Еще в 1989 году, за несколько лет до громких разработок американцев, российский психолог-практик Михаил ЛЕЖЕПЕКОВ открыл, что синдром хронической усталости заражает страхом душу человека, а затем, на физическом уровне, вызывает хроническую слабость, утрату иммунитета и открывает дорогу болезням. Возможно, что Михаилу Михайловичу удалось раскрыть тайну возникновения болезней. И была она спрятана не где-нибудь, а именно в эмоциональной плоскости человеческого организма.
МАЛО кто всерьез рассматривает эмоции как потенциал для возникновения болезней, и в первую очередь тяжелых.
Не случайно физические и психические заболевания поставлены в один ряд, потому что для человека нет никакой разницы, что приведет его к смерти. Когда человек напуган страшным диагнозом, то страх перед смертью сделает невозможным его исцеление только путем медикаментозного лечения, пусть даже самого прогрессивного. Как реанимировать испуганную душу, которая "умирает" всякий раз, когда человек испытывает подобный страх?
По утверждению Михаила Лежепекова, эмоция страха не просто руководит нашим организмом, она контролирует срок его физической жизни. Человек боится остановки сердца или внезапного удушья, думая, что это и есть причина его преждевременной смерти. Но он даже не догадывается об истинном виновнике трагедии...
- Михаил Михайлович, вы не только объясняете причины смерти и природу человеческих болезней, но и утверждаете, что знаете способы исцеления. Почему вы уверены в том, что ваше знание - истина?
- Думать по-другому - значит не верить собственным глазам, когда видишь, как меняется человек после освобождения от накопленных страхов и обид, каким счастьем светятся его глаза, как ликует его душа, потому что к ней проявили интерес, о ней позаботились.
За много тысяч лет мы овладели элементарными навыками мыть руки, чистить зубы, причесываться, принимать душ. Но нас никто и никогда не учил гигиене души. Нам по каким-то странным причинам забыли сказать о том, что внутри нашего тела есть нечто, что требует ухода и заботы не два, не три и даже не десять раз в день, а постоянно. Если бы с детства нас учили "смывать" со своей души все страхи и обиды, а не лепили бы из нас сильных личностей, которые сдерживают внутри себя все переживания, то, уверяю вас, многие люди никогда бы не узнали, что такое болезни. Наша душа, вечно испуганная страхами, похожа на сковородку, на которой каждое утро жарят яичницу и никогда после этого не моют.
Именно наша душа, а не голова хранит в себе всю информацию о пережитых стрессах, самым разрушительным и опасным из которых для нее остается обида.
С детства нам внушали, что обижаться и бояться - стыдно. Поэтому с подобными проявлениями слабостей мы привыкли бороться. Но как? Обижаясь, вы делаете вид, что ничего не случилось. Когда вам страшно, вы твердите: "Я не трус, я справлюсь, я сильный". На самом деле практика самовнушения не избавляет человека от страха, а только загоняет его глубоко в подсознание, откуда он, как за ниточки, дергает весь организм, направляя его по пути еще большего страха. Но человек никогда не связывает уже пережитый в прошлом страх с тем заболеванием, которое его настигнет в настоящем или будущем.
- Михаил Михайлович, почему вы все сводите только к эмоциям страха? Есть же, в конце концов, просто вирусные инфекции.
- Я вам расскажу очень старую притчу, и вы сами найдете ответ. Один человек бродил по миру и однажды встретил Чуму. Он остановился и спросил ее: "Чума, куда ты идешь?" - "Я иду в соседний город, чтобы унести тысячу жизней", - ответила она. На том и расстались. Через месяц они снова встретились, и человек сказал Чуме: "А ведь ты обманула меня, старая. Сказала, что идешь забрать тысячу жизней, а унесла пять тысяч". Но Чума ответила ему: "Нет. Я, как и обещала, унесла только тысячу. Остальные умерли от страха..."
Любая болезнь, любой вирус в нас существуют как информация, которая не несет никакой опасности до того момента, пока количество страха не станет критическим. Это все равно как если бы углекислый газ вытеснил кислород из воздуха, которым мы дышим, и все бы задохнулись. Хотя в небольших дозах этот газ даже необходим. Точно так же и страх: в минуты реальной угрозы он нужен как инстинкт самосохранения, чтобы привести в действие все резервы организма для спасения. Однако согласитесь, что такие стрессовые ситуации случаются в жизни крайне редко, а страх человек испытывает постоянно, причем он завуалирован под разные формы, самой таинственной из которых в этом смысле является радость.
- Вы что же, отрицаете наличие положительных эмоций в нашей жизни?
- Неуемная радость может привести к остановке сердца столь же успешно, как и сильный гнев. Конечно, формально можно считать причиной смерти некую ситуацию, которая и привела к возникновению крайней степени эмоции. Но на самом деле она была только последней точкой в длинном ряду ранее пережитых как счастливых, так и несчастных случаев. Поэтому для меня все, что приводит человека либо к болезни, либо к смерти, не может нести в себе ничего положительного.
Дело в том, что люди - наркоманы собственных эмоций. И это не образ и не метафора. Именно желание испытывать страх, когда для этого нет реальной причины, несет в себе настоящую угрозу для здоровья человека. В этом суть наркотика. Страх, накопленный в результате обид, зависти, ревности, стыда, мести, радости и влюбленности, создает почву для физических болезней, и вирусных в том числе.
- Но мы же с вами говорим об эмоциях, то есть области нематериальной. Как наркотиком может быть то, чего нельзя увидеть ни под каким микроскопом?
- Очень просто. На все эмоции наш организм реагирует определенным образом. Эти реакции приводят в действие химические процессы, в результате которых в кровь поступают те или иные гормоны. Любая пережитая вами стрессовая ситуация запоминается мозгом и хранится в его памяти, а на химическом уровне закрепляется в виде формулы, создавая гормональную память стрессов. Несчастный случай был с вами один раз, но, вспоминая его снова и снова (причем всегда через эмоцию обиды), вы каждый раз приводите в действие все механизмы вашей наркотической фабрики, и страховая эйфория, захлестывая мозг, держит ваш организм в постоянном гормональном напряжении. Теперь это все умножьте на количество стрессов, и вам станет ясно, почему физическое тело человека изнашивается с такой невероятной скоростью.
Дальше все развивается по уже известной схеме. В организме возникает потребность постоянно получать все большие и большие порции эмоциональных переживаний, которые приводят к увеличению допустимой дозы гормонов в крови.
В результате этого здоровая формула обмена веществ нарушается и человек становится больным физически.
Из известных гормонов страха вы слышали только об адреналине. Он возникает в большом количестве во время приступов сильного гнева. Однако парадоксально то, что этот же самый гормон необходимо ввести прямо в сердце человеку, который находится в состоянии клинической смерти. То, что нас убивает в одной ситуации, спасает в другой. И в этом ирония стресса.
То, что все эмоции - страх, недавно подтвердили научные эксперименты. Правда, пока ученые смогли выделить из крови человека гормон, который вырабатывается на эмоцию... влюбленности (при желании его, кстати, можно рассмотреть под микроскопом). На основе гормона сделали таблетку и стали давать ее участникам эксперимента. Через некоторое время у них было зафиксировано привыкание к данному препарату. То, что человек находится под сильным эмоциональным допингом, будучи влюбленным, известно давно. Но о наркотической природе этого "прекрасного чувства" история умалчивает.
- Неужели все так страшно? О влюбленности написано столько прекрасных произведений, столько фильмов снято!
- Мне искренне жаль нас, потому что безграмотность в области эмоциональных законов никому, кроме человека, не угрожает. Животный мир на сегодня устроен гораздо мудрее нашего. Там ни одной антилопе не придет в голову рассказывать много лет подряд одну и ту же страшную историю о том, как она спаслась однажды из лап пантеры. А человека хлебом не корми, только дай "поплакаться в жилетку". Почему? Чтобы его пожалели, думаете вы. Но подсознательно им движет комплекс слабого и трусливого человека. Ему стыдно и до слез обидно, что он не смог достойно встретить трудности. И, рассказывая об этом своим друзьям, он надеется исправить ситуацию. Не в жизни, а в своих фантазиях, где он всегда знает, как себя оправдать и лучше подать.
Однако, упиваясь своими рассказами, он вовлекает в этот эмоциональный процесс все новых и новых людей, которые, слушая его, крутят в голове одну и ту же пластинку: "Как хорошо, что со мной такого не случилось!"
Человеческие разговоры "по душам" - это самый простой способ "уколоться" очередной дозой наркотика, причем "кайф" получают от этого оба собеседника.
Да, ни одному человеку в мире не ставился диагноз "наркоман страха". Нет ни такой науки, ни такой медицины. Если у вас эмоциональный срыв, вам в лучшем случае выпишут сильнодействующие таблетки, кстати сказать, часто приготовленные из тех же химических веществ, которые вырабатывает наш организм для воздействия на различные центры мозга. Но подавление одних химических излишеств другими дает только временную передышку больному. Пока существует скрытая стрессовая причина, рецидив неминуем.
У меня на приеме была немолодая женщина лет пятидесяти, у которой не было никаких медицинских диагнозов, но ей не хотелось... жить. Она не понимала, что является причиной этого, потому что отношения в семье прекрасные, работа супероплачиваемая, дети устроены, муж жизни себе без нее не представляет.
Оказалось, что за несколько месяцев до рождения нашей героини погиб ее отец, погиб на войне, будучи моряком-подводником на Северном флоте. Когда я ей сказал об этом, она не поверила. Правда, через некоторое время рассказала, как ее мама часто плакала перед фотографией отца и сожалела о том, что он так и не увидит свою дочь. После моего задания представить отца и мысленно прожить с ним такую жизнь, о которой она мечтала все эти годы, женщина проревела не один час. Потом она все твердила: "Не знать человека и так убиваться. Я что, нервная?" Конечно, нет. Просто, отразив страх своей матери неосознанно, еще в утробе, она жила с ощущением чужой смерти много лет, даже не подозревая об этом.
- Опасен ли наркоман эмоций?
- Если вы знаете, что какой-то человек употребляет героин или опиум, то вы будете держаться от него подальше, когда он находится под "кайфом", - это опасно. А вот преступления, совершенные на почве эмоций (в состоянии аффекта), надо заметить, относятся к категории дел с пометкой "смягчающие обстоятельства". Но убитому легче от этого не станет.
Опасность эмоционального наркотика не в том, что он доводит человека до бессознательного состояния. Его настоящая угроза скрыта в гормональной зависимости от дозы, которую нельзя контролировать умом. И если вы на этом сделаете акцент, то вы увидите, что на самом деле понятие "наркотик" распространяется на все, что человек делает, а точнее, любит делать. Кого-то из вас не оторвать от телевизора, кого-то - от телефона, кого-то - от кофе или коньяка, кого-то - от сигарет или шоколада. И если вас попытаться лишить любимого занятия, то реакция ваша будет одинаково агрессивной.
Я сейчас специально все утрирую, чтобы вы обратили внимание на ту реальную угрозу, которая скрыта внутри нашего организма. Люди тысячи лет изучают природу тела, чтобы сделать его совершенным, а значит, и бессмертным. Но все попытки потерпели крах, потому что то, на что надето наше тело, никого не интересует.