстве с Алексеем Зерновым. Сам как режиссер я очень давно уже ничего не снимал, за неимением средств на это. А просить, долго ходить "с протянутой рукой" я не умею.
Продолжаю играть в антрепризном спектакле "Нина" по пьесе Андре Руссена. Это спектакль очень необычного жанра: комедия с убийствами! Репетирую в новой антрепризе по произведению Виктора Пелевина "Чапаев и пустота". Играю... Чапаева! Это все - круг моих занятий, за которые я получаю деньги. А Есенинский центр, где мы с вами сейчас находимся, - это для удовольствия! А хорошее настроение (повторюсь) стимулирует здоровье. В свою очередь хорошее настроение стимулируют веселые, жизнерадостные люди. И вовсе не обязательно это те, кто работает на эстраде. На эстраде работают за деньги. А вот те, кто "за любовь" работает, они гораздо веселее и остроумнее! Этих людей можно найти повсюду. Побеседуйте с ними! Это вселяет очень большой оптимизм!